ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ В РОМАНЕ П. А. ХРАМОВА «ИНОК»




Образ Маши Мироновой – один из центральных в романе Петра Храмова «Инок». Уфимский писатель создаѐт его с помощью следующих приѐмов создания художественного образа: портрета (ярких портретных деталей), поступков, речи персонажа, мировоззрения героини. Мы видим Машу Миронову, а еѐ зовут именно так, как пушкинскую героиню, маленькой шестилетней девочкой, подростком и, наконец, взрослой девушкой, которую беззаветно любит главный герой храмовского романа. Аналогия имѐн пушкинской и храмовской героинь, на наш взгляд, далеко не случайна. Как и в «Капитанской дочке», Маша из романа «Инок» – преданный, верный, глубоко порядочный человек, поражающий читателя стойкостью, хрупкостью и гармонией души.

Сопоставим портретные характеристики главной героини, которые уфимский автор даѐт в произведении, и проследим за тем, как меняется внешний и внутренний облик Маши. Первое знакомство главного героя с Машей произошло в школьном дворе первого сентября, где она «потерянно бродила, глядя в землю и держа в руке несколько обтрепанных стебельков». Вот какой видит эту хрупкую девочку герой (такой же шестилетний ребѐнок, как и она) – «это маленькая девочка из первого "Г" класса» с жѐлтенькими глазами, не темными, но и не светлыми ресницами, с маленькой фигуркой, круглым личиком и тоненькой шейкой» [5; 48].

Маша, став подростком, становится более женственной, рассказчик отмечает: «Маша изменилась, и прическа у нее другая, да и подросла она, наверное, но не это меня удивило – 8

ее состояние показывало, что у Машеньки есть какая-то другая, не похожая на школьную, жизнь. В школе Маша была послушной, вежливой девочкой – обычно она кого-нибудь прилежно слушала, внимательно рассматривала какой-нибудь стенд или молчаливо и большеглазо дивилась, как бегают ребята, идут дождики, кружится снег. Сейчас я впервые увидел Машу внимающей не миру, а себе». Особенно мальчику было непривычно видеть «ее голову без челки – гладко причесанную, крутолобую, с косичкой» [5; 66].

Образ Маши со временем «мерк из-за влаги нелепой растроганности и, главное, из-за ослепительности кружевного воротничка, манжет, гамаш, повязки с красным бантиком и совсем уж чудовищной белизны аж двух бантиков. И черный ее передничек мерцал как уголь-антрацит. И галстук еще пылал. Шелковый». Все эти изменения в Маше, герой объяснял просто: «Маша начала взрослеть» [3; 35].

Главный герой восхищен ею: «Маленькая и тихая, добрая и простая. Она не такая как все – она хорошая». Кроме того, героя удивляет и необыкновенность детски-девичьей ручки: «Крохотная, тоненько-пухленькая Машина ручка произвела на меня мимолетное, но очень сильное впечатление» [5; 51].

Повествователю становится важно присутствие Маши, ее мнение, поддержка и даже просто одобрение. Он часто спрашивает себя: «А как бы Маша отнеслась ко всему этому?» [5; 59]. У центральных персонажей завязывается настоящая дружба, та самая «чистая и товарищеская», как отмечает главный герой.

Маша росла, а вместе с ней и ее удивительная загадка: «к маленькой Маше привыкать было не нужно, а вот к Маше растущей и расцветающей привыкать приходилось чуть ли не каждый год» [5; 56]. Рассказчика поражает опасливое и тихо-цветущее ее приличие, но при этом он отмечает, что Маша была «обыкновенной девушкой с очень простым лицом». 9

Встав взрослой, главной героине становится присуще некая семейная ворчливость, серьезность, гордость во взгляде. «Ее желтенькие глаза остались прежними, только став более внимательными, а речь приобрела таинственную замедленность» [5; 72].

Основные черты характера центральной героини романа раскрываются так же и в еѐ поступках. Ее редкостная горячность проявлялась в неожиданном встревании в разговор, а спокойствие и покорность в «тихом молчании». Несмотря на это, «кроткая и чуткая Маша характер имела вполне русский – несокрушимый, как у боярыни Морозовой. Недаром она, еще первоклассницей, превратила в веник букет цветов, обтрепав его о собачку, посягнувшую на ее безопасность и независимость» [3; 38].

Об ответственности и исполнительности Маши мы узнаем через ее речь: «сегодня в восемь вечера читаем со страницы 182 до без пятнадцати девять». А в таких строчках, как «Ластик, не паникуй – это мнительность, это усталость, это пройдет», наблюдается такая черта характера Маши, как взаимопонимание и дружелюбность [4; 23].

Рассматривая героиню среди ее домочадцев, мы видим Машу воспитанной и послушной девочкой, к которой относятся с большой требовательностью: «Ма-ри-я! Ты же де-воч-ка» [3; 44]. Маше так часто и так строго внушали «ты же девочка», что ей впоследствии не пришлось выслушивать «ты же девушка», – во всем этом она разобралась сама, причем так талантливо, что на нее, в общем-то не яркую и не улыбчивую, часто оборачивались на улице.

Маша среди своих друзей – Агаря, Степана ведет себя серьезнее и взрослее, чем остальные ребята: «хотя нам всем было по одиннадцать лет, Маша выглядела старше и удивляла нас порою повадками вполне девичьими. Так, она решительно отказалась катить на «велике» и уж тем более бежать за ним 10

«язык высуня». «Вы че?» – урезвонила она нас медленным взглядом почти взрослой девушки» [4; 39].

На мой взгляд, Маша Миронова – героиня со стойким характером, который не изменяется у нее до конца жизни. Она уже с детства отличается от своих сверстников умом, глубоким, проникновенным пониманием тех или иных явлений окружающей действительности: «Маша сказала с простой и товарищеской серьезностью, что во всей Библии, а в Ветхом Завете особенно, на женщину смотрят как на продолжательницу рода человеческого <…> Я стоял и не давал воли своему восхищению… Агарь изображала преувеличенное внимание, Степа же смотрел в окно задумавшись» [5; 67]. И тут, действительно, понимаешь, что девочка просто не могла не вызвать восхищения у главного героя. Он воспринимает Машу как существо необычное, наделѐнное качествами, которыми обладают редкие люди.

Как отмечает П. И. Федоров в своей статье «Хрустальный крест», посвященной роману П. Храмова «Инок», «Маша пронизана вся христианскими мотивами кротости, взаимной любви и сострадания». Характерен эпизод, когда Маша торжественно вносит тарелочку с одним-единственным пирожком. «Вот это я сама испекла и лепила, – и тихо добавила: – Это тебе, – и чуть погромче: – Горячий». А сзади неѐ, за окном, две высокие снежные шапки на заборе, казалось, склонились друг к другу и к каждому еѐ плечику. Множество раз вспоминал я впоследствии эту картину, и постепенно, сквозь этот уже сон бытия, стали просвечивать реалии рублѐвской «Троицы» [2; 86].

Маша – это героиня, у которой есть своя позиция, свой неповторимый взгляд на явления, процессы, происходящие вокруг нас. Пожалуй, самые ѐмкие и глубокие характеристики она даѐт рабочему классу, относя его классу временщиков: «Да… рабочий класс самый реакционный, он ничем не связан 11

с вечностью – ни землей, ни собственностью, ни людьми, ни памятью… Ни своей работой – все его поделки устаревают через пять-десять лет. Класс, работающий на свалку, – отсюда психология временщиков: после нас хоть потоп… Это не крестьяне: умирать собрался, а рожь сей… Это временщики, у которых ничего нет святого… Даже отечества… Даже надежд – их заменяют автоматы… роботы… Вот они и беснуются…» – говорила Маша всѐ это в первый раз, но как давным-давно продуманное и взвешенное, – говорила, имея перед глазами наглядное доказательство своим словам.

Самыми интересными являются рассуждения героини повести об особой этике А. П. Чехова, которую можно охарактеризовать как «комфортный стоицизм культуры». «Чехов – единственный наш писатель, который понимал, что дело не в социальных и общественных идеях, которые неизбежно ссорят людей, не в «направлениях», которые тоже их разобщают, а в постоянном – как жизнедеятельность живого организма – нравственном усилии» [1; 118].

Делая выводы, хотелось бы отметить, что Маша Миронова, став лучшим другом, товарищем и советчиком центральному герою романа «Инок», оставила в его памяти и в сердце незабываемый след, любовь к ней он пронѐс через всю свою жизнь.

Русская литература предлагает читателю немало пленительных, ярких, цельных женских образов, которые воплощают для писателя идеал русской женщины. Таковы: Татьяна Ларина А. С. Пушкина, Катерина Кабанова А. Н. Островского, бедная Лиза Н. М. Карамзина, Соня Мармеладова Ф. М. Достоевского, Наташа Ростова Л. Н. Толстого. Маша Миронова из романа Петра Храмова дополняет этот замечательный ряд прекрасных женских образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: