Эксплуатационная служба АТП




Лекция 5. Общая организация управления АТП

Концепция формирования управленческого аппарата

 

В современных условиях хозяйствования предприятия самосто­ятельно определяют организационную структуру управления. В качестве рекомендаций для предпри­ятий автомобильного транспорта разработаны типовые структуры управления и нормативы численности специалистов и служащих.

Численность специалистов и служащих рекомендуется исчис­лять по следующим производственно-хозяйственным функциям:

- общее руководство,

- технико-экономическое планирование,

- органи­зация труда и заработной платы,

- бухгалтерский учет и финансовая деятельность,

- материально-техническое снабжение,

- комплектова­ние и подготовка кадров,

- общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание,

- эксплуатационная служба,

- техническая служба.

Нормативы численности в целом по предприятию устанавливают с учетом конкретных параметров работы системы: количества авто­мобилей в приведенных единицах, коэффициента выпуска автомо­билей на линию, среднесписочной численности работающих, режи­ма работы автомобилей (времени в наряде), потребности в рабочих по ремонту автомобилей.

Для выполнения производственных и управленческих функций на предприятиях автомобильного транспорта предусматривается создание в зависимости от их мощности следующих структурных подразделений (табл. 6.1). Например, на предприятиях III группы в структуру управления рекомендуется включать все подразделе­ния управления, за исключением отдела организации труда и зара­ботной платы. Работники этого подразделения входят в состав пла­ново-экономического отдела. Кроме того, в составе отделов управления предприятием или отдельно предусматриваются спе­циалисты по определенным вопросам, в том числе инженер по без­опасности движения и инженер по технике безопасности.

 

Таблица 5.1 Наличие структурных подразделений по группам предприятий

Структурное подразделение Группа по количеству автомобилей I II III IV V
  св.800 501—800 251—500 101—250 50—100
Администрация + + + + +
Планово-экономический от­дел + + +    
Отдел организации труда и заработной платы + +      
Бухгалтерия + + + + +
Отдел материально-техниче­ского снабжения + + +        
Отдел комплектования и под­готовки кадров + + +        
Административно-хозяйственный отдел + + +        
Отдел эксплуатации + + + +  
Диспетчерская служба + + + + +
Гаражный отдел + + + + +
Автомобильные колонны + + + +  
Технический отдел + + +    
Производственные участки, мастерские + + + + +
Отдел технического контроля + + +    

 

 

На крупных АТП, имеющих парк более 500 автомобилей, наря­ду с приведенными подразделениями управления возможно созда­ние отдельных конструкторско-технологических групп для разра­ботки и осуществления мероприятий по совершенствованию организации ТО и ремонта подвижного состава и решению других вопросов, связанных с внедрением новой техники и распространением передового опыта.

 

Функции структурных подразделений управления.

Эксплуатационная служба АТП

 

Научная организация транспортного процесса и эффективное использование транспортных средств зависят, прежде всего, от со­вершенства работы эксплуатационной службы, степени подготов­ленности ее кадров и оснащенности необходимыми вычислитель­ными и другими техническими средствами.

Эксплуатационная служба АТП состоит из подразделений, непосредственно организующих и обеспечивающих перевозки. Непосредственное руководство водительским составом осуществляют начальники автоколонн, а в небольших АТП – бригадиры. В их подчинении находятся техники, осуществляющие выпуск автомобилей на линию при условии их соответствия требованиям по безопасности движения и экологической безопасности. Они же контролируют состояние автомобилей, возвращающихся с линии, выполнение норм расхода топлива, организуют эвакуацию автомобилей, отказавших на линии.

Оперативный учет перевозок и качества работы водительского состава осуществляет диспетчерская служба.

В структуре руководства АТП в форме отдельного подразделения может создаваться отдел эксплуатации, призванный оптимизировать перевозочные процессы.

Эксплуатационная служба организует свою работу на основе плана перевозок по видам грузов и грузоотправителям, а также плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности для наиболее рациональ­ного осуществления этих перевозок с наименьшими затратами. По­этому эксплуатационная служба главное внимание уделяет мар­кетинговым исследованиям перевозок в городах и районах, а также в междугородном и межрайонном сообщении как важнейшему ус­ловию полного и своевременного обслуживания предприятий и ор­ганизаций, наиболее эффективного использования транспортных средств. На пассажирских АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечить более полное удовлетворение нужд населения в автобусных и таксомо­торных перевозках.

 

Техническая служба АТП

 

Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном со­стоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Для выполнения этих задач в ведении технической службы, возглавляемой главным инженером, находятся гараж (зо­на хранения) и мастерские, в составе которых имеются производ­ственные участки и бригады по ТО и ремонту подвижного состава.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

- организация надлежащего хранения подвижного состава, обес­печивающего высокую техническую готовность его к работе, своев­ременность выпуска автомобилей на линию и прием их;

- разработка и решение вопросов, связанных с укреплением про­изводственно-технической базы предприятия;

- оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомоби­лей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчет­ности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам;

- руководство всей совокупностью работ по обеспечению нор­мального материально-технического снабжения предприятия, ор­ганизации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление ме­роприятий по более рациональному их использованию;

- изучение, обобщение и распространение опыта новаторов про­изводства, разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники и научной организации труда, охране труда и предупреждению аварийности, а также руководство дви­жением рационализаторов и изобретателей.

Состав и структура технической службы во многом зависят от размеров предприятия и принятой системы ТО и ремонта транс­портных средств.

На многих крупных АТП действует централизованная система, при которой мастерские и весь ремонтно-обслуживающий персо­нал находятся в ведении ремонтной службы предприятия. В этом случае мастерские выполняют весь комплекс работ по техническо­му обслуживанию и ремонту автомобилей, имея в своем составе зоны ЕО, TO-1, TO-2 и производственно-вспомогательные участки.

В подчинении начальника мастерских находятся сменные старшие механики, руководящие работами по ТО и ремонту автомобилей, мастера производственно-вспомогательных участков, техник-нор­мировщик, а также механики колонн, осуществляющие контроль за приемом автомобилей, качеством ТО и ремонта и выпуском подвижного состава на линию. В результате создаются возможности для подчинения начальника гаража и начальников колонн экс­плуатационной службе и сосредоточения главного их внимания на повышении уровня эксплуатационной деятельности.

В отличие от этого при децентрализованной системе все работы по ТО и ремонту осуществляются каждой колонной, которая имеет для этого свою комплексную бригаду рабочих. При этом механики подчинены начальникам колонн. Они руководят бригадами ремонтно-обслуживающих рабочих и одновременно выполняют конт­рольные функции по осмотру и приему автомобилей. В этом случае гараж в целом, осуществляя функции хранения, выпуска на линию и приема с линии подвижного состава, может быть подчинен руково­дителю технической службы — главному инженеру предприятия.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: