Лекция 5. Общая организация управления АТП
Концепция формирования управленческого аппарата
В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно определяют организационную структуру управления. В качестве рекомендаций для предприятий автомобильного транспорта разработаны типовые структуры управления и нормативы численности специалистов и служащих.
Численность специалистов и служащих рекомендуется исчислять по следующим производственно-хозяйственным функциям:
- общее руководство,
- технико-экономическое планирование,
- организация труда и заработной платы,
- бухгалтерский учет и финансовая деятельность,
- материально-техническое снабжение,
- комплектование и подготовка кадров,
- общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание,
- эксплуатационная служба,
- техническая служба.
Нормативы численности в целом по предприятию устанавливают с учетом конкретных параметров работы системы: количества автомобилей в приведенных единицах, коэффициента выпуска автомобилей на линию, среднесписочной численности работающих, режима работы автомобилей (времени в наряде), потребности в рабочих по ремонту автомобилей.
Для выполнения производственных и управленческих функций на предприятиях автомобильного транспорта предусматривается создание в зависимости от их мощности следующих структурных подразделений (табл. 6.1). Например, на предприятиях III группы в структуру управления рекомендуется включать все подразделения управления, за исключением отдела организации труда и заработной платы. Работники этого подразделения входят в состав планово-экономического отдела. Кроме того, в составе отделов управления предприятием или отдельно предусматриваются специалисты по определенным вопросам, в том числе инженер по безопасности движения и инженер по технике безопасности.
|
Таблица 5.1 Наличие структурных подразделений по группам предприятий
Структурное подразделение | Группа по количеству автомобилей I II III IV V | ||||
св.800 | 501—800 | 251—500 | 101—250 | 50—100 | |
Администрация | + | + | + | + | + |
Планово-экономический отдел | + | + | + | ||
Отдел организации труда и заработной платы | + | + | |||
Бухгалтерия | + | + | + | + | + |
Отдел материально-технического снабжения | + | + | + | ||
Отдел комплектования и подготовки кадров | + | + | + | ||
Административно-хозяйственный отдел | + | + | + | ||
Отдел эксплуатации | + | + | + | + | |
Диспетчерская служба | + | + | + | + | + |
Гаражный отдел | + | + | + | + | + |
Автомобильные колонны | + | + | + | + | |
Технический отдел | + | + | + | ||
Производственные участки, мастерские | + | + | + | + | + |
Отдел технического контроля | + | + | + |
На крупных АТП, имеющих парк более 500 автомобилей, наряду с приведенными подразделениями управления возможно создание отдельных конструкторско-технологических групп для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию организации ТО и ремонта подвижного состава и решению других вопросов, связанных с внедрением новой техники и распространением передового опыта.
Функции структурных подразделений управления.
Эксплуатационная служба АТП
|
Научная организация транспортного процесса и эффективное использование транспортных средств зависят, прежде всего, от совершенства работы эксплуатационной службы, степени подготовленности ее кадров и оснащенности необходимыми вычислительными и другими техническими средствами.
Эксплуатационная служба АТП состоит из подразделений, непосредственно организующих и обеспечивающих перевозки. Непосредственное руководство водительским составом осуществляют начальники автоколонн, а в небольших АТП – бригадиры. В их подчинении находятся техники, осуществляющие выпуск автомобилей на линию при условии их соответствия требованиям по безопасности движения и экологической безопасности. Они же контролируют состояние автомобилей, возвращающихся с линии, выполнение норм расхода топлива, организуют эвакуацию автомобилей, отказавших на линии.
Оперативный учет перевозок и качества работы водительского состава осуществляет диспетчерская служба.
В структуре руководства АТП в форме отдельного подразделения может создаваться отдел эксплуатации, призванный оптимизировать перевозочные процессы.
Эксплуатационная служба организует свою работу на основе плана перевозок по видам грузов и грузоотправителям, а также плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления этих перевозок с наименьшими затратами. Поэтому эксплуатационная служба главное внимание уделяет маркетинговым исследованиям перевозок в городах и районах, а также в междугородном и межрайонном сообщении как важнейшему условию полного и своевременного обслуживания предприятий и организаций, наиболее эффективного использования транспортных средств. На пассажирских АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечить более полное удовлетворение нужд населения в автобусных и таксомоторных перевозках.
|
Техническая служба АТП
Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.
Для выполнения этих задач в ведении технической службы, возглавляемой главным инженером, находятся гараж (зона хранения) и мастерские, в составе которых имеются производственные участки и бригады по ТО и ремонту подвижного состава.
Главными задачами технической службы предприятия являются:
- организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их;
- разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия;
- оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам;
- руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию;
- изучение, обобщение и распространение опыта новаторов производства, разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники и научной организации труда, охране труда и предупреждению аварийности, а также руководство движением рационализаторов и изобретателей.
Состав и структура технической службы во многом зависят от размеров предприятия и принятой системы ТО и ремонта транспортных средств.
На многих крупных АТП действует централизованная система, при которой мастерские и весь ремонтно-обслуживающий персонал находятся в ведении ремонтной службы предприятия. В этом случае мастерские выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, имея в своем составе зоны ЕО, TO-1, TO-2 и производственно-вспомогательные участки.
В подчинении начальника мастерских находятся сменные старшие механики, руководящие работами по ТО и ремонту автомобилей, мастера производственно-вспомогательных участков, техник-нормировщик, а также механики колонн, осуществляющие контроль за приемом автомобилей, качеством ТО и ремонта и выпуском подвижного состава на линию. В результате создаются возможности для подчинения начальника гаража и начальников колонн эксплуатационной службе и сосредоточения главного их внимания на повышении уровня эксплуатационной деятельности.
В отличие от этого при децентрализованной системе все работы по ТО и ремонту осуществляются каждой колонной, которая имеет для этого свою комплексную бригаду рабочих. При этом механики подчинены начальникам колонн. Они руководят бригадами ремонтно-обслуживающих рабочих и одновременно выполняют контрольные функции по осмотру и приему автомобилей. В этом случае гараж в целом, осуществляя функции хранения, выпуска на линию и приема с линии подвижного состава, может быть подчинен руководителю технической службы — главному инженеру предприятия.