Тема 20. Весенние таланты
Цели занятия: поговорить с детьми о том,
• как услышать звуки весны,
• сколько ве́сит один талант,
• какие таланты самые главные.
Цветы жизни нашей - добродетели.
Святитель Григорий Нисский
Ход занятия
v На экране – эпиграф. Стоит икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
v Кто-то из ребят выразительно читает рассказ на титуле темы. Вопросы:
- какой праздник и как встречали люди? Как они это делали?
- что вы уже знаете об этом православном празднике?
- как благая весть о рождении Спасителя связана с весенней природой?
Дети вспоминают праздник Благовещения.
- Как звали Ангела, принесшего Марии радостную весть?
- Почему она очень удивилась этому?
- А как отреагировал Иосиф?
- Как переводится слово «Евангелие»?
v Дети читают о празднике рубрику «Православный календарь».
v Задание 1 в дневнике.
- Почему в этот день выпускают голубей?
- А какие таланты есть у птиц?
- А у нас есть такие таланты?
Записываем тему, ставим цели.
Рассказ учителя (или могут прочитать дети по 1 предложению по цепочке)
Весна – это, наверное, самое невероятное время года! Ежедневно можно удивляться чудесам природы, происходящим вокруг. Тут на первых прота́линах появились жёлтые цветочки мать-и-мачехи, а там набухли почки старого тополя. Искрится последний снег на ярком солнце, всё выше поднимающемся с каждым новым днём. Если прислушаться, то можно услышать неповторимые звуки весны: журчание ручья и звонкое пение весёлых птиц. На разные голоса поют эти пернатые проказники! Откуда же у них столько талантов?
Конечно, от Бога. Но не только птичкам, а всему живому миру Господь дал множество талантов. В том числе и людям. Каждый человек имеет какие-то способности и дарования. Один мальчик умеет отлично петь, а другой – играть в шахматы. Одна девочка замечательно рисует, а другая – бегает быстрее всех в классе. Но как же важно эти таланты не только сохранять, но и развивать. Именно об этом однажды рассказал Христос в своей притче.
|
Один господин отправлялся в чужую страну и поручил рабам имение своё. Одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему – один. Нужно сказать, что в древности талантом называли не дарования от Бога, а 25 килограммов серебра. Значит, каждый раб получил от господина деньги, которые нужно было сохранить и приумножить за время его отсутствия. Так, получивший 5 талантов употребил их в дело и приобрёл ещё 5 талантов. Так же поступил и второй раб, вдвое умноживший свои 2 таланта. А что же сделал третий? Он просто зарыл в землю свой талант…
- Как вы думаете, почему он это сделал?
В итоге первых двух рабов возвратившийся господин похвалил, а у третьего забрал один талант и отдал тому, у которого было их уже 10. Что про́ку от того, что он зарыл его в землю?
- Как вы решите примеры на слайде? Что обозначают эти цифры?
v Задание 2 в дневнике.
v Посмотреть Ералаш «Шел автобус 5 номер». Задаться вопросом: какой талант зарыли в землю мальчики?
Не так же бывает и с нами, когда добрые качества, которые каждому человеку даны от Бога, мы «зарываем в землю»? Господь создал нас по Своему Образу и Подобию, с рождения вложив многие таланты!
- Какие таланты с рождения мы получили от Бога?
Доброту, скромность, щедрость, трудолюбие, честность и другие добрые качества. Более 5 талантов Он дал нам! Но как мы их употребляем? Способны ли мы умножать их, приобретать новые таланты? Ведь неспроста́ теперь словом талант мы называем не 25 кг серебра, а добрые качества души и дарования от Бога, которые Он даёт просто так, по Любви к нам.
|
v Задание 3 в дневнике.
А ещё основные добрые качества человека называются доброде́телями: смирением, кротостью, воздержа́нием, радостью, целому́дрием, терпением, любовью… Однако до сих пор есть те, кто не хочет сохранять и приумножать их, всё время зарывая эти таланты в землю, воспитывая в себе совершенно противоположные качества: гордость, невозде́ржанность, гневливость, уныние и не́нависть к другим людям. Тогда потеряют они и всё доброе, что имели раньше... Так учит притча Христова.
Основные добродетели, которые каждый христианин стремится в себе развивать, выделены в рубрике «Словарик» учебного пособия. Давайте посмотрим туда вместе. Обратите внимание, что читаем список добродетелей снизу вверх.
- Сможете ли вы подобрать к этим добродетелям противоположные греховные страсти?
v Задание 4 в дневнике.
v Потом проверить задание с помощью слайда.
- Когда же мы по-настоящему преображаемся?
- Так что же делает нас ближе к Богу? Может рост? Возраст?
- Если мы становимся старше, то становимся более добрыми? Не всегда…
v Рубрика «Недетский ответ». Читает ребенок. Обсуждаем с ребятами.
Таким образом, не стоит зарывать данные в детстве от Бога таланты, а лучше всю жизнь приумножать их, раскрывая светлые качества души. И тогда в ней будет всегда царить радостная весна с яркими цветочками, журчащими ручьями, щебетом озорных птичек и распускающимися веточками вербы… Но об этом неповторимом пушистом деревце мы поговорим в следующий раз.
|
* * *
- Что же мы сегодня узнали?
- Достигли мы целей нашей встречи?
- Ответы на вопросы для повторения.
- Каков основной вывод нашей сегодняшней встречи? Возврат к эпиграфу.
- почему святитель Григорий Нисский называет добродетели цветами жизни?
Действительно, проявление добрых качеств человека превращает наш мир в цветущий сад! Вспомните, как мы дарили людям фрукты, желали им здоровья... Как они на это реагировали? А зачем нужно здороваться? Какие таланты для этого нужны?
v Посмотреть мультфильм «Трям, здравствуйте!». Обсудить, задав вопросы:
- какую страну выдумал Медвежонок?
- какие качества проявились у Ёжика и у Медвежонка? Они были одинаковыми?
- как им удалось не поссориться, сохранить дружбу?
- почему мы всегда должны здороваться друг с другом?
- какие таланты для этого у нас есть?
Желаю вам, чтобы вы всегда проявляли свои самые добрые Божии таланты, развивали их и ни в коем случае не зарывали в землю!
v Задание 5 в дневнике делают самостоятельно в течение недели дома. Дать необходимые комментарии, вдохновить детей на выполнение задания.
v Рубрику «Душевное чтение» читает учитель за чаем. Обсуждаем.