«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
Воспитатель: Валова Вера Сергеевна
г. Куртамыш 2021 г.
Консультация «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Одной из основных задач на протяжении последних лет является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
В работе с детьми необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии коррекционные.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· Динамические паузы;
· Самомассаж;
· Физкультминутки;
· Контроль осанки;
· Дыхательная гимнастика;
· Мимическая гимнастика;
· Пальчиковая гимнастика;
· Артикуляционная гимнастика;
· Гимнастика для глаз;
· Оздоровительные игры;
· Релаксация.
Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включаются в режим дня.
|
Ежедневно проводя пальчиковую гимнастику мы воздействуем на кончики пальцев стимулируем прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Дыхательная гимнастика. Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.
|
Зрительная гимнастика является одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
- предупреждение утомления;
- укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятие напряжения;
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя. Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным резким наклоном головы. Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
|
Мимическая гимнастика. Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
· познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
· развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
· усилить глубину и устойчивость чувств;
· разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Элементы закаливания в режиме дня:
- мытьё рук до локтя прохладной водой;
- полоскание горла водой комнатной температуры.
Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:
· Утренняя гимнастика;
· Физкультурные занятия;
· Физкультурные досуги;
· Точечный массаж;
· Спортивные развлечения;
· Гимнастика пробуждения.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.
Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам.
Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой).
Работа с родителями: эта работа является составляющей частью всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями надо проводить под девизом «Детский сад, мама, папа, я – это дружная семья», что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Использовать разнообразные формы работы с семьями детей: дни здоровья с родителями, совместные досуги, праздники, соревнования.