Логопед демонстрирует пары картинок, называет определения-антонимы:
злая собака - добрая собака; большая собака - маленькая собака; белая собака - черная собака.
Дети получают картинки (по одной из парных) и находят картинку «наоборот». Логопед комментирует действия детей. В конце игры дети хором повторяют слова-антонимы.
Психогимнастика
Логопед предлагает детям показать веселую собаку, которая радуется хозяину. Затем грустную собаку, которая потерялась. Логопед обращает внимание на то, как громко и с какой интонацией собака лает в этих случаях.
Конструирование модели «Домик» (см. с. 42)
Закрепление в речи детей глаголов «сторожит», «охраняет»
Логопед сажает возле каждого построенного детьми домика маленькую игрушечную собаку и произносит вместе с каждым ребенком фразы: «Собака сторожит дом», «Собака охраняет дом».
Задачи: активизация предметного словаря и словаря определений;
упражнение в составлении фраз по демонстрации действий; развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: картинки (собака со щенками, кошка с котятами, курица с цыплятами, утка с утятами), кукла, игрушечная собака, расческа, миска, косточка, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Собачка»
Ав-ав-ав, никого я не пугаю. Локоть правой руки опирается о стол, кисть
- параллельно столешнице.
Ав-ав-ав, я с детишками играю. Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами. (То же другой рукой).
Дидактическая игра «У кого такие детки?»
Перед детьми картинки: собака со щенками, кошка с котятами, курица с цыплятами, утка с утятами. Логопед спрашивает детей: - У кого щенки? (- У собаки щенки.) И т.д.
Дидактическая игра «Таня и ее собака»
ней.
У логопеда на столе кукла и игрушечная собака.
Кукла Таня «рассказывает» о том, как она ухаживает за своей собакой, кормит ее, гуляет, играет с
Далее детям предлагается угадать, что делает Таня. Логопед производит действия с игрушками. Дети отвечают фразой: Таня гладит собаку. Таня причесывает собаку. Таня дает собаке воду (косточку). Таня гуляет с собакой. Таня играет с собакой (в мячик).
Дидактическая игра «Наоборот» (с мячом)
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед бросает мяч каждому ребенку, называя определения. Ребенок должен назвать антоним и вернуть мяч логопеду. Предлагаются определения: маленький - большой, высокий - низкий, злой - добрый, грустный - веселый, белый - черный, чистый - грязный.
Задачи: практическое употребление детьми предлогов «в», «на», «под», «за»; развитие фразовой речи; развитие памяти и логического мышления; закрепление в речи названий белого и черного цвета.
Оборудование: картинка «Собака со щенками», игрушечные собачки (белая и черная), корзина, коробка, ботинок, кукольная мебель.
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
В прятки пальчики играли Одна рука упирается локтем о крышку стола,
И головки убирали. пальцы выпрямлены.
Вот так, вот так, Другой рукой загибать по одному пальцу,
Так головки убирали. начиная с большого.