География Земли (материки, океаны, народы и страны)




Начальный курс географии

Класс. 35 ч

Темы уроков Содержание Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
Уроки 1–2 География — одна из наук о планете Земля Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли
Урок 3 Наблюдения — метод географической науки Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. Проводить наблюдение за изменением тени гномона [1]
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Планета Земля (4 ч)
Урок 4 Земля среди других планет Солнечной системы Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования Измерять«земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли
Уроки 5–6 Движение Земли по околосолнечной орбите Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы»
Урок 7 Суточное вращение Земли Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плануо четырёх особых положениях Земли
Геосферы Земли (25 ч)
Литосфера (8 ч)
Урок 8 Слои «твёрдой» Земли Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин Строитьмодель «твёрдой» Земли
Урок 9 Вулканы Земли Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры Создавать моделилитосферных плит.Работать с конструктором литосферных плит. Определятьположение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы
Уроки 10–11 Из чего состоит земная кора Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов
Урок 12 Строение земной коры. Землетрясения Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы
Уроки 13–14 Рельеф земной поверхности Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности
Урок 15 Человек и литосфера Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые Работать с топонимическим словарём. Определятьпроисхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы
Атмосфера (4 ч)
Урок 16 Воздушная оболочка Земли Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измеренияатмосферного давления самодельным барометром
Уроки 17–18 Погода и метеорологические наблюдения Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами
Урок 19 Человек и атмосфера Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)
Водная оболочка Земли (7 ч)
Уроки 20–21 Вода на Земле Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды
Урок 22 Мировой океан — главная часть гидросферы Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Урок 23 Воды суши. Реки Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек
Уроки 24–25 Озёра. Вода в «земных кладовых» Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника
Урок 26 Человек и гидросфера Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Биосфера (6 ч)
Урок 27 Оболочка жизни Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов
Урок 28 Жизнь в тропическом поясе Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания
Урок 29 Растительный и животный мир умеренных поясов Степи. Лиственные леса. Тайга Создавать игры биогеографического содержания
Урок 30 Жизнь в полярных поясах и в океане Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных
Уроки 31–32 Природная среда. Охрана природы Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

 

Резерв 3 ч


Класс. 35 ч.

Темы уроков Содержание Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)
Урок 1 Начало географического познания Земли География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод Строить модельгномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлятьсвою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта»
Урок 2 География в Средние века (Европа) Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта». Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе [2]
Урок 3 География в Средние века (Азия) Географические достижения в Китае и на арабском Востоке Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу
Урок 4 Великие географические открытия Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «Материки и части света»
Урок 5 Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции
Урок 6 Современные географические исследования Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению «языка» космических снимков
Изображение земной поверхности (12 ч)
План местности (6 ч)
Урок 7 Изображения земной поверхности Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности
Урок 8 Ориентирование на местности Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке
Урок 9 Топографический план и топографическая карта Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака Создавать игру«Топографическое домино». Проводить чемпионат по топографическому домино
Урок 10 Как составляют топографические планы и карты Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности Проводить полярную съёмку пришкольного участка. Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»
Урок 11 Изображение рельефа на топографических планах и картах Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа
Урок 12 Виды планов и их использование Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы) Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)
Урок 13 Глобус — модель Земли Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг
Уроки 14–15 Географические координаты Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов. Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам
Урок 16 Определение расстояний и высот по глобусу Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин Изготавливатьмасштабную линейку для школьного глобуса. Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса. Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг». Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики
Урок 17 Географическая карта Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты
Урок 18 Географические карты и навигация в жизни человека Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации Создавать игру «Картографическое домино». Изготавливать самодельный эклиметр. Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности). Проводить чемпионат по картографическому домино. Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)
Геосферы Земли (15 ч)
Литосфера (5 ч)
Урок 19 Минералы Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник Работать с коллекцией минералов и горных пород. Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»
Урок 20 Выветривание и перемещение горных пород Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность Заочно знакомиться с известняковыми пещерами. Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита. Наблюдать первые результаты опыта
Урок 21 Рельеф земной поверхности. Горы суши Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника. Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке
Урок 22 Равнины и плоскогорья суши Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника. Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке
Урок 23 Рельеф дна Мирового океана Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов. Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода
Атмосфера (6 ч)
Урок 24 Как нагревается атмосферный воздух Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды. Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия
Урок 25 Атмосферное давление Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом. Измерять атмосферное давление на разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления
Урок 26 Движение воздуха Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах. Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре. Изготавливать воздушный шар
Уроки 27–28 Вода в атмосфере Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года Проводить опыт, показывающий, как образуется туман. Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков
Урок 29 Климат Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели Составлять карты климатических рекордов Земли. Анализировать основные климатические показатели своей местности
Гидросфера (2 ч)
Урок 30 Воды Мирового океана Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения Составлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника. Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке
Урок 31 Воды суши Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами
Биосфера и почвенный покров (1 ч)
Урок 32 Биологический круговорот. Почва Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»  
Географическая оболочка Земли (1 ч)
Урок 33 Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

Резерв 2 ч


 

География Земли (материки, океаны, народы и страны)

Класс. 70 ч

Темы уроков Содержание Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Введение. Источники географической информации (2 ч)
Урок 1 Введение. Страноведение Что изучают в курсе географии Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника
Урок 2 Источники географических знаний Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики Составлять перечень источников географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). Различать географические описания и характеристики, приводить примеры
Современный облик планеты Земля (4 ч)
Геологическая история Земли (1 ч)
Урок 3 Происхождение материков и впадин океанов Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «географическое положение» Выделять в геологическом времени этапы развития Земли. Объяснять происхождение материков и впадин океанов. Определять географическое положение материков, океанов, частей света. Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия
Географическая среда и человек (2 ч)
Урок 4 Географическая среда — земное окружение человеческого общества Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой. Давать определения этим понятиям. Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки
Урок 5 Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятия «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность» Давать определения понятиям темы. Выявлять по картам проявление широтной зональности на материках и в океанах. Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей
Урок 6 Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля» Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик планеты Земля». Выполнять тестовые задания
Население Земли (5 ч)
Урок 7 Расселение людей. Численность населения Земли Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции Анализировать графики изменения численности населения во времени. Составлять прогноз изменения численности населения Земли. Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Находить информацию о населении своей местности. Строить графики и диаграммы по собранным данным. Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Определять и сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира
Урок 8 Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях Читать карту плотности населения. Вычислять плотность населения. Определять по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения. Находить и систематизировать информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон. Называть виды хозяйственной деятельности людей. Приводить примеры хозяйственной деятельности людей в областях с большой и малой плотностью населения. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения. Определять функции городов по разным источникам информации. Показывать на карте большие города
Урок 9 Народы мира и разнообразие стран Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население Давать определение понятия «этнос». Моделировать на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также пути расселения индоевропейских народов. Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Показывать на карте многонациональные страны
Урок 10 Религии мира и культурно-исторические регионы Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия Анализировать карты в целях выявления географии распространения мировых религий. Называть крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия. Готовить и обсуждать презентации и сообщения
Урок 11 Повторение и обобщение раздела «Население Земли» Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания
Главные особенности природы Земли (17 ч)
Рельеф Земли (3 ч)
Урок 12 Планетарные формы рельефа Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определятьпо карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. Читать карты, космические снимки, аэрофотоснимки. Описывать рельеф одного из материков. Сравниватьрельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий
Урок 13 Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей
Урок 14 Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф Объяснять роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального использования полезных ископаемых. Находить информацию о памятниках литосферы
Климаты Земли (3 ч)
Урок 15 Климатообразующие факторы Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей
Урок 16 Климатические пояса Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности. Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов. Составлять описание климата одного из поясов. Анализировать климатические диаграммы. Описывать и объяснять различия в климате одного из материков. Объяснять изменение климата во времени
Урок 17 Человек и климат Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат Оценивать роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей. Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения
Урок 18 Мировой океан — главная часть гидросферы Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солёности вод. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как мощного регулятора многих процессов, происходящих на Земле
Вода на Земле (3 ч)
Урок 19 Воды суши. Закономерности их питания и режима Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши. Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата. Составлять характеристику зональных типов рек. Сравнивать внутренние воды материков
Урок 20 Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами. Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов. Приводить примеры неблагоприятных и опасных для человека явлений, связанных с водами суши. Называть и показывать на карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши
Природные зоны (3 ч)
Урок 21 Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны. Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природных зон. Доказывать необходимость охраны природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон
Урок 22 Природные зоны субтропических поясов Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах. Показывать на карте природные зоны субтропических поясов. Составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Выявлять природные богатства зон и возможности их использования в хозяйственной деятельности людей. Оценивать степень изменения природы зон под влиянием человека. Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне субтропического по


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: