План
1. Особенности политико-правовой идеологии Древнего Востока.
2. Политико-правовые учения древнего Китая:
а) конфуцианство;
б) легизм;
в) даосизм;
г) моизм.
3. Политико-правовые учения древней Индии:
а) концепция государства и права в брахманизме;
б) концепция государства и права в буддизме;
в) светская доктрина политики и права в «Артхашастре».
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Древний Восток, являясь родиной ранних цивилизаций, стал также и родиной первых политико-правовых учений.
На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались:
Ø традиционализм, общинность и ритуализм общественной жизни;
Ø быстро растущая сила монархических государственных структур при «неразделенности» публичной власти;
Ø господство мифологического мировоззрения, унаследованного от первобытности.
Можно выделить следующие особенности древневосточной политико-правовой мысли:
1. Религиозно-мифологическаяформа существования представлений о праве и государстве (идея о божественном происхождении и невозможности изменения земных порядков).
2. Политико-правовые учения невыделилисьвсамостоятельнуюформуобщественногосознания (мифология, религия, этика).
3. Прикладнойхарактеручений (основное содержание – вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия).
4. Апологетическийхарактербольшинстваучений, отражавших интересы господствующих слоев.
2.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Исходная концептуальная основа для всех направлений китайской политико-правовой мысли:
1. Представление о дао («путь »), которым должны следовать все в Поднебесной для воссоздания в стране гармонии.
2.Концепция «небесного правления» (тянь-мин): на первый план выдвигалось абсолютное божество – Небо (Тянь) – этическое мерило человеческой жизни: оно награждает за добродетельное поведение и карает за проступки.
Небо вручает «мандат правления » (тянь-мин) тому государю, который наделен высшей дободетелью (дэ):
Добродетельный государь должен разумно совмещать два пути (дао):
Ø ван-дао («путь вана ») – управление посредством этикета и нравственного воздействия;
Ø ба-дао («путь гегемона ») – управление посредством силового воздействия по отношению к подданным (в том числе и государственным служащим), уклоняющимся от добродетели.
В этой связи следует отметить, что зародившаяся у чжоусцев китайская традиция не знала понятия собственно права:
Ø Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон (фа), выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление.
Ø Другой термин, обозначавший в Китае закон, – понятие уложения (ли) – был взят из музыкальной терминологии, где он обозначал нормативную высоту тона.
А) конфуцианство
Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), изложенное в трактате «Беседы и суждения » (Лунь юй), опирается на четко выраженную этическую доминанту, напрямую связанную с ритуалом, переносимым в политическую сферу.
Исходным для этико-политической доктрины Конфуциястал принцип добродетели / морального закона (дэ),который распространяется мыслителем на всех людей, причастных к управлению. Сама добродетель приобретается и совершенствуется при помощи обучения.
Цельличногосовершенствования – доступное каждому достижение уровня «благородного человека » (цзюнь-цзы), главное качество которого – «человечность, гуманность » (жэнь).
«Человечность » определяется Конфуциеммногозначно:
Ø попечение родителей о детях;
Ø сыновняя почтительность к старшим (в семье и обществе);
честность и прилежание («Тот, кто честен, будет пользоваться доверием других. Тот, кто прилежен, добьется успеха. Тот, кто добр, сможет использовать людей на службе
Ø службе »).
Наиболее общее определение «жень » дается философом через категорию «взаимность » (шу):
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в семье, исчезнет ненависть в государстве ».
«Человечность », которая отличает цзюнь-цзы от сяо-жень (низкого человека), ничтожна без знания ритуала,«правил благопристойности »(ли):
«Почтительность без знания ритуала превращается в самоистязание. Осторожность без знания ритуала превращается в трусость. Храбрость без знания ритуала превращается в безрассудство. Прямодушие без знания ритуала превращается в грубость ».
Ли – не только правила вежливости и благопристойного поведения, но и религиозный ритуал, ритуал охоты, дипломатии, управления («Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность за
«Человечность », которая отличает цзюнь-цзы от сяо-жень (низкого человека), ничтожна без знания ритуала,«правил благопристойности »(ли):
«Почтительность без знания ритуала превращается в самоистязание. Осторожность без знания ритуала превращается в трусость. Храбрость без знания ритуала превращается в безрассудство. Прямодушие без знания ритуала превращается в грубость ».
Ли – не только правила вежливости и благопристойного поведения, но и религиозный ритуал, ритуал охоты, дипломатии, управления («Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится книжник. Лишь тот, в ком естество и воспитанность друг к другу прилаживаются, может зваться достойным мужем »).
Перенесенные в сферу политики и правотворчества жень и ли должны послужить фундаментом всей системы управления государством:
«Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном ».
Таким образом, добродетель сыновнего послушания (почтительности) переносилась и на отношения подданных и правителя (что послужило причиной признания конфуцианства уже во II в. до н.э. официальной идеологией императорского Китая), а само государство мыслилось как:
а) большая семья ( обозначалось иероглифом «го-цзя» – государство-семья );
б) механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующий отношения между управителями и управляемыми на основе добродетели.
При коллизии законов (фа) и ритуала (ли) философ отдавал безоговорочное преимущество последнему:
Б) легизм
Главным оппонентом конфуцианцев в вопросе методов и форм государственного правления была школа легистов (фа-цзя), основателями которой является Шень Бухай (400-337 гг. до н.э.) и Шан Ян (390-338 гг. до н.э.).
Дилемму «ли – фа » легисты решили в пользу фа.
В трактате «Шень-цзы » Шень Бухай определяет модель идеального государства как государства абсолютистского (деспотического):
Ø Мудрый правитель это тело, чиновники – его руки.
Ø Правитель – это голос, чиновники – эхо.
Ø Правитель – это корни, чиновники – ветви.
Ø Правитель определяет основные принципы, чиновники их реализуют.
Ø Правитель осуществляет верховный контроль, чиновники же заботятся о выполнении своих функций.
Для сохранения абсолютной власти необходимо необходимо помнить, что ни один из помощников правителя не должен иметь слишком много полномочий: умный монарх держит чиновников на дистанции, соединяя каждого непосредственно с собой («подобно тому, как сходятся спицы у оси колеса »): «Если правитель будет проявлять ненужную активность, то его подчиненные резко сбавят свою, станут уклоняться от собственных решений и перекладывать их на вышестоящих (вплоть до правителя) ».
Приказ правителя должен быть весом и обязателен, а его невыполнение означает лишь одно: правитель перестал быть правителем.
Таким образом, не мудрость и проницательность как индивидуальные качества, а метод и техника должны преобладать в деятельности истинного правителя.
Суть техники управления (шу) сводится к четкому и обоснованному разделению всего, всех и каждого для выполнения того, чему он служит.
Постигнуть технику управления можно лишь используя следующие принципы:
1. Чжэн-мин («выпрямление имен ») – забота о том, чтобы все было четко определено.
1. Син-мин («соответствие наименованию ») – исполнение каждым своих (и только своих) функций.
Подбор кандидата на должность (не по мудрости и добродетели, а по пригодности для исполнения конкретной должности).
Тотальный контроль за должностными лицами.
Апогей легистского учения – трактат Шан Яна «Книга правителя области Шан » (Шан цзюнь шу).
Система идей Шан Яна утилитарна и откровенно цинична:
1.
Человек по своей природе глуп и порочен: он стремится не к общему благу, а личному (что, в общем, даже удобно).
Если же встречаются умники – «паразиты, вши и вредные гусеницы » по терминологии Шан Яна (т.е. конфуцианцы и другие знатоки древних традиций и текстов, живущие за счет народа, отравляющие его сознание, отрывающие от дел пустыми и лживыми речами), – их необходимо уничтожить:
«Если на тысячу занятых земледелием и войной (ЕДИНЫМ) приходится лишь один, посвятивший себя изучению «Шицзина» и «Шуцзина»,
Будучи эгоистом, человек руководствуется двумя инстинктами:
Ø стремлением к выгоде;
Ø страхом перед наказанием.
Этим и должно воспользоваться государство, установив строгие законы (фа). Именно фа становятся для легистов основным инструментом управления.
Основныехарактеристикизакона:
Ø Он исходит от верховной власти.
Ø Он строг, беспристрастен и универсален, в нем нет места традициям, ритуалу, этике, семейным и родовым привязанностям.
Ø Он четок и ясен («Не следует создавать законы, доступные лишь умным, ибо не все люди умны; не следует создавать законы, доступные лишь мудрым, ибо не все люди мудры »).
Ø Он санкционирует жесткую систему наказаний и поощрений.
В) даосизм
Основоположник даосизма – философ Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.)
Основная работа – «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
Даосизм возник как протест патриархальной знати против зародившейся новой аристократии, а сам Лао-цзы выступает как критик конфуцианства.
Доктринальная основа даосизма – учениеодао.
Однако Лао-цзы вкладывает в него инойсмысл:
Дао – естественный всеобъемлющий закон мироздания,который определяет законы развития всего сущего (неба, природы, общества) и олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость («Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао. Дао следует самому себе »).
Перенося данную философскую идею в политическую плоскость, Лао-цзы отмечает:
Причиной всех социальных бед и конфликтов является отклонение общества, человека от подлинного дао. Потворствуя своим желаниям, вожделениям, человек отходит от естественной простоты, которая связывала его с природой.
Следовательно:
Цель государства – восстановление естественного состояния человеческих отношений в соответствии с небесным дао. Для этого необходимо вернуться к первобытным временам («Пусть народ снова начинает плести узелки и употребляет их вместо письма, а если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать »).
Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с мудрыми правителями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао » и повести за собой народ.
Возвращение к естественности человеческих отношений даосизм связывал с возрождением патриархальных порядков, отрицанием культуры, прогресса, цивилизации.
Невежество как состояние естественности позволяет человеку постичь собственное ничтожество ничтожество перед великим дао и воздержаться от суетных страстей, дабы продлить свою жизнь («В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом при помощи знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью »).
Гармония и порядок в патриархальном государстве основаны на сострадании, бережливости, смирении, умеренности и среднем достатке.
«Кто много накапливает, тот терпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи ».
В правовой сфере даосизм отрицательно относился к позитивному праву (т.е. законам), предпочитая ему естественное право (обычаи, нравы, традиции). Это было обусловлено тем, что законодательство, как и культура, созданы человечеством и являются отклонением от дао («Когда в стране много запретительных законов народ становится бедным »).
Г) моизм
Основатель – Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.), взгляды которого его последователи изложили в работе «Мо-цзы ».
Учение выражало интересы свободных ремесленников, земледельцев, торговцев, мелких чиновников в их борьбе с родовой аристократией.
Доктрина Мо-цзыоснована на культе Неба (Тянь), которое интерпретируется рационалистически и составляет основу его политической теории.
Ø Во-первых, он отбрасываетфатализм (предопределение), которые приписывались воле Небес. Небо ничего конкретно не предопределяет: принятие концепции судьбы лишает смысла человеческие поступки.
Во-вторых,Небо служит образцом для взаимоотношений между людьми, поскольку оно только желает, чтобы люди любили друг друга. Образцом же для правителя Небо может служить также благодаря своему человеколюбию: «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малые, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный
Ø сильный грабил слабого, сильный обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным ». Напротив, Небо «желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах ».
Ø В-третьих,отрицая предопределение, Мо-цзы исходил из свободы и естественного равенства всех людей.
Воля Неба проецируется на организацию жизнедеятельности общества. Гармонизация и порядок во взаимоотношениях между людьми в государстве, между правителем и подданными должны быть основаны на десяти принципах.
Ø понимание мудрости;
Ø почитание единства;
Ø всеобщая любовь и взаимная выгода;
Ø против нападений;
Ø против музыки;
Ø за бережливость при захоронениях;
Ø против судьбы;
Ø воля Неба;
Ø духовидение;
Ø принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды», которому придавалось основное значение, что сочеталось с отрицанием фатализма.
Рационалистически Мо-цзы объясняет причины возникновения государства и его природу (впервые в истории политической мысли высказывается идея естественного происхождения государства в форме общественного договора).
Причины возникновения государства две:
Ø стремление людей преодолеть социальный хаос, который делает людей похожими на зверей;
Ø необходимость установления «единого образца справедливости »по подобию небесного.
3.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Политические и правовые представления древнеиндийского общества формировались вместе с зарождением государства в III тыс. до н.э. На их развитие заметное влияние оказали два фактора:
1) религии Древней Индии: политеизм в значительной мере определил религиозную и идеологическую терпимость к иной точке зрения => Это обстоятельство появление двух традиций в интерпретации государства и права – религиозной (брахманизм и буддизм) и светской (с ростомроли прикладных знаний о политике, значения царского законодательства, содержащего рекомендации по эффективному управлению государством для достижения практической пользы);
2) варно-кастоваяструктура древнеиндийской общины, определявшая политический и правовой порядок, обусловила высокую степень разделения политических ролей и функций между различными варнами,каждая из которых должна следовать предписаниям дхармы – закона, состоящего из набора общественных, культовых и семейных обязанностей, установленных богами для каждой из них. Дхарма входит в состав риты – основного справедливого закона, направляющего жизнь Вселенной.