Тема 8. ОСНОВЫБУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Сущность, назначение и виды бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества предприятия, учреждения за отчетный период и финансовое положение на определенную дату.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
|
По периодичности составления выделяют:
- промежуточную бухгалтерскую отчетность;
- месячную отчетность;
- квартальную;
- годовую бухгалтерскую отчетность.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и принципы ее составления
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая б ухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
- бухгалтерского баланса (ф. 1);
- отчета о прибылях и убытках (ф. 2):
- приложений к ним:
- отчета об изменении капитала (ф. 3):
- отчета о движении денежных средств (ф. 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (ф. 5);
- отчета о целевом использовании полученных средств (ф. 6);
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения (в случаях обязательного аудита);
- специализированные формы годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций.
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива, итоговые значения которых должны быть равны между собой. В активе баланса отражаются дебетовые, а в пассиве соответствующие кредитовые сальдо синтетических счетов. Остатки, сформированные на счетах на конец отчетного периода, вносят в форму №1 из Главной книги.
Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы – по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию – в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.
|
В отчете о прибылях и убытках выручка от продажи продукции, товаров, поступления от выполненных работ, оказанных услуг, отдельных фактов хозяйственной деятельности отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с продаж.
Итоговые строки содержат информацию о прибыли до налогообложения, налогах и чистой прибыли, сформированной после уплаты всех налогов прибыли предприятия.
В отчете об изменении капитала отражение источников формирования осуществляется построчно в разрезе двух лет: года, предыдущему отчетному, и года, по результатам которого составляется отчет. В первой строке отчета указывается сальдо на начало года, предшествующего отчетному, в последней – остаток на конец отчетного года. Последний столбец в отчете представляет собой итоговые суммы остатков капиталов и резервов, сформированных на предприятии, а также источников их формирования.
В справках указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычны видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы. Сельскохозяйственные предприятия дают расшифровку о полученном финансировании в разрезе отраслей.
|
При формировании данных отчета о движении денежных средств следует различать поступление средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущей деятельностью считается деятельность организации, основной целью которой является извлечение прибыли или не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (производство промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.).
Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.
Финансовая деятельность связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.
Результатом каждого из разделов формы №4 являются строки, представляющие сальдо на конец отчетного периода и включающие суммы чистых денежных средств, полученных в результате всех трех видов деятельности, остающихся на балансе предприятия.
Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» предназначена для отчетности некоммерческих предприятий по расходованию средств, поступающих в счет целевого финансирования для обеспечения выполнения задач, поставленных перед такими организациями. Все данные приводятся за отчетный год и для сравнения – за предыдущий год.
Отчет заполняется на основе данных регистров по учету движения денежных средств с учетом корреспонденции счетов по конкретным каналам поступления и расходования средств.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности характеризует деятельность предприятия, в которой:
- сопоставляются данные за отчетный и предшествующий ему годы;
- указываются основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты предприятия;
- решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В пояснительной записке также необходимо отразить данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения предприятия, включая принятие решения о распределении прибыли.
Специализированные формы годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций содержат расширенную информацию о производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, ее себестоимости, ценах реализации, а также данные о поголовье скота, численности работающих, движении продукции, государственной поддержки, балансе продукции, сельскохозяйственной технике и энергетике.