Треугольная теория любви Роберта Стернберга




Три компонента, наглядно подписанные в вершинах треугольника, взаимодействуют друг с другом и формируют таким образом семь различных типов любви (отсутствие любви не представлено). Размеры треугольника отображают «количество» любви — чем больше треугольник, тем больше любовь. Форма треугольника отражает «стиль» любви, который может меняться с течением отношений:

· Отсутствие любви «представляет собой простое отсутствие всех трех компонентов любви. Отсутствие любви характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие».

· Симпатия / Дружба «Эти термины использованы здесь в нетривиальном смысле. Предпочтительнее относить их к набору чувств, испытываемых в отношениях, которые можно справедливо охарактеризовать как дружба. Человек чувствует близость, связанность и теплоту по отношению к другому, без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств».

· Влюбленность: «увлеченная любовь появляется при пробуждении страсти в отсутствии близости и обязательств». Романтические отношения часто начинаются как безрассудная любовь и превращаются в романтическую любовь с появлением близости со временем. Без появления близости или обязательств влюбленность может исчезнуть внезапно.

· Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости или страсти. Более сильная любовь может вырождаться в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения супругов могут начинаться как пустая любовь и развиться в другую форму, демонстрируя, «как пустая любовь не обязательно является конечной стадией длительных отношений…[но] скорее началом, чем концом».

· Романтическая любовь «происходит из сочетания близости и страсти в любви…Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но также связаны эмоционально» — однако не имеют поддерживающих обязательств.

· Дружеская любовь — это близкий, не страстный тип любви, сильнее, чем дружба, благодаря элементу долгосрочных обязательств. «Этот тип любви наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет», но где глубокая привязанность и обязательства остаются. Любовь, идеально распределенная между членами семьи, — это форма дружеской любви, как и любовь между близкими друзьями, которые имеют платоническую любовь, но крепкую дружбу.

· Роковая любовь может быть представлена головокружительным ухаживанием и браком — «ее глупость в том, что обязательства строятся на базе страсти без стабилизирующего влияния близости».

Совершенная любовь — это полная форма любви, идеальные отношения, к которым люди стремятся. Из семи вариаций любви именно совершенная любовь в теории является любовью, ассоциируемой с понятием «идеальной пары». Согласно Стенбергу, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более пятнадцати лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они решают свои малочисленные затруднения с легкостью, и каждый наслаждается отношениями с партнером]. Тем не менее, Стернберг предупреждает, что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее, чем её достижение. Он подчеркивает важность переноса компонентов любви. «Без выражения», — предупреждает он, — «даже величайшая любовь может умереть».

Экстаз любви между влюблёнными — высшая форма проявления кратковременного обоюдного состояния эмоций, чувств и переживаний людей в момент слияния и единения их как субъектов любви. Важнейшим условием достижения экстаза любви является обоюдное,встречное и ответное чувство восторженного обожания субъектов друг к другу.

Экстаз чувств любви, как высшая степень духовного единения и слияния между партнёрами, достигается удачным сочетанием их личностных качеств, дающих полноту человеческих ощущений и переживаний и затрагивающий огромный спектр положительных эмоций каждого и по отношению друг к другу. Если это дополняется гармоничными половыми отношениями, то это «полёт души тела в космос» или в другое измерение жизни, которое не поддаётся описанию!

· Хотя совершенная любовь не может быть непрерывной. Если страсть теряется со временем, она может перейти в дружескую любовь.

 

Формы любви

Сочетания близости, страсти и обязательств
  Близость Страсть Обязательства
Отсутствие любви      
Симпатия/Дружба x    
Влюблённость   x  
Пустая любовь     x
Романтическая любовь x x  
Дружеская любовь x   x
Роковая любовь   x x
Совершенная любовь x x x

В психологическом аспекте совершенное чувство Любви обладает всепобеждающей силой по отношению к другим чувствам эмоционально- психологического свойства. По все объемлющему характеру и силе влияния этого чувства на внутренний мир человека, с ним не может сравниться ни одно из психологических чувств: ни тревога и страх,ни уныние и стыд, ни злоба и ненависть. Чувство любви, заложенное в детстве, будет оказывать влияние на мировосприятии человека всю жизнь. Иногда путают чувства привязанности грудного ребёнка к матери и его полной зависимости от неё в, первые месяцы, жизни, с чувством любви, которое испытывает ребёнок, в последствие, по отношению к матери. Чувство глубокой любви в человеке, окрыляет личность и подавляет все тревоги, страх и уныние.

Влюбленность — врожденная способность личности эмоционально ярко воспринимать окружающий мир. Временный эмоциональный порыв чувств, восторженного отношения человека к объекту обожания (часто поверхностное, быстро проходящее эмоциональное состояние чувств личности).

У материалистов природа возникновения в человеке базовой способности личности – Любить, объясняется наличием у него физиологического набора развитых органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, память. Через них он познаёт и отражает в своём сознании окружающий мир. Человек, так же, наделён способностями, используя комплексно органы чувств, воспринимать окружающий мир во всём его многообразии. В процессе взросления обучения и воспитания, он осваивает производные от органов чувств навыки:

- чувство ритма и чувство времени;

- чувство цвета и их оттенков (навыки художника);

- чувство звука, темпа, такта, ритма и тональности мелодии (музыкальный слух, навыки танцора, музыканта);

- чувства речи (поэтические и писательские способности, навыки письменности);

- чувство страха и осторожности (инстинкт самосохранения).

У человека врождённая способность улавливать запахи и воспринимать их, как комбинацию, в виде букета ароматов. Обладая потенциалом ума, интеллекта и интуиции, его мозг наделён способностью, запоминать и накапливать информацию. Обладая набором таких способностей, человек генерирует в своём сознании виртуальные чувственные образы духовного свойства, как позитивного, так и негативного содержания. Человек наделён способностью к творчеству и преобразованию окружающего нас мира.И главное,-на основе этих навыков и знаний, человек, погружённый в повседневную жизнь, формирует синтетическое качество личности - чувство «прекрасного» и чувство удовлетворённости от жизни. Другими словами это можно охарактеризовать, как влюблённостью в жизнь.

Разрешения противоречий в общественных отношениях, подчиняясь всеобщему закону диалектики «единство и борьба противоположностей», происходит путём эволюционного развития или путём социального взрыва и революционных преобразований, которые сопровождаются военными конфликтами. Развитие человеческой цивилизации имеет множества свидетельств и примеров тому. Возникновение христианской религиозно-гуманистической идеи, произошло в результате общественного запроса на создание ассиметричного подхода и механизма противодействия рабовладельчеству с помощью «мягкой силы». Варварству Римской империи была противопоставлена гуманистическая идея христианства. Христианская идея противостоит низменным устоям общественной морали, используя гуманизм добродетелей, совесть верующего и страх Божий (трепетное отношение к Всевышнему). Ненависть, зависть, жадность, страх потерпеть крах в своих неблаговидных поступках–главные психологические аспекты безнравственности и аморальности, характеризующие бессовестного человека. Борьба добра со злом как «единство и борьба противоположностей» - этих двух взаимоисключающих и неразрывно существующих начал, составляет суть и отличительное содержание этого философского закона в предмете социальной психологии. Набор морально-нравственных заповедей и базовых духовных основ светского человека, существуют так же в противовес низменным устоям в обществе. Особенность гуманитарной науки в целом и социально-психологической науки в частности состоит в том, что предметом ее изучения выступают общественные отношения, которые она исследует во взаимодействии коллективов, людей между собой, имеющих ментальные отличия

Общественное сознание и духовность человеческой цивилизации прошли определённые стадии развития, которые можно условно разделить на несколько периодов:

1.Варварская цивилизация с опорой на язычество и родо - племенную общинность. Начальный период, осознанного существования человека этой циивилизации, характеризуется формированием навыков владения предметами труда, навыками разговорной речи, зарождением навыков обработки земли и приручением животных. В этот период закладываются в сознание первобытного человека потребность к социализации через обычаи, традиции, чувствами привязанности к своему роду и племени к территории обитания (доисторический период человечества).

2.Рабовладельческий строй с античной культурой и появлением рабовладельческих государств образовавшихся вокруг средиземноморского бассейна.

3.Феодализм с сословно представительными слоями населения, с опорой на монотеистическую религию, централизованную княжескую, а затем монаршую власть и просвещённость.

4. Буржуазно – капиталистическая экономическая формация с рыночным механизмом, товарно-денежными отношениями и корпоративным патриотизмом. С расслоением населения на классы и опорой на научно технический прогресс и достижения в сфере культуры и духовности.

5.Коммунистическая экономическая формация - общество «социальной справедливости». После развала СССР и соц. лагеря,оставшиеся страны:Китай,КНДР,Вьетнам, Куба пытаются построить атеистическое, социалистическое бесклассовое, с опорой на идеи научного коммунизма и достижения научно технического прогресса.

В начале третьего тысячелетия на Земле создалась критическая напряжённость между отдельными ядерными державами, грозящая гибелью всему человечеству. Классики марксизма предсказывали, что капитализм в условиях империалистической стадии, когда степень концентрации капитала в отдельных странах достигает вне конкурентного уровня приведёт к бесконечным военным и политическим конфликтам за передел сфер влияния и хищнический захват рынков сбыта у слабых государств. Это можно сравнить с периодом в истории человечества, когда в условиях позднего варварства и расцвета Римской империи, человечество осознало опасность порабощения Римом всех народов Земли. В этот период, в противовес хищнической стратегии языческого Рима, появилась гуманистическая идея Христовой любви, милосердия и справедливости. И она, объединив народы, под идеей христианства, смогла покончить с цивилизацией римского варварства. Сейчас, в мире сложилась похожая ситуация и, поэтому остановить этот безумный и опасный процесс эскалации напряжённости может только две силы:сдерживающий военный потенциал ядерных стран и новая гуманистическая идея «державного благородства», объединяет миролюбивые народы в противостоянии с Западной экспансией. Мощь военного потенциала американского империализма, направленная на порабощение малых стран и захват рынков сбыта, сопровождается уничтожением социальной инфраструктуры и цивилизации в этих странах. Конфронтация США с Россией достигла опасной черты. Россия с Америка имеют паритет в ядерном потенциале. Но у России одно преимущество, - новый гуманитарный инструмент морально-нравственного содержания: «идея державного благородства».

Уникальность общественного развития современной России заключается в том, что она имеет опыт всех исторических практик социального развития. Несколько столетий, опираясь на духовно - религиозную концепцию «Москва- Третий Рим, Четвёртому - не бывать»,высказанная иноком Филофеем в середине ХVI века,российская государственность шла по пути созидания империи монархического типа. В двадцатом веке Россия имела опыт строительства «бесклассового» общества коммунистической формации.

Возврат постсоветской России, после неудачного опыта строительства социализма в СССР, к буржуазно-экономической формации,которая имеет последнюю стадию своего развития, стадию империализма, заведомо проигрышный путь. Этот возврат в прошлое, отбросит цивилизацию Русского мира на задворки общественного прогресса. Единственный путь, которым Россия обречена идти –это передовой путь социальной гармонии и построения общества «Державного Благородства», возглавив гуманитарное движение в борьбе с хищнической экспансией международного капитала. Отсюда напрашивается вывод -,если Россия «оседлает» и возглавит новый этап социально-экономического развития человеческой цивилизации под названием «державное благородство», то её историческая христианско-гуманистическая роль «Третьего Рима» будет исчерпана. В новых исторических условиях, давая пример построения общества передовой социальной гармонии,, опираясь на цифровое сознание,на гуманизм христианства и державную мощь государства, она будет в авангарде развития общественного сознания и развития духовности человечества нового уровня и порядка.

В этом есть гуманистическая и историческая задача России на современном этапе развития земной цивилизации!

Человек как социально-психологический тип, выступая, одновременно, объектом и субъектом науки и обладая интеллектом способным к абстрактно-логическому мышлению, познает объективные законы материального мира методом научного исследования. Используя иррационально-интуитивные инструменты познания и способности чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира, он, через чувственные образы, дополняет знания и представления об изучаемом предмете. Обладая творческими способностями, он рисует в своем воображении виртуальные картины, чувственные и духовные образы, которые воплощает в продукты интеллектуального творчества доступные для окружающих людей.

 

Каждому человеку присущ определенный тип ментальности, который проявляется через опыт символических практик, материализуясь в мышлении, чувствах и действиях.

Делясь на «лириков», то есть художественных натур, которым свойственно образное и чувственно-эмоциональное восприятие мира, и «физиков-прагматиков», которые тяготеют к научно-абстрактному познанию законов развития окружающего мира, они все вместе составляют многообразие мировоззренческих взглядов людей. Русская ментальность включает в себя выработанные и освященные православием нормы, стереотипы и установки, которые, во многом, определяют поведение русского человека. Поэтому, при возникновении опасности для страны, родного края, семьи и близких, культуры и религиозных верований, у русского народа возникает мотивация и проявляются благородные чувства отстоять базовых духовные ценности Русского мира и территориальную целостность своего Отечества.

В сознании человека всплывают нормы и установки, в которые включены все компоненты, входящие в эмоционально-психологический комплекс: вера, гражданственность и державность.

 

Стадии гражданско-светской социализации человеческой личности и её периоды:

1.Романтический, подростковый период социализации личности:

 

а)- воспитание (целеустремлённости, творческой настойчивости);

б)- дружба (верность и преданность);

в)-освоение коллективистской психологии;

г)- любовь и уважение к близким и родным;

 

2. Гражданственный,юношеский период социализация личности:

а)- образование, знание, эрудиция;

б) - уважение, любовь к родному краю;

в) -личная и социальная ответственность, забота;

г) - освоение духовного и культурного наследия и обычаев своего народа;

д) - формирование морально-нравственного облика личности, взглядов и устоев в жизни;

 

3.Корпоративно – общественный или общинно-патриархальный период социализация личности молодого человека:

 

а) – социализация в трудовом, профессиональном коллективе;

б) – освоение профессиональной корпоративной этики трудового коллектива;

в) – усвоение традиций и формирование корпоративной или общинно-патриархальной солидарности по отношению к своим членам трудового коллектива;

 

г) – поддержание общинно-патриархальной этики поведения в случае проживания в провинции и освоение особенностей психологического климата;

 

4. Период социализация личности зрелого возраста и формирование у гражданина благородных чувств и позитивного отношения к своему Отечеству:

 

а)- поддержание и способствование развитию культурно-духовного богатства своего народа, обычаев и национальных традиций участие в праздничных событиях и торжественных мероприятиях.;

б)- публичная и общественная деятельность, нацеленная на благо людей и на благо своей страны;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: