Консолидированный бюджет




Тема 5 Бюджеты Российской Федерации

Вопросы:

5.1 Консолидированный бюджет

5.2 Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процес­са в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государ­ственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единст­вом бюджетной классификации и документации, но и представле­нием необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уров­ней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидирован­ный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюд­жет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъек­тов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законода­тельными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюд­жетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направле­ниям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъ­ектов РФ и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных обра­зований.

Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финан­сового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, посту­пающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консоли­дированного бюджета РФ, определяют степень централизации фи­нансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Без расчета показателей консолидированных бюджетов невоз­можно сводное финансовое планирование, так как многие показа­тели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюд­жетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо­ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, госу­дарственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоох­ранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэко­номической деятельности, образование резервных фондов и др.

Большую роль играют показатели консолидированных бюдже­тов в перспективном планировании в целом и перспективном фи­нансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов. /

Разработка экономико-математических моделей прогнозирова­ния бюджетов также основана на данных консолидированных бюд­жетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследу­ются корреляционные связи между объемами доходов консолиди­рованных бюджетов и такими переменными, как ВВП, националь­ный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и дру­гие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь средние бюджетные показатели являются критериями для сравнительного ана­лиза состояния отдельных территорий. Показатели консолидиро­ванного бюджета страны используются для сравнения с аналогич­ными показателями других государств.

Федеральный бюджет

Основные функции управления государством возложены на цен­тральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий фор­мируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федераль­ные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения ВВП и созданного национального дохо­да страны между отраслями народного хозяйства, регионами и со­циальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управле­ния, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицирован­ных специалистов.

Средства федерального бюджета — главный источник финанси­рования структурной перестройки экономики, конверсии предпри­ятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответст­вии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Основные налоговые доходы федерального бюджета. В феде­ральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих фе­деральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

• налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по норма­тиву 50%;

• акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключе­нием пищевого, — по нормативу 100%;

• акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

• акцизов на табачную продукцию — по йормативу 100%;

• акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, ди­зельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюра­торных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40%;

• акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по норма­тиву 100%;

• акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;

• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и обще­распространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) — по норма­тиву 70%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100%;

• волною налога — по нормативу 100%;

• единого социального налога по ставке, установленной Нало­говым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.

Основные неналоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет включаются:

• доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в веде­нии органов государственной власти РФ, — после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о нало­гах, в полном объеме;

• часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, — в размерах, устанавливаемых Правительством Россий­ской Федерации;

• сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятель­ности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за ис­ключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачисле­нию в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);

• таможенные пошлины и таможенные сборы — по нормативу 100%;

• платежи за пользование лесным фондом в части минималь­ных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

• плата за пользование водными объектами — по нормативу 100%;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%.

В доходы федерального бюджета поступают:

• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установлен­ным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Эти дохо­ды обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюд­жетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внеш­нюю торговлю и внешнеэкономические операции — 25%, в их чис­ле главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы — 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи при­надлежащего государству имущества, от реализации государствен­ных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Поступления от целевых бюджетных фондов — 0,5% (Федераль­ный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.) и безвозмездные перечисле­ния (1%), как видим, занимают небольшое место в доходах феде­рального бюджета.

Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), обли­гациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др. Внеш­ними заимствованиями являются кредиты международных финан­совых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

(1) обеспечение деятельности Президента Российской Федера­ции, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации, федераль­ных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

(2) функционирование федеральной судебной системы;

(3) осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с междуна­родными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Рос­сийской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

(4) национальная оборона и обеспечение безопасности государ­ства, осуществление конверсии оборонных отраслей про­мышленности;

(5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

(6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

(7) государственная поддержка атомной энергетики;

(8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий федерального масштаба;

(9) исследование и использование космического пространства;

(10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собст­венности или в ведении органов государственной власти РФ;

(11) формирование федеральной собственности;

(12) обслуживание и погашение государственного долга РФ; ' (13) компенсация государственным внебюджетным фондам рас­ходов на выплату государственных пенсий и пособий, дру­гих социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств феде­рального бюджета;

(14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального ре­зерва;

(15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

(16) федеральная инвестиционная программа;

(17) обеспечение реализации решений федеральных органов го­сударственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

(18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

(19) финансовая поддержка субъектов Федерации;

(20) официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти со­вместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

(1) государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяй­ства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорож­ного хозяйства, метрополитенов;

(2) обеспечение правоохранительной деятельности;

(3) обеспечение противопожарной безопасности;

(4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

(5) обеспечение социальной защиты населения;

(6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидро­метеорологической деятельности;

(7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегио­нального масштаба;

(8) развитие рыночной инфраструктуры;

(9) обеспечение развития федеративных и национальных отно­шений;

(10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъек­тов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

(11) обеспечение деятельности средств массовой информации;

(12) финансовая помощь другим бюджетам;

(13) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации и муниципаль­ных образований.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на нацио­нальную оборону и международную деятельность (100%), фунда­ментальные научные исследования (95%). Через федеральный бюд­жет проходит также финансирование правоохранительной деятель­ности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуа­ций и последствий стихийных бедствий составляют 50%.

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Вместе с расхо­дами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопас­ности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.

Второе место (13%) занимают расходы на социально-куль­турные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование — более 50%, на социальную политику — около 40%, на культуру и искусство — более 20%.

Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 20%, на сельское хозяйство — свыше 10%.

Федеральный бюджет является важным инструментом межре­гионального перераспределения общегосударственных средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: