Бюджетный процесс, его участники, их полномочия.




Участники бюджетного процесса. Определение бюджетного процесса, виды и функции участников бюджетного процесса, бюджетное учреждение, распорядители бюджетных средств, администраторы, получатели бюджетных средств. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

2. Составление проектов бюджета. Бюджетное планирование, подготовка и состав пакета сопровождающих документов, характеристики планируемого бюджета, порядок составления бюджета.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Первое, второе и третье чтения, секретные статьи бюджета. Внесение изменений в бюджет.

4. Исполнение бюджета. Бюджетная роспись, кассовый план. Принцип единства кассы, блокировка, иммунитет бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Казначейская система: структура, роль как элемента управления бюджетным процессом, развитие.

Государственный и муниципальный финансовый контроль (Глава 26 БК РФ). Содержание и значение, формы и методы. Парламентский, президентский, правительственный, региональный, муниципальный, общественный финансовый контроль. Виды и институты финансового контроля.

Контрольные вопросы по теме.

 

1. Дайте определение бюджетного процесса. В чем состоит экономический и процедурный аспект бюджетного процесса?

2. Каковы этапы бюджетного процесса? С принятия какого документа начинается бюджетный процесс?

3. Кто является участником бюджетного процесса? Каковы права и обязанности получателя бюджетных средств?

4. Какими нормативными документами регулируется бюджетный процесс на федеральном уровне, на региональном уровне и на уровне муниципалитетов?

5. Охарактеризуйте процесс составления проектов бюджета. Какие сведения используются на этом этапе бюджетного планирования и какие документы подготавливаются во время его проведения?

6. Сколько чтений проходит процедура принятия федерального бюджета? Сколько чтений проходит процедура принятия бюджета в Вашем регионе, муниципальном образовании?

7. Что является предметом обсуждения федерального бюджета в первом чтении?

8. Каковы действия исполнительных органов власти в случае снижения объема поступлений доходов бюджета?

9. Какой этап является завершающим в бюджетном процессе на федеральном уровне (в Вашем регионе, муниципальном образовании)?

10. Опишите казначейскую систему России?

11. В чем состоит содержание и значение финансового контроля?

12. Каковы формы и методы финансового контроля?

13. Какие органы государственной и муниципальной власти принимают участие в финансовом контроле?

14. Как Вы считаете, с какой целью финансовый контроль осуществляется на разных уровнях власти?

15. Как Вы понимаете, что такое общественный контроль?

 

Задание по теме:

 

1. Руководствуясь Бюджетным кодексом изучить этапы бюджетного процесса. Выяснить состав участников каждого этапа бюджетного процесса, а также содержание каждого этапа. Результаты представить в виде табл. 1.

 

Таблица 1

Этапы бюджетного процесса

 

  Этапы бюджетного процесса   Участники   Содержание этапа
     
     
     
     

 

 

2. Руководствуясь Бюджетным кодексом изучить этап рассмотрения и утверждения бюджета. Выяснить, что является предметом каждого чтения данного этапа. Результаты представить в виде табл. 2.

Таблица 2

Этапы рассмотрения и утверждения бюджета

 

Чтение   Предмет чтения бюджета   Срок проведения по бюджетному законодательству
     
     
     

 

 

3. Руководствуясь законодательством изучить этапы бюджетного процесса на региональном (Рязанская область) и муниципальном (Рязань) уровнях. Выяснить состав участников каждого этапа бюджетного процесса, а также содержание каждого этапа. Результаты представить в виде табл. 2.

 

Таблица 2

Этапы бюджетного процесса

 

  Этапы бюджетного процесса   Участники   Содержание этапа
     
     
     
     

 

4. Руководствуясь законодательством изучить этапы рассмотрения и утверждения бюджета на региональном (Рязанская область) и муниципальном (Рязань) уровнях. Выяснить, что является предметом каждого чтения данного этапа. Ссылки на источники обязательны. Результаты представить в виде табл. 4.

Таблица 4

Этапы рассмотрения и утверждения бюджета

 

Чтение   Предмет чтения бюджета   Срок проведения по бюджетному законодательству
     
     
     

 

 

Бюджетный процесс, его участники, их полномочия.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлением бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.(БК, ст.6).

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным Кодексом РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (по вопросам особенностей полномочий федеральных участников бюджетного процесса), законами субъектов РФ (по вопросам особенностей полномочий органов государственной власти субъектов РФ) и муниципальными правовыми актами.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом и осуществляют иные полномочия.

Центральный Банк совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики и обслуживает счета бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или)получателями бюджетных средств, если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

- формирует государственные (муниципальные) задания;

- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

- несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений);

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

 

Администратор доходов бюджета – орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

Администратор источников финансирования дефицита бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

- формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение осуществляет свои расходы в соответствии с бюджетной сметой; бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты, они также не имеют права получать кредиты (займы). Положения Бюджетного Кодекса относительно бюджетных учреждений распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет и исполняет бюджетную смету;

- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

- вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

- ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

- формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

На федеральном уровне участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- Центральный банк Российской Федерации;

- Счетная палата Российской Федерации;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

- главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

- главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;

- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

- проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

- ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

- устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;

- утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

- устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета, а также другие функции.

Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключительное право:

- утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

- вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;

- давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;

доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;

составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: