Включение нового знания в систему знаний и повторение.




Урок

По «Основам

Духовно-нравственной культуры

Народов России»

 

Предмет: Основы духовно – нравственной культуры народов России

Тема урока: В труде красота человека

Тип урока: урок « открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

Познавательные: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Регулятивные: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей.

Задачи:

Обучающая:

— расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни

Развивающая:

— развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;

— развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда

Методы:

· проблемно – поисковый,

· словесный (беседы),

· метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),

· частично – поисковый (эвристическая беседа).

Формы организации познавательной деятельности:

· коллективная;

· фронтальная;

· групповая;

Технологии: ИКТ, проблемное обучение Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки.

 

 

Ход урока

1. Орг. момент.

Определение темы, цели урока.

Начать наш урок я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай­те, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сде­ланы два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 

Ответы на вопросы:

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб­ро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потем­нел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Какая пословица подходит:

- Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие ка­чества.

- В труде красота человека.

- Без труда человек заржавеет и заболеет.

 

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.

 

-Сформулируем цели урока:

Учиться уважать собственный труд и труд других людей

2. Мотивация

Игра «Радуга профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете взрослыми. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.(работа в парах)

        п о в а р      
п о ж а р н ы е        
  с т р о и т е л ь    
    ш о ф е р          
    ш в е я            
        с а п о ж н и к
    п а с т у х        
    у ч и т е л ь      
л ё т ч и к            

 

1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –

Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,

Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.

Салаты, винегреты, Так кто же мы?

Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)

3. Кладет кирпич за кирпичом –

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Строитель)

4. Встаем мы рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Шофер)

5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –

Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.

Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –

(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!

(Сапожник)

7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,

Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.

Пасем коров мы целый день, (Учитель)

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастух)

9. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно?

(Летчик)

В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование: «ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».

В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию.

Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

Л.Н. Толстой писал, что «Стыдиться можно и долж­но не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

Физкультминутка

3. Приобретение знаний

-Как Вы думаете, когда появилась первая профессия?

-А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)

- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

Просмотр презентации «Из истории профессий»

Первичное закрепление

- Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.

Чем занимаются ваши родители на работе?

Кто они по профессии?

Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

- Составление кластера: Что даёт человеку труд?

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сейчас поиграем. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.

Деревья смотри в плодах ... (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд... (все перетрут).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

Горька работа... (да сладок хлеб).

Не везде сила: где уменье ... (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки -... (не будет и скуки).

Не спеши языком -... (спеши делом).

Любишь кататься -... (люби и саночки возить).

Делу время... (потехе час).

Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

Ищи невесту не в хороводе, (а в огороде)

 

- Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.

Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

-Является ли учеба трудом?

- Будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

-Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?»

-Словарная работа над понятием трудолюбие. (Дети в толковых словарях находят определение "Трудолюбие".)

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

- И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«В труде красота человека».

 

Рефлексия

Продолжи предложение. (Работа по карточкам в группах)

Люди работают ради____________________________________________________

Настоящий труд – это___________________________________________________

При выборе профессии нужно учитывать___________________________________

В любом профессиональном труде самое важное___________________________

Счастье – это__________________________________________________________

 

Подведение итогов урока

- Какая тема урока была? Что полезное вы сегодня взяли для себя?

Совсем скоро ваши школьные годы закончатся, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьёзный вопрос «Кем быть?».

Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.

 

- Оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценки за урок.

 

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

 

 


Я усвоил основные понятия... Мне захотелось делать добро друзьям…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: