Урок
По «Основам
Духовно-нравственной культуры
Народов России»
Предмет: Основы духовно – нравственной культуры народов России
Тема урока: В труде красота человека
Тип урока: урок « открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку
Метапредметные:
Познавательные: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Регулятивные: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность
Коммуникативные: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда
Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей.
Задачи:
Обучающая:
— расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни
Развивающая:
— развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;
— развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Воспитательная:
— воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда
Методы:
· проблемно – поисковый,
· словесный (беседы),
· метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),
· частично – поисковый (эвристическая беседа).
Формы организации познавательной деятельности:
· коллективная;
· фронтальная;
· групповая;
Технологии: ИКТ, проблемное обучение Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Определение темы, цели урока.
Начать наш урок я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Ответы на вопросы:
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Какая пословица подходит:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- В труде красота человека.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.
-Сформулируем цели урока:
Учиться уважать собственный труд и труд других людей
2. Мотивация
Игра «Радуга профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете взрослыми. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.(работа в парах)
п | о | в | а | р | |||||||
п | о | ж | а | р | н | ы | е | ||||
с | т | р | о | и | т | е | л | ь | |||
ш | о | ф | е | р | |||||||
ш | в | е | я | ||||||||
с | а | п | о | ж | н | и | к | ||||
п | а | с | т | у | х | ||||||
у | ч | и | т | е | л | ь | |||||
л | ё | т | ч | и | к |
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Строитель)
4. Встаем мы рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Шофер)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование: «ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».
В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию.
Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.
Л.Н. Толстой писал, что «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Физкультминутка
3. Приобретение знаний
-Как Вы думаете, когда появилась первая профессия?
-А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)
- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)
Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
Просмотр презентации «Из истории профессий»
Первичное закрепление
- Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
- Составление кластера: Что даёт человеку труд? | ![]() |
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сейчас поиграем. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.
Деревья смотри в плодах ... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье ... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки -... (не будет и скуки).
Не спеши языком -... (спеши делом).
Любишь кататься -... (люби и саночки возить).
Делу время... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе, (а в огороде)
- Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
-Является ли учеба трудом?
- Будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
-Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?»
-Словарная работа над понятием трудолюбие. (Дети в толковых словарях находят определение "Трудолюбие".)
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«В труде красота человека».
Рефлексия
Продолжи предложение. (Работа по карточкам в группах)
Люди работают ради____________________________________________________
Настоящий труд – это___________________________________________________
При выборе профессии нужно учитывать___________________________________
В любом профессиональном труде самое важное___________________________
Счастье – это__________________________________________________________
Подведение итогов урока
- Какая тема урока была? Что полезное вы сегодня взяли для себя?
Совсем скоро ваши школьные годы закончатся, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьёзный вопрос «Кем быть?».
Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
- Оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценки за урок.
Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия... Мне захотелось делать добро друзьям…