ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Инструменты и дополнительные материалы




ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Инструменты и дополнительные материалы

Для построения модели нужны следующие инструменты: острые ножницы для вырезания деталей модели из листов, целое лезвие для начала линии сгиба, также лезвие, отломанное косо с заостренным острием для вырезания малых отверстий. Чтобы не покалечить пальцы, лезвие следует отломать, употребляя плоские щипцы. Прямые линии сгиба отдельных частей мы надрезаем по линейке, лучше всего с металлической вкладкой. Для удерживания склеенных частей нам понадобится несколько пружинных прищепок, употребляемых при сушке белья, также несколько так называемых аптечных резинок, которые можно нарезать из старой велосипедной камеры.

Нужны нам также будут палочки для мазания клея, мягкий карандаш и резинка-стерка, кисточка, и универсальные щипцы.

Дополнительно нужны будут материалы: корковые пробки от бутылок диаметром 14 мм и 20 мм (следует выбирать гладкие, без пятен), тонкий картон, лучше всего серый или белый, с толщиной 1 мм, канцелярские скрепки, булавки, наждачная бумага номер 2/0 и 1/0, черная чертежная тушь и клей.

Для построения модели лучше всего употреблять клеи нитроцеллюлозные: »Универсальный», «Toxa – Цемент»,.»Кристалл-Цемент» и тому подобные. Эти клеи сохнут быстро и позволяют чисто склеивать модель. Можно также употреблять рыбий клей "Syndemat" или "Syndetin". Растительный канцелярский клей и фотографические клеи для построения модели лучше не использовать, потому что они очень слабо связывают и долго сохнут.

 


Практические рекомендации

1. Перед началом построения модели следует прочитать описание и ознакомиться с пояснительными рисунками, помещенными в тексте описания, особенно с рис. 3, также с видом отдельных частей, которые находятся на листах с деталями.

2. Построение модели мы начнем с склеивания главного сегмента фюзеляжа (сегмент 5), поскольку тогда мы сможем монтировать поочередно и заднюю часть фюзеляжа и переднюю, не прерывая работы на время высыхания только что склеенных частей.

3. Все детали следует вырезать по внутренней стороне линии обреза. На обороте вырезанной детали полезно обозначить ее номер карандашом. Отверстия, которые следует вырезать, обозначены буквами "W".

4. Линии сгиба следует легко надрезать концом ножа по оборотной стороне картона по отношению к направлению сгиба (клапаны, которые следует загнуть, обозначены буквами "Z").

5. Детали, которые свертываются в виде цилиндров, конусов или выпуклых плоскостей, нужно сформировать посредством протягивания данной детали стороной, в которую нужно скручивать, по острию длинных ножниц, по кромке линейки или даже по краю стола.

6. Все шпангоуты фюзеляжа, а также некоторые другие части следует наклеить на картон (например, из ненужных коробок от упаковки обуви). Каркас крыльев, чтобы его укрепить, можно выполнить из жесткого картона толще того, на котором напечатана наша модель (напр. из ватмана). Следует тогда рисунки этих деталей очень точно перенести на чертежный картон.

7. На окончательный вид модели влияет чистота склеивания. Места, испачканные клеем не сильно, протираются влажной тряпочкой. При использовании нитроклеев тряпочку следует увлажнить растворителем или ацетоном. Однако в данном случае загрязнение следует устранять очень осторожно, поскольку эти жидкости размазывают печатную краску.

8. Места склеивания длинных поверхностей полезно зажать между двумя планками 3X5 мм, которые, например при склеивании кромки крыльев и стабилизаторов, сжимаются пружинными прищепками для белья.

При склеивании сегментов обшивки фюзеляжа место соединения (на склейке) зажимаются между двух планок, одна изнутри, другая снаружи, сжимая их выступающие концы прищепками (рис. 1).

9. Шпангоуты фюзеляжа и двигателей изготавливаются следующим способом: вырезанный грубо рисунок шпангоута наклеивается на картон, после чего вырезается точно, примеренный и наклеенный на торец пояс расширяет его и служит для соединения двух соседних сегментов обшивки фюзеляжа. Концы пояса загибаем вдоль поперечных линий и всовываем его в щель, вырезанную в обозначенном месте на окружности шпангоута (рис. 2). Если места загибов концов пояса после его наложению на окружность шпангоута не сходятся, это означает что, шпангоут велик и его нужно подточить

Если же после соединения концов пояса шпангоут не удерживается в окружности просторного пояса, это означает, что шпангоут мал и его следует изменить. Окружность шпангоута можно увеличить через оклеивание его торца дополнительным поясом соответствующей длины. Пояс приклеиваем после тщательной подгонки шпангоута.

Внимание: при стирании кромки круглого шпангоута следует его вращать, чтобы не придать ему эллиптической формы. При подгонке других шпангоутов следует действовать также, чтобы не изменить их вида

10. При склеивании модели следует быть терпеливым и всевозможную деятельность выполнять точно, применяя принцип: три раза примерь, а потом клей!. Кроме того следует представлять себе вид склеиваемой детали, а также вид поверхностей, образуемых деталями, склеиваемых между собой. Порою его следует так сформировать, чтобы переход одной части в другую был как можно более плавным и желаемого вида. Серьезной помощью в этом деле будут помещенные в тексте перспективные рисунки.


СБОРКА МОДЕЛИ

В нашей модели главными сегментами фюзеляжа являются сегменты 5 и 6, поэтому от них начинается сборка модели. В описании сборки отдельные части обсуждаются не в очередности номеров, но в такой очередности, в которой удобнее всего есть склеивать модель.

Детали 5, 6. Обшивка главных сегментов фюзеляжа. После вырезания этих частей их надо склеить в виде цилиндра. Продольные щели в детали 5 также, как и в детали 6 вырезаются острым кончиком лезвия

Детали 5a, 5b, 6a, 6b, 7a, 7b. Шпангоуты главных сегментов фюзеляжа вместе с расширяющими поясами. На краю жестких через подклейку картона и точно вырезанных шпангоутов наклеиваются расширяющие (после их подгонки способом, данным в пункте 9 практических рекомендаций) пояса. Они приклеиваются так, чтобы кромка шпангоута пришлась между нарисованными на поясе двумя линиями: непрерывной линией и прерывистой линией. Шпангоут 6a вклеивается в начало склеенной обшивки сегмента 6, шпангоут 7a - в конец. Шпангоут 5a вклеивается в переднее отверстие сегмента 5, затем в его переднее отверстие вклеивается выступающий из сегмента 6 пояс 6b расширяющий переднего шпангоута 6a. При скреплении друг с другом обоих сегментов обращайте внимание, чтобы линии, отмечающие на них место стыка кромки обшивки крыльев с обшивкой фюзеляжа, образовали непрерывные линии.

Деталь 13a. Каркасы крыльев (левого на листе III, правого на листе IV). После выреза и сгиба по линиям каркаса его нужно склеить вдоль поясов при задней его стенке. Приподнятый конец передней стенки каркаса по сгибу приклеивается загнутыми клапанами, которые находится при кромке нижней поверхности каркаса (рис. 4). Каркасы приклеиваются с соответствующих сторон к сегментам 5 и 6 фюзеляжа. Более длинные, выступающие прифюзеляжные концы задней стенки каркаса следует приклеить к задней стенке шпангоута 7a, а загнутый приподнятый конец передней стенки каркаса всовывается в щели, вырезанные в обшивке сегмента 5. На прифюзеляжной кромке обеих поверхностей каркасов приклеиваем загнутыми клапанами к обшивке обоих этих сегментов фюзеляжа. Следует притом стараться, чтобы верхняя поверхность имела слегка выпуклый вид. Оба внешних конца каркасов должны быть немного опущены, поскольку крылья имеют отрицательный сход (нижние поверхности обоих каркасов представляют одну ровную плоскость, зато верхние при взгляде спереди направлены под углом вниз - смотри рис. 5). Чтобы клапаны кромки каркасов хорошо прилегали к фюзеляжу, его следует хорошо прижать.


Детали 4, 4a, 4b. Части четвертого сегмента фюзеляжа. Шпангоут 4a и расширяющий пояс 4b готовится по известному нам способу. Обшивка этого сегмента после вырезания и придания формы надрезается на линиях, указанных на листе I стрелками. Боковые поверхности обшивки, находящиеся между этими линиями, должны быть плоскими, только при переднем шпангоуте незначительно выпуклыми. Этот сегмент, после вклейки переднего шпангоута, соединяется со средним таким образом, что загнутые клапана при задней кромке обшивки приклеиваются к передней стенке шпангоута 5a, а другие отрезки кромки наклеиваются на соответствующие, выступающие из средних сегментов отрезки расширяющего пояса 5b.

Детали 1, 1а, 2, 2а, 2b, 3, 3a, 3b. Сегменты передней части фюзеляжа. Части второго и третьего сегмента склеиваются уже известным способом и скрепляются с другой частью фюзеляжа. Деталь 1а сворачивается в очень тугую трубку на сердцевине провода, напр. выпрямленной скрепки, с диаметром немного меньше, чем 1 мм. Длина проволоки должна быть на 20 мм больше длины картонной трубки. Эту сборку вклеиваем в отверстие склеенной в виде конуса части 1 и отверстие, вырезанное в шпангоуте 2a (рис. 3).

Детали 7, 8, 8a, 8b, 8c, 8d, 8e. Сегменты задней части фюзеляжа. Детали 7, 8, 8a, 8b склеиваем известным способом. Шпангоут 8a вклеивается в обшивку 7, напечатанной стороной наружу сегмента. Склеенную в виде конуса деталь 8c с вклеенным шпангоутом 8d приклеиваем к шпангоуту 8a точно посредине. Часть 8c - сопло выхода потоков газов - склеивается напечатанной стороной внутрь, по готовности вклеиваем с тылу концевого сегмента фюзеляжа. Выступающую из 8 сегмента часть сопла закрасить по ненапечатанной стороне тушью.

Детали 9, 9a, 9b, 9c, 9d, 9c, 9f. Киль. Обшивка киля, деталь 9, склеивается клапанами при его верхней и задней кромке. Спереди обшивки вклеивается согнутый пояс 9с, а в середину этого пояса треугольник 9b, упрочненный картоном. В вырезанную наверху обшивки сегмента 7 щель, посредством загнутых клапанов, которые находятся там внутри, вклеиваем склеенный предварительно каркас киля 9d. Этот каркас должен быть нижней кромкой приклеен к внутренней стороне обшивки сегмента 7, а передней кромкой (перпендикуляр к нижней) к шпангоуту 7a. На каркас надвигаем и приклеиваем до обеих его боковых стенок склеенную обшивку 9 киля. Выступающие язычки обшивки всовываем в соответствующие щели, вырезанные в обшивке сегментов 6 и 8.

Кожухи толкателей руля направления, треугольники 9e, сложенные пополам и слегка развернутые, приклеиваются в обозначенных местах по обеим сторонам киля (смотри рис. 5). Впереди киля, по пояс 9c, приклеиваем сложенный вдвое гребень стабилизатора 9a. Деталь 9f, кожух тормозного парашюта, вначале вырезаем грубо, не выполняя вырез в середине, потом формируем в виде трубки и лишь тогда вырезаем по контуру. Задний кусок склеиваем в виде трубки. Вырезанные зубцы задней кромки формируем и склеиваем так, чтобы возник конус с дугообразными боковыми стенками [параболоид – прим. Переводчика]. Для облегчения можно в середину трубки вклеить короткую- планку с круглым разрезом и заостренным концом. Склеенный кожух 9f приклеиваем к задней части фюзеляжа, надвигая соответственно удлиненные треугольные передние стенки этого кожуха на стенки обшивки киля.

 


Детали 10, 10a, 10b, 10c, 10d, 10f, 10g (левая и правая). Воздухозаборники двигателей с опознавательными знаками Обшивке кожуха 10 следует придать полукруглый вид, но его часть, заканчивающуюся треугольным выступом, оставить плоской и с помощью клапана соединить с другой кромкой части, согнутой полукругом. На полукруглый край подклеенного картоном шпангоута 10b наклеиваем пояс 10a. Этот шпангоут вклеиваем в готовую обшивку 10 так, чтобы часть пояса 10a, нарезанная на лепестки, оказалась внутри предварительно склеенной передней части обшивки воздухозаборника. Заднюю часть этого кожуха приклеиваем к другой части пояса 10a, так, чтобы кромки обеих частей кожуха, который частично разрезан в этом месте, точно прилегали друг к другу. Снаружи, к плоской части кожуха приклеиваем подклеенную картоном деталь 10c. На обе более длинные, совпадающие с собой кромки этой части наклеиваем по центру пояс 10d.

В середину воздухозаборника вклеиваем склеенный из детали 10f (обшивка) и 10g (укрепленный картоном полушпангоут) полуконус, также соответственно окрашенной стороной внутрь воздухозаборника пояс 10e (рис. 6). Такой подготовленный кожух воздухозаборника плоской стенкой (деталью 10c) также загнутыми клапанами в его задней, более широкой части приклеивается к обшивке сегмента 4. Задние кромки этого кожуха наклеиваем на выступающие из сегмента 5 отрезки пояса 5b, расширяющего шпангоут 5a.

Части 11, 11a, 11b Прикрытие и ракетный двигатель. Часть 11a - сопло двигателя - сворачивается и склеивается напечатанной стороной внутрь в виде конусной трубки. Прикрытие двигателя формируем так, чтобы задняя часть прикрытия (при сопле двигателя) имела в разрезе полукруглый вид, при этом продольные кромки должны быть легко выгнуты наружу, а передняя почти сплющенная.

В месте перелома обшивки прикрытия вклеиваем шпангоут 11b подклеенный картоном с наклеенным на его кромке расширяющим поясом 11c. Прикрытие приклеиваем внизу фюзеляжа, к обшивке сегмента 7. В задний, открытый конец прикрытия вклеиваем выходное сопло ракетного двигателя 11a(рис. 7).

Части 12, 12a, 12b. Фонарь кабины пилота с гаргротом. Фонарю кабины (деталь 12) придаем форму в разрезе такую, которая соотвествует шпангоуту 12a. Кромки выреза в средней части этой детали соединяем между с собой с помощью поясов 12b. Переднюю часть кабины надрезаем вдоль линии сгиба и сгибаем так, чтобы ее передние и боковые стекла были плоскими. Кромки в вырезе, отделяющего переднюю часть фонаря от задней, соединяем друг с другом, склеивая их вдоль клапанов, находящихся там. Изнутри, на месте склеивания этих кромок, вклеиваем подклеенный картоном и подогнанный шпангоут 12a.

Готовую кабину пилота приклеиваем загнутыми внутрь клапанами на сегменты 3, 4 и 5 фюзеляжа, обращая внимание, чтобы нижние кромки фонаря совпадали с отмеченными на фюзеляже линиями, отмечающими место их приклеивания.

Части 13, 13b, 13c, 13d, 13e. Крылья (части левого находятся на листе III, правого - на листе IV). Согнутая вдвое вдоль средней линии обшивка склеивается с помощью клапанов на задних кромках. В середине передней кромки следует сделать вырез, доходящий до конца двух боковых линии, обозначенных в этом месте. От поясов, которые возникли таким образом, отрезаем лишние части, а их передние кромки склеиваем на отогнутых клапанах, обозначенных буквой "Z". Вид в разрезе этих поясов по склеиванию в щели представлен на разрезе фюзеляжа (рис. 3). Склеенные обшивки крыльев приклеиваем к обеим поверхностям каркасa 13a также кромками до обшивки соответствующих сегментов фюзеляжа. Язычки, которые находятся при передней и задней кромке крыла мы впускаем в соответствующие отверстия, вырезанные в фюзеляже. Деталь 13b, обтекатель места стыка крыла с фюзеляжем, приклеиваем по приданию ему в разрезе соответствующего вида (смотри рис. 5), который обеспечивает тщательное прилегание обтекателя к обеим этим частям модели. В вырезанные в низу крылу два отверстия (обозначенные символом 13e) вклеиваем детали 13e подогнанные картоном к соответствующей толщине (2 мм). Согнутые вдвое и склеенные вдоль клапанов детали 13c и 13d приклеиваем в местах, обозначенных на нижним поверхностях крыльев, закрывая ими детали 13e (рис. 5 и рис. 9). Согнутая кромка этих частей является их передней кромкой.

Детали 5c и 5d. Нагнетатели воздуха внутрь фюзеляжа. Этим деталям придаем в разрезе полукруглый вид и наклеиваем в обозначенных местах на сегменте 5 фюзеляжа, а также на нижней поверхности крыльев, при сегменте 5 и 6 (смотри рис. 5).

Детали 16, 16a, 16b, 16c, 16d, 16e, 16f, 16g, 16h, 16i. Самонаводящаяся ракета класса "воздух-воздух" типа Matra 530. Деталь 16, обшивку главной части корпуса, сворачиваем в трубку и склеиваем вдоль при помощи клапана. В середину полученной трубки всовываем круглый карандаш или планку и вырезаем лезвием продольные щели, обозначенные на обшивке. В переднее отверстие главной части 16 корпуса вклеиваем подклеенный картоном и подогнанный шпангоут 16a с наклеенным на его кромке поясом 16b. В заднее отверстие - только утолщенный картоном шпангоут 16e. Впереди части 16 фюзеляжа к зубцам пояса 16b приклеиваем склеенную деталь 16c и конус 16d, сзади же склеенную деталь 16f и свернутое в трубку сопло 16g. В продольные щели детали 16 вклеиваем перпендикулярно друг к другу четыре согнутых вдвое и склеенных неокрашенными сторонами детали 16i и детали 16h (рис. 5 и 8), (несущие и управляющие плоскости).

Детали 17, 17a. Подвеска ракеты. Обшивку 17 подвески надрезываем на всех поперечных линиях, после чего легко на них сгибаем. Пояс перегибаем вниз вдоль срединной линии, а его концы склеиваем на загнутом клапане. В середину обшивки вклеиваем подклеенную картоном деталь 17a. Один выступающий из обшивки пояс детали 17a мажем клеем и всовываем в щель, вырезанную в сегменте 6 внизу фюзеляжа, другой - в щель, выполненную в обшивке детали 16 ракеты (рис. 5 и 8).

Детали 18, 18a, 18b, 18c, 18d, 18e, 18f. Комбинированные контейнеры неуправляемых ракет и топлива. Прежде всего склеиваем свернутую в трубку деталь 18 - обшивку главного сегмента контейнера. В переднее и в заднее отверстие мы вклеиваем подклеенный картоном шпангоут 18b с расширяющими поясами 18a. Зубцы поясов должны выступать наружу из обшивки 18. К зубцам пояса переднего шпангоута прижимаем склеенный в виде конуса перед контейнера, деталь 18c, с отверстиями вылета ракет. Элемент 18d склеиваем, в меньшее отверстие вклеиваем пояс 18e, а к его выступающим зубцам приклеиваем склеенную в виде конуса деталь 18f. Такую склеенную заднюю часть контейнера приклеиваем к зубцам пояса 18a заднего шпангоута 18b. Второй контейнер собирается аналогично.

Детали 19, 19a. Прикрытие подвески контейнеров. Собирается аналогично подвеске ракеты и зажимается в щелях, выполненных в детали 18 контейнера. Другую пару язычков прикрытия вклеиваем в щели, вырезанные в нижней поверхности крыльев вблизи отступа, выполненного в передней кромке крыла (рис. 9 и 5).

Детали 15, 15a, I5b, I5c, 15d, I5e, 15f. (рис. 10). Главное шасси самолета. Стойку главного шасси, деталь 15, склеиваем, свернув в очень тугую трубку. В ее середину втискиваем на клею ось 15a из провода(напр. из канцелярской скрепки), изогнутую способом, показанным на рис. 10. Колеса выполняются согласно размерам с рис. 10 из корковой пробки соответствующего диаметра, закругляя кромки колеса наждачной бумагой, чтобы придать им вид, приближенный к покрышкам. На внешней стороне, посредине колеса, наклеиваем щиток 15b, на внутренней (прилегающей к стойке) - щиток 15c. Опорный диск 15d надеваем на ось и приклеиваем к нижнему концу стойки 15. Стойку шасси вклеиваем верхним концом в отверстие, вырезанное в низе крыла в месте, обозначенном белым кружком на черной поверхности люка. Крышку люка закрепляем следующим способом: деталь 15e приклеиваем клапанами к крылу около стойки, обшивку 15f по формированию - целой поверхностью частично к крылу, частично к обшивке сегмента 5 фюзеляжа (рис. 10). Крышка эта открывается только кратковременно на время выпуска шасси, а потом снова закрывает это достаточно большое отверстие.

Детали 14, 14a, 14b, 14c, 14d, 14e, 14f, 14g. Переднее шасси. Ось шасси, деталь 14a, изготавливаем из провода согласно рисунку 11. Колесо выполняем из корковой пробки (размеры на рисунке) и одеваем на ось, которую потом втискиваем на клею в середину свернутой и склеенной стойки 14. На колесо до этого наклеиваем боковые щитки 14e. На выгнутую раму оси, огибающую колесо, наклеиваем вилку- деталь 14c. Из пояса 14d сворачиваем малый цилиндр, оставляя некоторый отрезок пояса несвернутым. Этот цилиндр, имитирующий глушитель поперечных колебаний [демпфер-шимми - прим. Перев.], приклеиваем к нижнему концу стойки, оборачивая вокруг нее конец пояса 14d. Стойку шасси мы вклеиваем на такую глубину в отверстие, выполненное в обшивке сегмента 4, чтобы модель, поставленная на ровной поверхности (напр. стола), имела слегка приподнятый нос. Стойка переднего шасси должна быть достаточно тверда и потому следует ее крепко приклеить (верхний конец стойки ввести внутрь фюзеляжа и приклеить к шпангоуту 4a). На верхний конец стойки, здесь же при фюзеляже, наклеиваем соответственно сформованную и склеенную деталь 14b. Деталь 14f - крышку люка - наклеиваем на фюзеляж модели, покрывая задний отрезок контура люка на низе сегмента 4 фюзеляжа. Передние створки люка - деталь 14g - приклеиваем способом, показанным на рисунке 11. В случае, когда мы выполняем модель самолета с убранным шасси, зачерненные отверстия люков шасси на обшивке фюзеляжа и крыльев закрываем, наклеивая на них соответствующие крышки. На люк переднего шасси наклеиваем детали 14f и 14g, на люки главного шасси - детали 15e и 15f (клапаны при деталях 14g и 15e обрезаем).

Деталь 2c. Антенны. Основания антенн, детали 2c, сгибаем вдвое так, чтобы посредине эти части в разрезе имели круглый вид (смотри рисунок около сетки этих деталей). В середину оснований вклеиваем простые острия антенн, а стойки нижними язычками защемляем в отверстиях по обеим сторонам в нижней части сегмента 2 фюзеляжа (смотри рис. 3).

Готовую модель предохраняем от лишнего пачкания, покрывая ее бесцветным нитролаком, спиртовым лаком или аналогичным.

Внимание: самолет с подвесной ракетой представляет отдельную версию, а с контейнерами отдельную. Поэтому следует решить, какую версию делаем, или сделать ракету и контейнеры съемными. Можно также выполнить отдельные модели обеих версий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: