Сборник задач
«Реши и открой для себя Иркутскую область»
для проведения уроков информатики
и внеклассных мероприятий по предмету
Составитель:
Татьяна Викторовна Бобровская,
учитель информатики
п. Белореченский, 2018
Содержание
Введение. 3
Задания к теме «Кодирование информации». 4
Задания к теме «Измерение информации». 5
Содержательный подход к измерению информации. 5
Алфавитный подход к измерению информации. 6
Задания к теме «Количество информации и вероятность». 7
Задания к теме «Системы счисления». 8
Задания к теме «Элементы алгебры логики». 9
Список литературы и использованных ресурсов. 13
Введение
Знание родного края – наша
сила и величие Родины.
Ф.А. Щербина
Настоящий сборник предназначен для учителей информатики и учащихся средних общеобразовательных школ. Материал сборника охватывает задания по разделу «Представление информации», которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках информатики и на внеклассных мероприятиях по предмету.
Перефразируя сказанное о математике Л.Д. Кудрявцевым, можно сказать: не научив основам самой науки информатики, нельзя научить ее приложением. Научить же основам информатики можно лишь с помощью достаточно строгого формального изложения таких основополагающих категорий информатики, как информация, сообщение, система счисления, информационная система, данные, алгоритм, исполнитель и др.
При подготовке к занятию учитель должен учитывать, что содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой. При этом у учеников должна формироваться целостная картина мира, а не просто знания по отдельным предметам или темам.
Основные цели сборника:
- развитие у обучающихся навыков решения задач;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование самостоятельного приобретения знаний;
- усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
- расширение кругозора в знаниях об Иркутской области.
Задания данного сборника могут выполняться учениками самостоятельно для повторения и закрепления, пройденного материала, непосредственно по информатике, а также для уроков по истории, географии, биологии. Взаимосвязь школьных предметов позволяет расширить границы познания школьников и получить более устойчивый результат обучения. Такой подход способствует тому, что изучение информатики становится более занимательным, а значит более результативным. Появляется мощный стимул активности – это интерес, который проявляется к родному дому и семье, к истории и культуре области, района созданной трудами родных и близких людей. Любой край - неповторим. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у обучающихся представление о том, чем славен родной край.
Задания к теме «Кодирование информации»
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе (см. рисунок).
Закодируйте информацию «Приангарье является одним из крупнейших культурных центров Сибири и Дальнего Востока»
2. Закодируйте высказывание Ивана Платоновича Барсукова «Иркутск, самый красивый город во всей Сибири…» с помощью азбуки Морзе.
3. Закодируйте высказывание Антона Чехова «Иркутск – превосходный город… Совсем Европа» с помощью азбуки Морзе.
4. Декодируйте сообщение: «.-.-.-....-- -….-....-- ….-- ---.--- -.-.-..-.--- --..--» с помощью азбуки Морзе.
5. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «Бегут и бегут прибайкальские шири, Саянские горы синеют вдали. Нас встретит столица таежной Сибири, любимый Иркутск, середина Земли» (М. Сергеев)
6. Декодируйте фразу Александра Грэй-Бирки, заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите. «10 18 12 21 19 12 - 19 20 16 13 10 24 1 3 16 19 20 16 25 15 16 11 19 10 2 10 18 10! 23 16 9 33 10 15 3 1 11 12 1 13 1, 23 16 9 33 10 15 20 1 11 4 10!»
7. Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется идущей после нее с некоторым сдвигом буквой в алфавите, который считается написанный по кругу. Пусть этот сдвиг равен 3. Используя этот шифр, зашифруйте слова: Илим, Ангара, Белая, Ока, Ида, Мура. Определите, по какому принципу отобраны данные слова.
8. Используя шифр Цезаря, декодируйте информацию: Бодбсб уёшёу рп уёссйупсйй пвьбтуй т ядб об тёгёс. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется идущей после нее с некоторым сдвигом буквой в алфавите, который считается написанный по кругу. Для декодирования определите этот сдвиг.
9. Шифр перестановки. Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Пусть перестановка в слове осуществляется по следующему правилу: каждый следующий слог в слове заменяется предыдущим. Закодируйте предложение: «Усольский район – часть великой России, Сибирских окраин родная земля» (Слова из гимна Усольского района, автор Н.А. Акимова)
10. Шифр перестановки. Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Восстановите предложение и определите правило перестановки. «Елан — евилачшйяа ерак езнмгоо ашар, азинамте овьсоме емтсо в имер и рттееь емтсо рсдеи ерк зааистокй ачтси Орссии»