Страны Восточной Европы: комплексная ФГХ и ЭГХ. Методы обучения гео, их классификация. Применение различных методов обучения при изучении ВЕ.




15 постсоциалистических стран: Эст, Лат, Лит, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногорие, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. S – 39%, N – 34% от Европы. Регион охватывает часть Европейской равнины на С (Прибалтика, Польша), герцинские среднегорья и холмистые возвышенности (Чехия), часть Альпийско-карпатской Европы со складчатыми горами до 2,5-3 тыс.м. и невысокими аккумулятивными равнинами – Средне- и Нижне-Дунайской (Словения, Венгрия, Словакия, Румыния, С Хорватии, Сербии и Болгарии), Южноевропейские массивы высотой до 2-205 тыс.м. с межгорными котловинами и предгорными равнинами (большая часть Хорватии и Сербии, Босн и Герц, Черногория, Македония, Албания и Ю Болгарии). Особ-ти геологических и тектонических стр-р обусловили состав и хар-р гео.распространения п/и стран. Наибольшее хоз-ное значения имеют залежи: кам.угля (Ю Польши и С-В Чехии), нефти и газа (Румыния, Албания), гор.сланцев (Эстония), кам.соли (Польша, Румыния), фосфоритов (Эстония), серы (Польша), свинцово-цинковых руд (Польша, Сербия, Болгария), медных руд (Польша, Сербия), бокситов (Хорватия, Босн и Герц, Венгрия), хромитов и никеля (Албания). Регион богат целебными мин.источниками. Сильно отличаются по размерам, составу и кач-ву лесных рес-сов. На Ю и в горных районах - повышенная лесистость с преобладанием хвойных пород; равнины сильно распаханы в Венгрии, Польше; В Польше и Чехии значительная часть продуктивных лесов – искусственные насаждения сосны. Одно из основных богатств ВЕ – почвенно-климатические рес-сы. Здесь нах-ся крупнейшие ареалы естественно природных почв преимущественно черноземного типа. По почвенно-климатическим условиям страны могут быть условно разделены на 2 группы: северные (Прибалтика, Польша, Чехия, Словакия) и южную (остальные страны). Различия состоят в более высоких t в вегетационный период и более плодородных почвах в южной группе стран. Но на севере – достаточное увлажнение, на юге – необходимость искусственного орошения. В сочетании с целебными мин.источниками и широкими выходами к теплым морям – рекреационные рес-сы.

Плотность N – от 33 в Эстонии до 131 в Чехии. Резко выд-ся столичные города, среди которых самые крупные – 2-милионные Будапешт и Бухарест. ТЭК и металлургическая база – основа развития м/с пром-ти, которое почти во всех странах региона (кроме Албании) – ведущая отрасль индустрии и главный поставщик экспортной продукции. ТЭК создана на основе исп-я местных рес-сов. ВЕ – один из крупнейших угледобывающих регионов мира; добыча бур.угля – во всех странах, который потребляется на ТЭС вблизи м/Ий. Крупные комплексы – в Польше, Чехии, Румынии, Болгарии. В некоторых странах высока доля ГЭС. Части станций использует природный газ (в основном – импорт из России). Заводы ц/м созданы на местном сырье. Большее развития отрасль получила в Польше, бывшей Югославии, Болгарии, Румынии. Металлургия отразилась на м/с: в Польша, Чехия, Румыния представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии - отрасли, использующие цветные металлы (кабельное про-во). Главная специализация м/с – выпуск средств транспорта и с/х машин, станков и технологического оборудования. На базе импортируемых из России нефти и газа создаются отрасли хим.пром-ти. Легкая пром-ть удовлетворяет основные потребности населения в тканях, одежде, обуви+на экспорт. В с/х в основном зерно, картофель, сахарная свекла, подсолнечник, овощи, фруктов и мясо-молочной продукции. Расширена и улучшена сеть автомобильных дорог, есть первоклассные магистрали; регион – важное связующее звено в система трубопроводного транспорта.

Метод обучения – совместная дея-ть учителя и учащихся, направленная на достижение цели обучения. Классификация Ларнера и Скаткина: 1.Объяснительно-иллюстративный(усовоение знаний за относительно короткий срок, учитель сообщает специально отобранные знания). 2.Побудительно-репродуктивный (инфа о способах дея-ти, учитель показывает, может репродуктивная беседа). 3.Исселдовательсткий (наблюдении и изучение фактов, выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез, построение плана и его осуществление, проверка решения и формулировка выводов). 4.Частично-поисковый (суть – затруднение у уч-ся при решении проблемной задачи).

 

Восточная Азия. Комплексная ФГХ и ЭГХ на примере Китая. Система знаний о населении в школьной гео; методика формирования знаний о населении в школьной гео; методика формирования знаний на примере Китая.

К ВА относятся гос-ва и территории, расположенные в восточной части азиатского мат-ка, - КНР, Япония, Монголия, КНДР и Южная Корея. Государство расположено в Центральной и Восточной Азии. Граничит: на севере с Россией и Монголией, на юге — с Лаосом, Вьетнамом, на юго-западе — с Мьянмой, Бутаном, Непалом, Индией, на северо-западе — с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Кыргыстаном, Казахстаном. Восточную часть омывают воды Восточно-Китайского моря, а юго-восток. — Тихого океана. Площадь территории составляет 9 597 000 км2. В ландшафте страны преобладают горы. Горные цепи направлены с запада на восток и разделяют страну на несколько климатических зон. На юго-западе расположены Гималаи с величайшей вершиной мира Джомолунгмой (Эверест), севернее - Тибет, высокогорное плато (4000 - 5000 м над уровнем моря). Восточная часть страны включает северную тайгу. На юге простирается зона субтропических и тропических лесов. На северо-востоке вдоль побережья тянется полоса равнин - зона интенсивного земледелия. Климат на территории Китая различен. В юго-западных районах - жаркий и влажный, муссонный. Река Янцзы разделяет Китай на юг и север. На север от нее расположена Великая Китайская равнина. На юге страны климат субтропический, там возвышаются Южно-Китайские горы, склоны которых представляют собой террасы. Осадки выпадают неравномерно. На востоке страны с июля по август - самый дождливый сезон. На юге жарко и влажно с апреля по сентябрь. Самые крупные реки Китая: Хуанхэ, Янцзы. Недра страны содержат запасы нефти, угля, железной руды, вольфрама, ртути, сурьмы, марганца, олова, ванадия, молибдена, цинка, урана, алюминия, свинца. Численность населения составляет 1 300 млн. чел. (2005 г.) (1-е место в мире). Средняя плотность - 132,6 чел/км2. Этнический состав: китайцы (хань) - 93%. Китай - аграрно-индустриальная страна. Выплавляется сталь, цветные металлы. Производятся минеральные удобрения, цемент. Многоотраслевое машиностроение. Текстильная промышленность. Развито кустарное производство. Традиционные ремесла: художественные изделия из шелка, эмали, кости, лака, вышивка, фарфоро-фаянсовые изделия. Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Добывают морепродукты. Разводят рыбу. Выращивают различные овощи, виноград, рис, пшеницу, табак, арахис, чай, джут, сою, сахарный тростник, сахарную свеклу, хлопок. Ведется сбор лекарственных трав и дикорастущих плодов. Производится заготовка древесины. Развито плодоводство.

Роль: человек поставлен в центр гео.исследований, в комплексе программ все содержание пронизано знаниями о человеке. Третичного сектора не было в гео. Состав: количественные и качественные хар-ки (числ-ть, воспро-во, плотность, размещение, религия). 6кл – население Земли, расы, числ-ть, языки, чел и природа, представления. 7 кл – родина чел-ка и его расселение по мат-кам, народы и страны. 8 кл – население России: воспро-во, пол-возр пирамиды, миграции, национальный, религиозный составы. 9 кл – в региональной части – заселение и освоение территории. 10 – продолжение изучения. На примере Китая – практический анализ карт: ок 1,5 млрд.чел; ок2,2% от N Земли; многонациональный состав; 60 этносов; 93% - хань (китайцы), 80% живут на В страны, 50% - урбанизация. Китай – 7 кл – 1 урок, 10 кл – 1-2 урока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: