Продукция предприятия и ее продвижение




Гуляева М.К., к.э.н., доцент, зав. кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

Продукция предприятия и ее продвижение

Деятельность предприятия, прежде всего, определяются количеством и качеством выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг).

Продукция предприятия – это результат деятельности предприятия, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Количественные характеристики выпускаемой и реализуемой предприятием продукции определяются объемом и структурой этой продукции (работ, услуг). В частности степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента. Номенклатура — это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент — характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением. Качество продукции - не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория, связанная с потребительной стоимостью. Потребительная стоимость представляет собой полезность товара вообще, качество это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество и потребительная стоимость не тождественны. Качество характеризует одно или несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности. Качество продукции не полностью включает в себя категории рыночной экономики. В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев служит конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции - совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров - конкурентов. Она носит краткосрочный характер и определяется в любой малый с экономической точки зрения период (месяц, неделя, декада). Рост конкурентоспособности товара - это условие обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятия и одна из предпосылок ослабления экономического кризиса. Немаловажное значение имеет здесь и ценообразование процесс формирования цен на товары и услуги.Можно выделить две основные модели ценообразования: рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара; централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу закладываются издержки производства и обращения. Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки производства, обслуживания и накладные расходы и затем добавляет желаемую прибыль на эти цифры. Спрос не изучается. В рамках стратегии, основанной на спросе, цена определяется на уровне среднерыночной и затраты не должны в этом случае превышать сумму, рассчитываемую как разность цены и прибыли. При конкурентной стратегии ценообразования цены могут быть или ниже или выше рыночных - в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Этот принцип используют фирмы, имеющие конкурентов. Существует несколько путей реализации ценовой стратегии, каждая из которых в чистом или смешанном с другими виде подходит данному продукту: установление стандартных и меняющихся цен; установление единых и гибких цены; стратегия неокругленных цен; связь цены и качества

Предприятие реализует свою продукцию на рынке. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредита, финансов). Рынки бывают самых разных видов (табл.4)

Таблица 4

Классификация рынков

Критерий Виды
1. По сфере общественного производства рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).
2. По характеру конечного использования рынок товаров производственного назначения; рынок товаров потребительского назначения.
3. По сроку использования рынок товаров долговременного пользования; рынок товаров краткосрочного пользования; рынок товаров одноразового пользования.
4. По территориальному охвату мировой; внутренний; региональный.  
5. По соотношению продавцов и покупателей рынок свободной конкуренции; рынок монополистической конкуренции. олигополистический рынок; рынок чистой монополии.  
6. По объему реализации основной рынок, где реализуется основная часть товаров; дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара; выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.

В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т. е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. В настоящее время используются следующие признаки сегментации: социально-демографические параметры (национальность, религия, возраст, пол, семейное положение, и т. п.); экономические параметры (душевой доход и его структура, стоимость имущества, размер сбережений, уровень обеспечения жильем и т. п).; географические признаки (экономическое и политическое районирование, численность населения, его плотность, природно-климатическая зона и т. п.); поведенческие особенности покупателей (поводы для совершения покупок, интенсивность потребления, импульсивность и т. д.); психографические признаки (стиль жизни, личные качества; потребительские признаки: цена, качество, экономичность, марка и т. д.).

Размер рынка – территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия.

Емкость рынка – это то количество продукта, которое может быть фактически реализовано на четко определенном рынке в течение определенного периода времени. Емкость рынка при планировании рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тенденции ее изменения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде. Например, неперспективным представляется рынок, емкость которого незначительна по сравнению с производственной мощностью предприятия. В этом случае доходы от продаж на нем могут не компенсировать расходы на внедрение на рынок и издержки на изготовление продукции.

Для расчета емкости рынка необходимо:

Входящая информация Пояснения
Определение рынка и размер аудитории (КА – количество аудитории) Определяем ту территорию, на которой происходит реализация товара, количество фактических или вероятных потребителей и форма учета. Например, такие товары как хлеб, кабельное телевидение, туалетная бумага, телевизоры приобретаются не индивидуально, а на семью, поэтому расчет рынка производится в домохозяйствах. Товары индивидуального потребления – косметика, одежда, штучные продукты и предметы (газированные напитки, пирожные, зубные щетки и т.д.) рассчитываются на человека. Количественные показатели можно получить в свободных источниках статистики.
Степень интенсивности потребления и частота покупок (ЧП – частота потребления) Вторая входящая цифра для анализа – частота покупок товара в определенный период времени (либо же, как альтернатива – норма потребления товара на человека). Например: кабельное телевидение оплачивается раз в месяц (ежемесячная покупка), хлеб – ежедневно, туалетная бумага – раз 2-3 недели (упаковка на семью), телевизоры – раз в 5-7 лет. Получить такого рода информацию можно, опираясь на опрос потребителей, общепринятые нормы (например, зубную щетку рекомендовано менять каждые полгода) или на экспертную оценку.
Средний чек – усредненная стоимость продукта в руб. (СЦ – средняя цена) За основу берется не только ваш продукт, но и вся конкурентная линейка. Высчитать среднюю стоимость можно самостоятельно, получив прейскуранты всех конкурентов. Также весьма эффективны опросы покупателей (по какой цене вы обычно покупаете этот продукт?).

 

Техника расчета:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: