Методологические особенности системного анализа




«Системный взгляд на процесс принятия решений смещает акценты в прикладных задачах анализа систем – первостепенной становится концептуализация проблемы, ее многоаспектное представление и моделирование, а разработка алгоритмов и методов выбора альтернативных линий поведения становится второстепенной. Этим самым существенно расширяется точка зрения на обеспечение принятия решений, развиваемая в теории ожидаемой полезности». (С. 29)

«Моделирование как антитеза эмпиризму представляет собой основной метод системного анализа. Вместе с тем в рамках этой дисциплины любая модель (математическая, физическая, описательная или какая-либо другая) должна строиться не ради модели, а использоваться как рабочий инструмент познания объекта изучения и разрешения конкретной системной проблемы». (С. 31). Модель представляет собой наиболее точную копию объекта изучения, созданную сознанием при его взаимодействии с объектом.

«Итак, можно считать, что изучаемый объект представлен в данном исследовании как система, если он идентифицируется по признакам расчленимости, целостности, связанности и неаддитивности, а само исследование относят к классу системных, если процедурно оно строится без нарушения положений этих признаков» (С. 52).

1. Расчленимость – разделение изучаемого объекта на компоненты: элементы и подсистемы. Компоненты системы могут быть объединены в уровни, что обеспечивает комплексный, многоаспектный характер постановки и решения проблем. Понятие «уровень» имеет 4 значения.

- уровни-эшелоны (например, организационные уровни предприятия: предприятие в целом – службы, отделы, цеха, бригады);

- уровни-страты – компоненты системы, объединенные общностью законов функционирования (например, предприятие можно рассматривать на социальном, экономическом, информационно-управленческом технологическом уровнях);

- уровни-слои – не свойственны самому объекту, а отражают отношение исследователя к объекту (например: прогнозирование, текущее планирование, оперативное управление);

- уровни-оценки – оценочная характеристика объекта (например, уровень образования, уровень духовного развития, жизненный уровень).

Все уровни непременно взаимосвязаны между собой. Выделение в системе уровней и их взаимосвязей называется стратификацией системы. Если исследователь выделил 7 уровней системы, то такое исследование можно считать наиболее полным. Если число выделенных уровней больше 3, но меньше 7, то, вероятнее всего, пропущены какие-то важные уровни, что повлияет на обоснованность рекомендаций. Если уровней меньше 3, то проблема практически не исследована. Представим для примера стратификацию системы «Журналистика».

Рис. 2 Стратификация системы «Журналистика»

 
 


2. Целостность. «Объект, состоящий из нескольких выделенных частей, обладает целостностью, если: а) в нем в результате взаимодействия частей образуется новое качество (общесистемное свойство), отсутствующее у частей; б) каждая составная часть приобретает иные качества (системные свойства компонентов) по сравнению с качествами, присущими этим же частям вне данного объекта». (С. 41). Возникновение новых связей и свойств при объединении элементов в подсистемы, подсистем в систему называется эмерджентностью.

3. «Связанность рассматривается как признак, свидетельствующий о том, что целостные свойства изучаемого объекта и особые свойства его частей формируются за счет межкомпонентных (внутриуровневых и межуровневых) отношений, связей и взаимодействий». (С.43).

4. «Неадитивность … как признак системы проявляется в том, что свойство изучаемого объекта невозможно свести к свойствам его частей, а также вывести ли из них». (С. 49). «Неаддитивный характер взаимодействия компонентов систем порождает известный парадокс: не расчленив систему на части, очень трудно ее изучать, но, обособив составные части, можно легко потерять суть целого и неправильно установить свойства частей. Выход из такого положения, который предлагает теория системного анализа, состоит в совместном применении принципов «от целого к частям» и от «частей к целому», то есть в организации процесса исследований в виде поэтапного разукрупнения изучаемого объекта на эшелоны, страты и слои с одновременным установлением связей между ними за счет организации интеративных циклов» (С. 52).

По законам системности, объединившись, компоненты порождают такие свойства системы, которыми до объединения никто из них не обладал. Так проявляется эффект их взаимодействия. Особенно ярко это можно наблюдать при описании взаимосвязей элементов. Любая взаимосвязь элементов представляет собой процесс.

Процесс, по определению П.Сорокина, - это «любой вид движения, модификация, преобразование, перестройка или «эволюция», короче говоря, любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве, или речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов».[2]

Любой процесс, как пишет П.Сорокин, включает в себя следующие составляющие:[3]

- логическое подлежащее, единицу, то есть то, что изменяется или находится в процессе;

- временные отношения;

- пространственные отношения;

- направление.

Любой процесс может быть охарактеризован с точки зрения его:

- уникальности или повторяемости;

- прерывности или пульсации;

- линейности-нелинейности, цикличности и вариантного повторения.

По этому плану и может производиться описание и анализ любого социального процесса, что позволяет видеть его детально, определять проблемные зоны и прогнозировать. Таким же образом можно описать и любой процесс, происходящий в системе «Журналистика».

Процессы, происходящие в журналистике, относятся к разряду социальных процессов и могут быть описаны в соответствии с названными характеристиками. Это позволит четко представить их суть и отличительные качества от других аналогичных процессов, происходящих в других сферах деятельности. А также позволит объяснить природу взаимовлияния элементов внутри системы «Журналистика», определит проблемные зоны и, следовательно, поможет сформулировать объективные требования к каждому процессу, соблюдение которых обеспечит системе ее устойчивое функционирование и развитие.

Данная методика основана на системном подходе и системном анализе журналистики, благодаря чему и способна обеспечить наибольшую полноту и целостность системы профессиональных требований.

Итак, первая взаимосвязь элемента «производители» с элементом «массовая информация» представляет собой процесс создания журналистских текстов. Единицей анализа в нем является текст. Именно с текстом происходят изменения в данном процессе.

Во временном отношении текст, согласно его функционированию в социальном времени, представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Прошлым в тексте является отражаемый объект действительности, поскольку он уже существовал до создания текста. Настоящим выступает сам процесс изучения и описания объекта. А будущим – процесс восприятия текста аудиторией, которой он предназначен. Отсюда и формируются первые требования к созданию журналистского произведения:

- объект действительности, отражаемый в тексте, должен быть доступен для изучения журналистом каким-либо способом;

- журналист должен выполнять требования, предъявляемые к сбору и осмыслению информации, а также к созданию текста (суть этих требований раскрывается в ходе дальнейшего анализа процесса производства массовой информации);

- объект действительности, отражаемый в тексте, должен иметь какую-либо значимость для аудитории, а тема и проблема, анализируемая в связи с ним, - быть актуальной, релевантной и общеполезной.

К сожалению, нередко можно встретить публикации, в которых автор не имел возможности получить точные сведения о событии, поэтому выдумал некие версии о нем. Такой текст не выполняет своей самой элементарной функции – он ни о чем не информирует. А когда журналист выбирает тему, ориентируясь исключительно на свои интересы и потребности, не осведомившись, насколько это важно, нужно и интересно его аудитории, то текст рискует быть невостребованным.

В пространственном отношении журналистский текст расчленен и, согласно понятию социального пространства, имеет внутренние (семантическая и синтактическая) и внешние (прагматическая) характеристики. Как было описано нами в главе 1, сущность этих характеристик вытекает из предмета и миссии журналистики и является отличительными признаками массовой информации. Теперь же, как видим, и пространственные характеристики текста вновь указывают на необходимость обеспечения единства внутренней и внешней сторон текста.

Направление процесса создания текста задается как определенный в социальном пространстве вектор его изменений: от выбора темы – к ее раскрытию. Здесь возникает такое требование к тексту как его информационная насыщенность, достаточная для раскрытия заявленной темы. Нередко можно встретить ситуацию, когда сенсационный заголовок и интригующий лид обещают читателю раскрыть самые страшные тайные, ответить на интригующие вопросы. Но по прочтении публикации читатель оказывается разочарованным, потому что, прочитав длиннющий текст, фактической информации на объявленную тему он в нем почти не обнаружил.

Процесс создания текста может иметь количественную направленность, которая выражается в увеличении объема текста по мере роста его аналитических задач. Размер текста должен быть адекватен масштабу его целей и соразмерным общему объему СМИ. Для того чтобы проинформировать читателя о событии, достаточно небольшой информационной заметки. А чтобы создать эффект присутствия, понадобится написать более объемный репортаж. Аналитическая статья, раскрывающая суть, причины, последствия произошедшего займет еще больше места.

В тексте также может количественно возрастать какой-либо вид информации. Например, увеличение доли описательной информации по сравнению с долей других видов информации влечет за собой изменение жанра в сторону репортажа или путевого очерка, рост оценочной информации – может привести к созданию художественно-публицистических жанров. Количественные изменения, как видим, приводят к качественным изменениям текста.

Направление процесса создания текста во времени определяется последовательностью действий: сбор информации – ее обработка (осмысление) – написание текста – его редактирование. Каждое действие здесь представляет собой самостоятельный процесс. Так мы получаем процесс в процессе, целый клубок процессов, каждый из которых требует подробного описания по той же методике.

Таким образом, обобщая вышесказанное, сформируем алгоритм действия при системном анализе каких-либо явлений и ситуаций, которым журналисты могут воспользоваться в своей практике и на основе которого могут создавать аналитические тексты.

1. Определить, имеет ли данная проблема признаки системной: конфликтность, неопределенность, неоднозначность, наличие риска, многоаспектность, комплексность, саморазрешимость, эволюционность? В чем именно они проявляются?

2. Определить и обозначить в виде схемы все компоненты системы, в рамках которой сформировалась проблемная ситуация: элементы, подсистемы, уровни.

3. Определить общесистемные свойства, объединяющие эти компоненты. Определить цели каждого участника взаимодействия и цели всей системы в целом, в рамках которой они взаимодействуют.

4. Сопоставить все цели между собой и определить, в чем они совпадают и в чем расходятся.

5. Описать отдельные компоненты системы, указав при этом на их новые, эмерджентные, свойства.

6. Определить внутрисистемные связи, порождающие общесистемные свойства и эмерджентные свойства компонентов.

7. Описать каждую связь между компонентами как процесс. Для характеристики процесса использовать описанную выше методику анализа социальных процессов, предложенную П.Сорокиным.

8. Определить возможные стратификационные уровни исследования системы и описать их.

9. Объединить ряд уровней в интеративные циклы, представляющие собой какую-либо целостность, и описать их функционирование.

10. Найти (если она существует и известна) модель решения аналогичных проблем и сопоставить с ней полученные данные из конкретной ситуации:

- определить, каких компонентов в системе не хватает для ее успешного функционирования, а какие являются лишними;

- определить, какие взаимосвязи работают правильно и эффективно, а какие следует корректировать или выстроить заново;

- определить проблемные точки на разных стратификационных уровнях и трудности в межуровневом взаимодействии;

- определить, возможно ли решение проблемы в рамках данной системы или требуются изменения самой системы в целом (ее расширение, изменение типа). Выработать рекомендации в соответствии с выявленными отклонениями в работе системы.

11. Если не известна модель оптимального функционирования системы, аналогичной анализируемой, то ее следует предложить. При этом необходимо ориентироваться на согласование целей системы и ее компонентов. Выстраивание новой модели системы производится путем ее структурных изменений по плану, описанному в п. 10. В этом случае журналист выполняет поисковую работу и его рекомендации могут рассматриваться как постановка проблемы, либо как возможный вариант ее решения, предлагаемый для обсуждения.

Умение журналиста производить анализ функционирования сложных систем обеспечивает более качественную реализацию методологической аналитической функции журналистики, а следом за ней и всех социальных функций журналистики и способствует выполнению миссии профессии. Именно поэтому принцип системности мы и называем онтологическим принципом журналистики, а системный подход к анализу явлений и основанный на нем системный анализ – методом его реализации.

 

Основная литература

1. Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции / В. И. Новосельцев, изд. второе, испр. И доп. – Воронеж: Изд-во Кварта, 2003. – 360 с.

2. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин, пер. с англ., вст. Статья В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006. – 1124 с. – С. 97-115.

Практическое задание

Проанализируйте реальную проблемную ситуацию (или уже написанный журналистский текст) по плану, приведенному в конце лекции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система, структура системы, элемент системы, подсистема, уровень, интеративный цикл?

2. От чего зависит качества системы?

3. От чего зависит устойчивость системы?

4. Что такое элементарный, структурный и функциональный анализ системы?

5. Что такое стратификация системы? Какова стратификация системы «Журналистика»?

6. Что такое процесс?

7. Каковы составляющие процесса и критерии его характеристики (по Сорокину)?

8. Что такое системный подход и системный анализ?

9. Каковы признаки системных проблем?

10. Каковы признаки системы, на основе которых формируется процедура системного подхода к анализу систем?

11. Опишите алгоритм системного анализа проблемной социальной ситуации для журналиста.

 

Терминология

Система, элемент системы, подсистема, структура системы, уровень анализа системы, стратификация системы, интеративный цикл системы, процесс, составляющие процесса, критерии характеристики процесса, признаки системных проблем (конфликтность, неопределенность, неоднозначность, наличие риска, многоаспектность, комплексность, саморазрешимость, эволюционность), признаки системы (расчленимость, целостность, связность, неадитивность), эмерджентность.

 

 


[1] Новосельцев, В.И. Системный анализ: современные концепции / В. И. Новосельцев, изд. второе, испр. и доп. – Воронеж: Изд-во Кварта, 2003. – 360 с. – С. 18.

[2] Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин, пер. с англ., вст. Статья В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006. – 1124 с. – С. 97.

[3] Там же. С. 95-114.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: