Лабораторная работа 2: Принципы решений неструктуризованных проблем. Методы парных и последовательных сравнений
Цель работы:
Освоить методы: парных сравнений, последовательных сравнений.
Методология решения неструктуризованных проблем. Классификация и общая характеристика методов экспертных оценок
Все методы экспертных оценок целесообразно разбить на 2 класса:
- Методы формирования индивидуальных экспертных оценок, причем отдельный эксперт может использоваться: для получения информации типа интервью; свободная беседа, беседа по принципу вопрос-ответ; перекрестный допрос и др. Для сбора исходных данных в методе парных сравнений и других. Для консультаций ЛПР и системных аналитиков.
- Методы формирования коллективных экспертных оценок, причем группа экспертов может использоваться:
- для коллективной работы за круглым столом (метод комиссий — совещание для решения некоего вопроса; метод мозговой атаки; метод суда и др.);
- для сбора исходных данных в методе Delfi и др.;
- для проведения деловой игры;
- для разработки сценария;
- для построения дерева целей
К числу перспективных методов экспертных оценок относится метод Delfi. Он основан на тщательно разработанной процедуре последовательных индивидуальных опросов экспертов с помощью анкет. Опросы сопровождаются постоянным информированием экспертов о результатах обработки ранее полученных ответов. Экспертиза проводится в несколько туров до тех пор, пока не получают приемлемую сходимость в суждении экспертов. В качестве коллективной экспертной оценки принимается медиана окончательных ответов экспертов.
Метод Delfi непрерывно совершенствуется благодаря применению ЭВМ и использованию его в сочетании с другими методами. Новые модификации метода обеспечивают повышенную универсальность, быстроту и точность получения коллективных экспертных оценок (метод Delfi — конференция и др.).
|
Принципы формализации эвристической информации
Полученную от экспертов эвристическую информацию необходимо представить в качественной форме, которая удобна для обработки и анализа. При этом для формализации эвристической информации служат следующие типы шкал:
- шкала классификаций, позволяющая изучать исследуемые объекты с помощью тех или иных чисел;
- шкала порядка, позволяющая упорядочить исследуемые объекты по какому-либо признаку;
- шкала интервалов, позволяющая приписать исследуемым объектам относительные числовые значения;
- шкала отношений, позволяющая приписать исследуемым объектам абсолютные числовые значения.
Приведем пример шкал для формализации эвристической информации:
Лингвистические оценки | Бальные оценки | Шкала Е. Харрингтона |
Отлично | 0,8 — 1 | |
Хорошо | 0,63 — 0,8 | |
Удовлетворительно | 0,37 — 0,63 | |
Плохо | 0,2 — 0,37 | |
Очень плохо | 0 — 0,2 |
Шкала Харрингтона имеет аналитическое описание в виде функции полезности:
y = exp[-exp(-x)], y∈[0,1],
где х — исследуемая величина в диапазоне [-6;6]
С помощью шкалы Харрингтона можно привести векторные оценки с различной размерностью к безразмерному виду.
Метод парных сравнений
Метод предусматривает использование эксперта, который проводит оценку целей. Z1, Z2,...,Zn.
Согласно методу осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность. Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:
|
- составляется матрица бинарных предпочтений, в которой предпочтение целей выражается с помощью булевых переменных;
- определяется цена каждой цели путем суммирования булевых переменных по соответствующей строке матрицы.
Примеp1:
эксперт проводит оценку 4-х целей, которые связаны с решением транспортной проблемы.
Z1 — построить метрополитен
Z2 — приобрести 2-хэтажный автобус
Z3 — расширить транспортную сеть
Z4 — ввести скоростной трамвай
1. Составим матрицу бинарных предпочтений:
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 |
Z1 | ||||
Z2 | ||||
Z3 | ||||
Z4 |
2. Определим цену каждой цели (складываем по строкам)
C1=3; C2=0; C3=2; C4=1
Эти числа уже характеризуют важность объектов. Нормируем, т.к. этими числами не удобно пользоваться.
3. Исковые веса целей.
V1=3/6=0,5; V2=0; V3=0,17
Проверка:
Получаем следовательно порядок предпочтения целей:
Z1, Z3, Z4, Z2
Примеp2:
cумма всех Vi=1, значит решено верно.
Белорусские авиалинии «Белавиа» получили возможность приобрести самолет Боинг 747 — встал вопрос об открытии нового чартерного рейса. Были предложены направления:
- Лондон
- Пекин
- Сеул
- Владивосток
- Тель-Авив
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 | Z5 |
Z1 | |||||
Z2 | |||||
Z3 | |||||
Z4 | |||||
Z5 |
Где Z1...j — направления
|
Определить наиболее выгодный рейс.
Решение:
void main(void){//Введем исходную матрицу бинарных предпочтенийfor(i=1;i<5;i++) Predpochtenia[0][i]=1;Predpochtenia[1][0]=0;for(i=2;i<5;i++) Predpochtenia[1][i]=0;Predpochtenia[2][0]=0;Predpochtenia[2][1]=1;......//Определим цену каждой целиint c[5];for(i=0;i<5;i++) c[i]=0;for(i=0;i<5;i++){for(j=0;j<5;j++){if(i!=j){c[i]+=Predpochtenia[i][j];}}}//Определяем веса целейint sum=0;for(i=0;i<5;i++){sum+=c[i];}double v[5][2];for(i=0;i<5;i++){v[i][0]=double(c[i])/double(sum);v[i][1]=i+1;}//Далее надо отсортировать цели по возрастаниюfor(i=0;i<5;i++){for(j=1;j<5;j++)if(v[i][0] < v[j][0] && i{........}}
Результат:
0,4 0 0,3 0,2 0,11 3 4 5 2Вывод: Наиболее выгодный рейс — рейс номер 1, т.к. искомый вес целей самый большой: 0,4.
Метод последовательных сравнений
Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:
- Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и назначаются предварительные оценки целей. При этом первая цель массива получает оценку 100, а остальным целям ставятся в соответствие оценки, отражающие их важность.
- Первая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по 2. В случае необходимости оценка первой цели корректируется. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей по2. В случае необходимости оценка 2-ой цели корректируется и т.д.
- Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.
Примеp1:
Эксперт проводит оценку 4-х целей, которые связаны с решением транспортной проблемы (см.2.3).
1. Расположим цели в виде массива и назначим предварительные оценки Z1,Z3,Z4,Z2 (я расположил это по интуиции).
Выставляем баллы:
p1=100, p3=60, p4=40, p2=10
2. Выполним сравнение целей и корректировку их оценок
Z1 ⇔ (Z3℘Z4)
Z1 ⇔ (Z3℘Z2)
Z1 ⇔ (Z4℘Z2)
Z3 ⇔ (Z4℘Z2)
Я считаю, что построить метрополитен лучше, чем 3 и 4, но 3+4 дают 100, поэтому корректируем оценки:
p1=125 p3=60
3. Запишем скорректируемые оценки и вычислим веса целей:
p1=125; p3=60; p4=40; p2=10
Vi=125/ сумма всех оценок=0,54; V3=0,25; V4=0,17; V2=0,04
сумма всех Vi должна быть равна 1.
Получаем следовательно порядок предпочтения целей: Z1,Z3,Z4,Z2
Пример 2 (см. Пример 2 из п.2.3)
void main(void){// Расположим цели в виде массива и назначим предварительные оценкиv[0][0]=100;v[1][0]=10;v[2][0]=75;v[3][0]=50;v[4][0]=25;for(i=0;i<5;i++)v[i][1]=i+1;//Сортируем цели по возрастаниюfor(i=0;i<5;i++){for(j=1;j<5;j++)if(v[i][0]{...........}}//Выполним сравнение целей и корректировку их оценокfor (i=0;i<5;i++){for (j=1;j<5;j++){for (int c=2;c<5;c++)if(v[i][0]<=v[j][0]+v[c][0] &&(i<j)&&(c>j)){v[i][0]+=30;}}}//Вычисляем веса целейdouble sum=0;for(i=0;i<5;i++){sum+=v[i][0];}for(i=0;i<5;i++){v[i][0]=double(v[i][0])/double(sum);}
Результат работы программы:
0.40625 10.328125 30.15625 40.078125 50.03125 2 1Вывод:
Наиболее выгодный рейс — рейс номер 1 в Лондон, т.к. искомые веса целей самые большие: 0.40625
Варианты заданий:
1. Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса:
- Создание интернет-магазина;
- Введение круглосуточного режима работы, увеличение кадров;
- Открытие еще одного филиала;
- Усилить рекламу в СМИ;
Оценки эксперта предложенных вариантов приведены в матрице
Zj | Z2 | Z4 | Z3 | Z1 |
pi |
Где Z1...j — цели
Определить наиболее информативный способ расширения и рекламы;
2. В результате эффективного использования иностранных инвестиций и грамотной политики предприятие получило значительную прибыль. Руководитель и инвесторы утвердили эксперта для решения проблемы выбора объекта, которому будут выделены средства на развитие. Эксперту предложены следующие цели:
- Строительство ФОК для сотрудников на территории предприятия;
- Заказ проекта корпоративного сайта;
- Инвестирование крупного строительного проекта;
Оценки эксперта предложенных целей приведены в матрице
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 |
Z1 | |||
Z2 | |||
Z3 |
Где Z1....j — проекты
Определить наилучшую альтернативу
3. В результате успешной деятельности банка и востребования его услуг руководство стоит перед проблемой организации дальнейшего бесперебойного предоставления услуг населению, расширения, привлечения новых клиентов. Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:
- Открытие дополнительного филиала в городе;
- Приобретение здания необходимого размера для перемещения банка и его расширения;
- Введение круглосуточного режима работы, увеличение кадров; Оценки эксперта предложенных целей приведены в матрице
Zj | Z2 | Z3 | Z1 |
pi |
4. Определить наилучшую альтернативу
5. Из республиканского и местных бюджетов выделены средства в сферу здравоохранения эксперт проводит оценку наиболее нуждающейся и важной сферы медицины для получения субсидий.
- Замена всего оборудования, отработавшего нормативный срок, на новое;
- Установка дорогостоящего современного оборудования в специализированных центрах и диспансерах;
- Открытие поликлиник в густонаселенных микрорайонах;
- Строительство наркологического центра;
Оценки эксперта предложенных вариантов приведены в матрице:
Zj | Z2 | Z3 | Z4 | Z1 |
pi |
Где Z1...j — цели
Определить наиболее важную цель
6. Компания «Проспект» хочет получить максимальную прибыль. Для этого руководство пригласило 3 экспертов, для выбора наилучшей альтернативы из предложенных:
- открытие собственного производства;
- увеличение затрат на рекламу;
- расширение рынка сбыта;
- снижение цен с целью увеличения оборота.
Оценки экспертов предложенных альтернатив приведены в матрице:
Zj | Z2 | Z3 | Z4 | Z1 |
pi |
7. За перевыполнение плана руководство компании хочет наградить работников.
Для этого эксперту поручено определить наиболее удачный вариант решения вопроса:
- выдать разовую прибыль;
- устроить корпоративную вечеринку;
- дать оплачиваемый отпуск;
- увеличить зарплату.
Оценки эксперта предложенных целей приведены в матрице
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 | Z4 |
Z1 | ||||
Z2 | ||||
Z3 | ||||
Z4 |
8. За отличную учебу родители решили поощрить своих детей. Для этого они пригласили 4 экспертов, для выбора наилучшего варианта:
- увеличение карманных денег;
- путевку в санаторий;
- разрешить гулять до 23:00
Оценки экспертов предложенных вариантов приведены в матрице:
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 |
Z1 | |||
Z2 | |||
Z3 |
9. Руководство университета решило поспособствовать культурному обогащению учащихся.
Для этого руководство пригласило 3 экспертов, для выбора наилучшей альтернативы из предложенных:
- бесплатные билеты в театр;
- бесплатные билеты на выставку;
- бесплатные билеты в кино;
Оценки экспертов предложенных вариантов приведены в матрице:
Zi / Zj | Z1 | Z2 | Z3 |
Z1 | |||
Z2 | |||
Z3 |
10. Для продвижения товаров и услуг на рынке холдингу необходимо провести дополнительные рекламные мероприятия. Эксперт из отдела сбыта проводит анализ четырех вариантов решения этого вопроса:
- Создание интернет-магазина;
- Введение круглосуточного режима работы, увеличение кадров;
- Открытие еще одного филиала;
- Усилить рекламу в СМИ;
Определить наиболее информативный способ расширения и рекламы;
11. На основе отчетных данных деятельности предприятия руководство признало необходимость дополнительной рекламы товаров. Рекламный отдел предложил несколько вариантов рекламных мероприятий, различающихся как по стоимости так и по эффективности. Эксперт отдела проводит оценку предложенных целей:
- Реклама в ведущих печатных изданиях республики и в радиоэфире;
- Рекламный ролик выпускаемой продукции на ведущем телеканале страны в дорогое эфирное время;
- Реклама в интернете (почтовые рассылки, баннерная реклама, электронные публикации);
- Установка выставочных стендов в главных торговых центрах крупных городов на длительный срок;
- Спонсировать какое-либо значимое общественное мероприятие (напр., выступления известной команды КВН, выставку «Моторшоу», парк детских аттракционов).
12. Управление текстильного предприятия ОАО «Камволь» безуспешно пыталось выйти из долговой «ямы» и предприятию в будущем грозит банкротство. Признана необходимость радикальных мер для решения денежного вопроса. Выбрана группа экспертов для выбора самого лучшего варианта погашения долгов:
- Выставить несколько крупных ведомственных объектов на аукцион
- Банковское кредитование, которое позволило бы начать хозяйственную деятельность с прибылью, но не достаточное для погашения огромных долгов.
- Получение разрешения Министерства финансов отсрочить погашение части долгов
13. К 60-летию освобождения РБ предложен ряд мероприятий для ветеранов Вов и труда. Группа экспертов собрана для выбора наилучшего и наиболее необходимого нововведения.
- Предоставить участникам Вов бесплатные авиабилеты в экономическом классе, что даст возможность посетить места боевой славы, встретиться с друзьями.
- Открыть сеть магазинов «Ветеран» со сниженной на 10% торговой надбавкой
- Обеспечить льготную продажу в кредит, организовать обслуживание с предварительным заказом и доставкой на дом
14. Компания «Строим вместе» решила увеличить выпуск продукции. Для этого 4 экспертам поручено определить наиболее удачный вариант решения проблемы:
- ввести новую поточную линию;
- увеличить количество рабочих;
- построить новый завод.
15. Компания устраивает рекламную акцию по поводу открытия нового магазина. Группа экспертов собрана для выбора наилучшей программы для привлечения потенциальных покупателей:
- пригласить популярную поп-группу;
- предложить скидку каждому покупателю;
- раздавать призы;
- утроить лотерею.
16. Иностранная фирма инвестировала деньги белорусскому предприятию. Руководство предприятия собрало группу экспертов для выбора наилучшего варианта:
- вложить деньги в рекламу продукции;
- закупить новую технику;
- отремонтировать износившееся оборудование;
- повысить зарплату руководящему составу.
17. На основе отчетных данных руководство предприятия признало необходимость дополнительной рекламы товаров.
Эксперт рекламного отдела проводит оценку предложенных вариантов: