Диктант с грамматическим заданием.




(1)Самые крупные птицы в мире – страусы. (2)Их высота – два с половиной метра, а вес – пятьдесят килограммов.

(3)Живут страусы в Африке и в Австралии.

(4)У страусов длинная шея, покрытая пухом, красивое чёрное и серое оперенье. (5)Они не умеют летать, и крылья их служат для украшения. (6)У страусов очень сильные ноги, отличное зрение. (7)Благодаря огромному росту, они издалека замечают опасность, видят приближающегося хищника, объявляют тревогу, и животные убегают.

(8)Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. (9)Эти птицы легко приручаются, и люди обучают их пасти стада овец и возить повозки.

(Т.А. Нуждина. Энциклопедия для малышей)

Грамматическое задание:

1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.

Ответ: _________________________________________________________

2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.

Ответ: __________________________________________________________

3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет?

Ответ: __________________________________________________________

4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.

Ответ:

1 склонение - ___________________________________________________

2 склонение - ___________________________________________________

3 склонение - __________________________________________________

5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределенной форме, выпишите их, определите спряжение.

Ответ: _________________________________________________________

 

83. Задание

Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре.

 

84. Прочитайте текст

(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль, которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретённый ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли, заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

Найдите в тексте информацию о предназначении нового медицинского аппарата? Выпишите эту информацию.

85.

Установите границы композиционных частей текста. Внесите в таблицу цифры (номера предложений).   Ответ:
Композиционная часть Вступление Основная часть Заключение
Номера предложений      
 

86. Вспомните, чем отличаются формы слова и однокоренные слова. Распределите номера приведённых ниже записей в соответствующие колонки таблицы.

 

1) измерять, измерениям

2) боль, боли

3) боли, заболеваниях

4) давно, недавно

5) человечество, человечества

6) человечество, человек

7) человек, человека

8) аглометр, аглометре

9) медиков, медицинской

10) изобретённый, изобретение

 

Ответ:

Формы слова Однокоренные слова
     

87.

Прочитайте текст. Дополните каждый столбик таблицы 7-8 примерами из текста рассказа Николая Сладкова (формы одного и того же слова не включайте в таблицу). Обоснуйте свой выбор. Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень – тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо! Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники – высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся. А вот и его чируша– сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чирушата– хлопунцы лапчатые. Последний – самый маленький – отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чирушонка носом за мягкую шейку, подняла и вынесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами. Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями – и закрякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде помчались в тростники. А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище! Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?! И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке. Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула – и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели – и сами себе очень понравились. "Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?" – подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пристроились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить. Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья – свои и чужие – скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи. Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки. (По Н.Сладкову)  
Имя существительное со значением «детёныш» Имя прилагательное со значением «принадлежность кому-либо» Глагол со значением «законченное действия»
утята своих повернула
     
     
     
     
     
     
     
 

88.

Прочитайте слова: 1) росистый, вырос, росточек, рос, выращенный; 2) водный, подводник, водовоз, заводь, наводнение, наводить; 3) мирный, миролюбивый, замирать, помириться, миряне. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, выпишите его. Обоснуйте свой выбор.  
 

89. Какое слово является именем прилагательным? Обоснуйте свой выбор.

 

1) свой

2) какая-то

3) такой

4) древнейшие

90.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения. Обоснуйте свой выбор.   Может быть,(1) моя любовь к деревьям покажется чудачеством, (2) но я говорю искренне. Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, (3)если у меня плохое настроение, (4) неприятности, (5) иду в лес. Прижмёшься щекой к берёзе или к шершавому стволу дуба, (6) и все беды кажутся маленькими и преходящими, (7) и свежая сила вливается в тебя.
 

91. Какое слово с -и является глаголом? Обоснуйте свой выбор.

1) профессии

2) корабли

3) пятерки

4) были

92.

Прочитайте предложения. Когда я кончила играть на пианино, дядя Миша сказал: – Молодец, блистательная игра! Прямо Бетховен! И захлопал в ладоши. Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Запишите это слово приёмом поморфемного письма.
 

93.

(1)Мама всегда разделяла мои увлечения – будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (2)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (3)У неё не было специальных знаний, но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (4)Дома мне разрешали держать животных. (5)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время – даже лисица... (6)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка – совсем не боялись нас, летали по комнатам, стремились садиться на руку, на плечо. (7)Бережное отношение к зелёному миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей. (Ю.Нагибин)   Выпишите из текста слова с орфограммой «НЕ с глаголами». Обоснуйте свой выбор.

94. Найдите предложение, в котором выделенные слова являются разговорными? Обоснуйте свой выбор.

1) Утка опрокидывается головой вперёд в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохотнём ли мы, оглянемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

2) Как редко мы останавливаем внимание на мире!

3) Эти кусты объёмисты, с дюжину детей надо соединить в цепочку, чтобы окружить один.

4) Ствол не виден, зато множественны его расчленения – ветки, ветки, ветки...

95. Какое слово с -а является глаголом? Обоснуйте свой выбор.

1) слова

2) наша

3) дна

4) была

96. Прочитайте текст.

(1)Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда труднее. (2)Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. (З)Если бы я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так. (4)Чтобы занятия начинались не сразу, а постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. (5)Например, можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю было бы только по одному уроку, во вторую неделю - по два, в третью - по три, и так далее. (6)Или еще: можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю были одни только лёгкие уроки, например, физкультура, во вторую неделю к физкультуре можно добавить пение, в третью неделю можно добавить русский язык, и так, пока не дойдёт до математики. (7)Может быть, кто-нибудь из моих одноклассников-пятиклассников подумает, что я ленивый и вообще не люблю учиться, но это неправда. (8)Я очень люблю учиться, но мне трудно начать работать сразу: то гулял-гулял, а тут вдруг стоп – машина – давай учись.

(По Н. Носову)

Определите, в каком предложении высказано ошибочное утверждение. Обоснуйте свой выбор.

1) В предложении 1 представлено рассуждение.

2) В предложении 8 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 7.

3) В предложении 2 содержится описание состояния человека;

4) В предложениях 3–4 представлено описание.

97.

Подберите аналогичные словосочетания с существительными на –ий, -ия, -ие. Выделите окончания. Участвовал в бою - _________________________________________ Верность обычаю - _________________________________________ Побывал в Прибалтике - _____________________________________ Необходимость в руководстве - _______________________________ Ошибка в диктанте - _________________________________________  

98. Выразительно прочитайте вслух стихотворение. В двух последних строках слышится шелест опадающих листьев. Какие согласные звуки создают звукопись? Для этого определите, какие звуки произносятся в словах на месте подчёркнутых букв. Запишите их в транскрипции.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

(А.Пушкин)

99. Проведите устный фонетический анализ слова печёт.

100.

Какие утверждения являются правильными? Устно обоснуйте правильность выбранных ответов. В слове январь количество звуков и букв совпадает: 6 и 6. В слове январь букв больше, чем звуков: 6 букв и 5 звуков. В слове январь букв меньше, чем звуков: 6 букв и 7 звуков. В слове январь буква я обозначает 2 звука. В слове январь буква ь указывает на письме на мягкость предшествующего согласного, но звука не обозначает.
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: