СТРУКТУРА ВАРИАНТА ТЕСТА
Дидактическая единица «Культурология в системе научных знаний».
1. Культура как наука и учебная дисциплина.
2. Культура в системе наук о человеке, природе, обществе.
3. Структура культурологии.
4. культура как объект исследования в культурологии.
Дидактическая единица «Основные понятия культурологии».
5. Ценности и нормы культуры.
6. Культура как система знаков.
7. Динамика культуры.
8. Природа, общество, человек, культура как формы бытия.
Дидактическая единица «Типология культуры».
9. Основание типологии культуры.
10. Восточный и западный типы культуры.
11. Исторические типы культуры.
12. Место и роль России в мировой культуре.
Дидактическая единица «Культурология в системе научных знаний»
1. Культурология как наука и учебная дисциплина
1.1. К предметному полю культурологи не относится:
· Культуроведение
· Психология культуры
· Богословие культуры
· Социология.
1.2. Использование исторического метода исследования культуры предполагает особое внимание к изучению…:
· Возможностей реставрации памятников культуры
· Генезиса, развития и угасания культурных явлений во времени
· Античной культуры
· Роли выдающихся личностей в истории культуры.
1.3. Предметом изучения культурологии являются:
· Взаимосвязи между различными историческими периодами
· Модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения
· Мировая художественная культура, манеры поведения человека в обществе
· Теории развития общества, культурные эпохи.
1.4. В зависимости от целей культурологического познания в предметной области культурологи выделяют теоретический, фундаментальный и ______________ уровни.
· Эмпирический
· Прикладной
· Диахронный
· Компаративный.
1.5. Культуру общества и его субъектов специально изучает наука:
· Культурология
· Философия культуры
· Культурная антропология
· Социология.
1.6. Культурология опирается на достижения _____________ наук:
· Математических
· Политических
· Биологических
· Исторических.
1.7. Метод исследования, принятый функциональной школой, – это:
· Проведение эксперимента над исследуемыми группами
· Анализ продуктов жизнедеятельности
· Ведение наблюдения за образом жизни сообщества
· Размышления над объектами мира природы и мира человека.
1.8. К собственно культурологическим методам не относится __________ метод:
· Аксиологический
· Генетический
· Эмпирический
· Деятельностный.
1.9. Получение ценностных суждений является главной целью _________ метода исследования культуры:
· Компаративного
· Философского
· Исторического
· Структурно-функционального.
1.10. При семиотическом подходе к изучению культуры особое внимание обращается на:
· Символы, знаки культуры
· Нормы, санкции культуры
· Движущие силы культуры
· Функции культуры в обществе.
2. Культура в системе наук о человеке, природе, обществе
2.1. Статус культурологии в современной системе наук определяется:
· Ее продолжительной историей
· Использованием ее методов и выводов в других отраслях гуманитарного знания
· Включением курса «Культурология» в образовательный процесс
· Нравственным и эстетическим содержанием культурологии.
2.2. Главное отличие культурной антропологии от культурологии заключается в том, что культурная антропология носит по преимуществу ____________ характер:
· Практический
· Понимающий
· Обобщающий
· Ретроспективный.
2.3. К наукам об общих аспектах человеческой деятельности, безотносительно к ее предмету, относятся _____________ науки:
· Экономические
· Искусствоведческие
· Технические
· Культурологические.
2.4. В любой области знаний о человеке и его деятельности существует ___________ аспект исследования:
· Культурологический
· Герменевтический
· Диффузионистский
· Креационистский.
2.5. Культурологические знание имеет ___________ характер:
· Сакральный
· Трансцедентный
· Утилитарный
· Интегративный.
2.6. Культурологические знание востребовано:
· Экологией
· Географией
· Политологией
· Теорией систем.
2.7. Взаимосвязь культурологии и социологии проявляется в…:
· Тождестве научных выводов
· Единой терминологии
· Сходных методах исследования
· Общей генеалогии.
2.8. Изучение нравов и обычаев народов необходимо для:
· Освоения новых территорий
· Обеспечения межкультурной коммуникации
· Повышения собственного культурного уровня
· Просвещения отсталых народов.
2.9. К наукам, с которыми контактирует культурология, углубляя свои представления о культуре, не относится:
· Этнография
· Философия
· Социология
· Логика.
3. Структура культурологии
3.1. Знаковую и коммуникативную функции культуры изучает:
· Социология культуры
· Психология культуры
· Философия культуры
· Культурная семантика.
3.2. В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на 2 вида – фундаментальные и ____________ знания:
· Прикладные
· Технические
· Педагогические
· Юридические.
3.3. В фундаментальную культурологию не включается:
· Психология культуры
· Культурная семантика
· Социальная культурология
· Культурная политика.
3.4. Теории и методики воспитания личности в культурном пространстве изучает:
· Культурная семантика
· Психология культуры
· Прикладная культурология
· Социальная культурология.
3.5. Прикладная культурология изучает:
· Закономерности культурного процесса
· Эволюцию теоретических концепций
· Повседневные практики людей
· Народное творчество.
3.6. Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания:
· Истории культуры
· Духовной культуры
· Морфологии культуры
· Культурной антропологии.
3.7. Возникновение культурологи как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой трети XX века объясняется:
· Появлением новых направлений в искусстве (футуризм, дадаизм)
· Конфликтом культур в европейском обществе
· Открытием древних цивилизаций
· Интересом к культурному наследию.
3.8. Культурология выделяется в научную дисциплину:
· XX век
· Период Античности
· Эпоха Возрождения
· IV век до н.э.
3.9. Одной из причин возникновения отечественной культурологи в начале 90-х годов XX века является:
· Общественный интерес к проблемам культуры
· Отмена советской цензуры
· Появление новых университетов, факультетов, кафедр
· Либерализация цен и начало приватизации.
3.10. Предмет исторической культурологии:
· Перспективы культурного развития
· Эволюция культурных форм
· Структура современной культуры
· Происхождение человеческого разума.
4. Культура как объект исследования культурологи
4.1. Разновидностью духовной культуры выступает ____________ культура:
· Политическая
· Этническая
· Художественная
· Экономическая.
4.2. Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений, артефактов является:
· Обязанностью государства
· Предназначением каждого человека
· Естественным процессом развития общества
· Функцией культуры.
4.3. Часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни является:
· Специализированной культурой
· Обыденной культурой
· Контркультурой
· Субкультурой.
4.4. Культура определяет:
· Модели поведения человека в обществе
· Степень развитости общества
· Ответственность общества перед будущими поколениями
· Уровень жизни людей.
4.5. Культура представляет собой:
· Проявление творческих сил человека
· Правила приличия
· Эталон поведения
· Эстетический канон.
4.6. К основным формам культуры не относится культура:
· Элитарная
· Охотников и собирателей
· Массовая
· Народная.
4.7. Функцией культуры является:
· Управление законами природы
· Создание смыслов человеческой деятельности
· Руководство политическими институтами
· Развитие производительных сил.
4.8. Культура складывается из:
· Культурных традиций и новаций
· Творцов и потребителей культуры
· Ценностей, норм, средств деятельности, моделей поведения
· Музыкального, изобразительного и театрального искусства.
4.9. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, называется культурным (-ми):
· Комплексом
· Универсалиями
· Ареалом
· Наследием.
4.10. Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, церемонии, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык образуют:
· Культурные универсалии
· Духовную культуру
· Культурный комплекс
· Диаспору.
Дидактическая единица «Основные понятия культурологии»
5. Ценности и нормы культуры
5.1. Культурная норма представляет собой:
· Правило, обязательное для исполнения социальных ролей
· Кодекс строителя капитализма
· Норму права, закрепленную законодательством
· Рефлекс, выработанный обществом.
5.2. Характер ожидаемого поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции (руководитель, покупатель, отец и пр.), определяют _____________ нормы:
· Индивидуальные
· Ролевые
· Общекультурные
· Групповые.
5.3. Под ценностями понимается…:
· Предмет конкурентной борьбы в обществе, обладание которым позволяет человеку изменить свой социальный статус
· Все, что дорого стоит, привлекает внимание и является модным
· Жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода
· Артефакт, демонстрирующий высшие достижения человеческой практики в области искусства.
5.4. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является:
· К. Ясперс
· З. Фрейд
· Э. Кассирер
· Г. Риккерт.
5.5. Система норм представляет собой:
· Поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона
· Кодекс социального поведения, установленный обществом
· Набор запретов, подавляющих волю человека
· Типичное поведение в разных жизненных ситуациях.
5.6. Средствами организации человеческой деятельности, определяющими, как она должна строиться, являются:
· Правила
· Регулятивы
· Ценности
· Идеалы.
5.7. К числу финальных ценностей не относятся (-ится):
· Любовь
· Счастье
· Свобода
· Деньги.
5.8. С точки зрения культурологии, ценностью является:
· Предмет
· Польза
· Дорогая вещь
· Добро.
5.9. Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются:
· Социальным положением индивида
· Природными способностями индивида
· Средствами массовой информации
· Актуальной культурой общества.
5.10. Ценности человека формируются:
· Благодаря научным знаниям
· Вместе с молоком матери
· В процессе социализации
· На основе законов добра и справедливости.
6. Культура как система знаков. Языки культуры
6.1. Язык мифологии можно отнести к _______________ знаковым системам:
· Функциональным
· Письменным
· Вторичным моделирующим
· Конвенциональным.
6.2. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматриваются в рамках ___________ подхода:
· Функционального
· Информационно-семиотического
· Историко-типологического
· Психоаналитического.
6.3. Культурный код представляет собой:
· Тайный язык творческой элиты
· Набор символов, передающих информацию внутри группы
· Каллиграфическое письмо
· Систему специальных шифров.
6.4. Картографические знаки можно отнести к:
· Знакам-индексам
· Функциональным знакам
· Естественным знакам
· Иконическим знакам.
6.5. По мнению Э. Кассирера, второй символической сферой культуры является _________, упрощающий (-ее, -ая) человеческую ориентацию в мире:
· Миф
· Язык
· Искусство
· Наука.
6.6. Языком культуры называется (-ются):
· Система художественных стилей
· Представление культуры в словах, образах, жестах
· Язык классической литературы
· Принятые в обществе вежливые слова и выражения.
6.7. Текстом культуры является:
· Картина мира, свойственная данной культуре
· Любой опубликованный в печати текст
· Выступление оратора на тему культуры
· Интернет-форум.
6.8. Язык мифологии можно отнести к ____________ знаковым системам:
· Функциональным
· Письменным
· Конвенциональным
· Вторичным моделирующим.
6.9. Для охотника след медведя является ___________ знаком:
· Вербальным
· Функциональным
· Естественным
· Иконическим.
6.10. Символ позволяет:
· Повысить эффективность учебы
· Отличить своих от чужих
· Понять достоинства своей культуры
· Получить общественное признание.
6.11. Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется:
· Артефактом
· Образом
· Намеком
· Символом.
6.12. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматриваются в рамках ___________ подхода:
· Функционального
· Информационно-семиотического
· Историко-типологического
· Психоаналитического.
7. Динамика культуры
7.1. Изменения в культуре происходят:
· По приказу
· Вместе с поколениями
· После экономических кризисов
· Ежегодно.
7.2. Механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом, называется:
· Традицией
· Мифом
· Инкультурацией
· Инновацией.
7.3. К числу отличительных особенностей человека не относится:
· Речь
· Способность приспосабливаться к окружающей среде
· Понятийное мышление
· Способность к труду.
7.4. Изменения в культуре связаны с появлением в ней:
· Инноваций
· Культурного шока
· Социализации
· Стратификации.
7.5. С точки зрения эволюционной теории, основной причиной культурогенеза является:
· Необходимость выживания человека, являющегося слабым животным
· Необходимость контролировать агрессивные и сексуальные влечения человека
· Стремление человека к игре, в которой общество выражало свое понимание жизни и мира
· Необходимость в адаптации человеческих сообществ к особым условиям существования.
7.6. Одним из основных факторов культурогенеза является (-ются):
· Морфологические изменения
· Социокультурная адаптация
· Социализация
· Инкультурация.
7.7. Культурные традиции представляют собой:
· Объекты культурного наследия, которые охраняются государством
· Актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений
· Не изменившиеся на протяжении тысячелетий элементы культуры
· Основания для продолжения культурной динамики.
7.8. Процесс развития человеческого общества сопровождается:
· Исчезновением традиций
· Ослаблением индивидуальной активности
· Усилением роли традиций
· Освобождением человека от диктата традиций.
7.9. Конфликт между культурной и другими подсистема общества приводит к появлению…:
· Однообразия
· Новшеств
· Кризиса
· Традиций.
7.10. Культурный процесс предполагает:
· Адаптацию человека к нововведениям
· Творческую активность человека
· Освоение новых компьютерных технологий
· Перемены в общепринятых нормах поведения.
8. Природа, общество, человек, культура как формы бытия
8.1. Социокультурный институт представляет собой:
· Пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом
· Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
· Объединение людей с общим социальным статусом
· Устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами.
8.2. Инкультурация – это:
· Отчуждение индивида от культурных ценностей и норм
· Переживание культурного шока
· Усвоение индивидом текстов «культурного архива»
· Усвоение индивидом системы определенных представлений.
8.3. Вторая стадия инкультурации характеризуется:
· Принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда
· Освоением основных элементов культуры в процессе воспитания
· Широким использованием игровой формы
· Воспроизведением уже существующих образцов.
8.4. Культурный ландшафт включает в себя:
· Техносферу
· Стратосферу
· Атмосферу
· Биосферу.
8.5. Экологическая культура представляет собой:
· Модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде
· Правила поведения человека в природной среде
· Соблюдение правил гигиены и стремление к здоровому образу жизни
· Убеждение человека в необходимости жить в гармонии с окружающим миром.
8.6. Одной из важнейших особенностей современной культуры является:
· Рост информации и информационных потоков
· Ограничение коммуникации
· Отказ от унификации
· Стремление к изоляции.
8.7. Культура в обществе проявляется в:
· Росте благосостояния людей
· Социальных технологиях
· Уровне воспитанности людей
· Динамике развития производительных сил.
8.8. Отношение человека и природы в современном обществе можно охарактеризовать следующим высказыванием:
· Люди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на свет
· Люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой
· Техническая цивилизация обеспечит человечество новыми планетами, когда это потребуется
· Люди покорили природу и могут жить, как им заблагорассудится.
8.9. Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется:
· Этнизацией
· Социализацией
· Инкультурацией
· Национализацией.