1. Разнообразие клеточных мембран про- и эукариотических клеток. Особенности бактериальных мембран.
2. Сопрягающие мембраны митохондрий и хлоропластов, особенности строения и функции.
3. Возбудимые мембраны нервных и мышечных клеток, особенности строения и функции.
4. Миелин - мембрана нервных волокон. Химический состав, строение и функции
5. Роль мембран в адаптационных процессах.
В ходе учебного процесса предполагается проведение коллоквиумов по темам: «Основные мембранные структуры клетки и их функции» «Химические компоненты мембран» «Свойства и транспортная функция мембран» и «Рецепторная функция мембран»
Вопросы к коллоквиуму «Химические компоненты мембран»
1. Химический состав мембран. Соотношение белков, липидов и
углеводов в различных клеточных мембранах.
2. Биологическая роль белков, липидов и углеводов мембран
3. Плазматическая мембрана, особенности строения и функций.
4. Фосфолипиды мембран, их классификация и строение.
5. Жирные кислоты фосфолипидов, классификация и строение.
6. Субклеточная локализация фосфолипидов.
7. Фосфолипиды мембран в онто- и филогенезе.
8. Гликолипиды мембран. Классификация, строение и субклеточная
локализация.
9. Строение и функции цереброзидов и ганглиозидов. Гликолипиды мембран растений и бактерий.
10. Холестерин. Строение, субклеточная локализация и роль.
11. Мембранные белки. Периферические и интегральные белки.
12. Белки цитоскелета.
13. Монотонные и политопные интегральные белки.
14. Домены интегральных белков, особенности их строения и
функций.
15. Значение мембранных белков в функционировании клеток.
16. Углеводы мембран, их строение, локализация и функции.
|
Контрольные вопросы к коллоквиуму
«Свойства и транспортная функция мембран»
1. Амфифильные свойства фосфолипидов.
2. Принципы организации липидного бислоя
3. Подвижность белков и холестерина мембран
4. Подвижность фосфолипидов мембран.
5. Температура фазового перехода.
6. Факторы, влияющие на температуру фазового перехода.
7. Текучесть липидного бислоя, влияние на нее различных факторов
8. Плотность упаковки липидного бислоя
9. Мембранный транспорт, общая характеристика процессов
транспорта веществ.
10. Пассивный транспорт, его разновидности.
11. Характеристика неспецифической диффузии.
12. Каналы. Особенности их строения и механизм переноса веществ с участием каналов.
13. Ионофоры. Перенос ионов с участием ионофоров. Каналообразователи.
14. 14.Облегченная диффузия. Особенности переноса.
15. Активный транспорт. Биологическая роль активного транспорта.
16. Молекулярный механизм работы насосов.
17. Вторично-активный транспорт
18. Эндоцитоз, разновидности и этапы.
19. Специфический эндоцитоз, его особенности
20. Экзоцитоз. Значение в секреторной деятельности клеток и восстановлении плазматической мембраны.
Вопросы к коллоквиуму
«Рецепторная функция мембран, ее биологическая роль».
1. Общая характеристика и классификация типов рецепторов.
2. Клеточная адгезия. Рецепторы клеточной адгезии, их значение.
3. Классификация и строение рецепторов клеточной адгезии.
4. Рецепторы к компонентам внеклеточного матрикса, их значение.
5. Интегриновые рецепторы и адгезивные белки.
6. Механизм взаимодействия клеток с внеклеточным матриксом.
|
7. Рецепторы для сигнальных молекул.
8. Основные принципы принятия и передачи сигналов в клетке.
9. Механизмы преобразования рецепторами внешних сигналов.
10. Вторичные посредники, передача сигналов с участием посредников.
11. Рецепторы, сопряженные с G -белками, их строение и механизм
действия.
12. Строение и механизм действия фоторецепторов.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Литература
Основная:
1. А.А. Болдырев. Введение в мембранологию. Уч. пособ. для биол. спец. ун-тов. М.: Высшая школа. 1990 г.
2. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: МГУ, 2005.
3. Р.Гепис. Биомембраны. Молекулярная структура и функции. М.: Мир, 1997,622с.
4. Я Кагава. Биомембраны. М.: Высшая школа, 1985, 216с
5. В.Г.Шамратова. Биология мембран. Уфа, 2001.
6. В.Г.Шамратова. Основы мембранологии. Уфа, 2005
Дополнительная
1. Биохимия мембран, (под ред. А.А. Болдырева) М.: Высшая школа.
2. Кн. 1. Введение в биохимию мембран. 1986 г. 110с.
3. Кн. 2. Эндоцитоз и экзоцитоз. 1987 г. 95 с.
4. Кн. 3. Замораживание и криопроитекция. 1987 г. 79 с.
5. Кн. 4. Рецепторы клеточных мембран. 1987 г. 101 с.
6. Кн. 5. Кинетика мембранного транспорта ферментов. 1988. 108 с.
7. Кн. 6. Биоэнергетика. 1989
8. Кн. 7. Нейротоксины в исследовании биологических мембран. 1991. 112с.
9. Кн. 8. Клеточные мембраны и иммунология. 1991. 144 с.
10. Дж. Финеан, Р. Колмен, Р. Митчелл. Мембраны и их функции в клетке.
М.: мир, 1977. 199с.
11. Г.А.Черницкий, А.В. Воробей. Структура и функции биологических
мембран. Минск: Наука и техника, 1981. 21 5с.
12. В.А. Твердислов, А.Н., Тихонов, Л.В. Яковленко. Физические механизмы функционирования биологических мембран. М.: изд. МГУ,
1986, 189с.
|
13. Дж. Финдель, У. Эванс. Биологические мембраны. Методы, М.: Мир, 1990.424с.
14. Э.Медди. Биохимическое исследование мембран. М.: Мир, 1979 г.
15. Методы биохимических исследований (под ред. Прохоровой М.И.). Л.: ЛГУ, 1982. 272с
16. Г.М. Крепе. Липиды клеточных мембран. Л.: Наука, 1981, 339 с.
17. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. 1 том, М.: мир, 1990, 368 с. 13.А. Ктык, К. Яначек, Мембранный транспорт. М.: Мир, 1980, 344с.
18. Мембранология. Воронеж: изд. Воронежского ун-та 1994, с. 146-228.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
На занятиях используются готовые цитологические препараты, а также препараты, изготовленные на кафедре. В качестве основного источника электронных микрофотографий используется "Атлас по биологии клетки" Ж.-К. Роллана, А. Селоши, Д. Селоши (Москва, Мир, 1978).
Основное оборудование: Световые микроскопы с осветителем, препаратоводителем. Центрифуги с центрифужными пробирками. Весы. Фотоэлектроколориметр. Пробирки, питетки, химические стаканы и мерные колбы. Фильтровальная бумага. Груши. Наборы для измерения скорости оседания эритроцитов. Необходимые реактивы и др.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины (описывается логика изучения дисциплины, указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых может входить данная дисциплина; образовательные технологии, обеспечивающие эффективное освоение дисциплины)
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине. Указывается форма промежуточной аттестации и перечень примерных вопросов и/или заданий, примеры оценочных средств для контроля успеваемости по дисциплине.