Порядок выполнения работы и ее основные компоненты.




Подготовленная к защите ВКР имеет следующую структуру:

- титульный лист (оформленный в соответствии с Приложением 1);

- оглавление;

- основной текст (введение, главы основной части, заключение);

- список источников и литературы.

(При необходимости в работу могут быть включены и приложения).

 

Существует определенная логическая схема дипломного исследования, вытекающая из самой сути научно-исследовательской деятельности и предполагающая такую последовательность выполнения:

 

1. Выбор тематики исследования и названия работы;

2. Составление плана дипломного исследования;

3. Определение основного содержания, предмета и объекта исследования;

4. Поиск и отбор библиографических и практических материалов (обработка интервью с художниками, видеоматериала, описание конкретного кураторского проекта, составление своего социокультурного проекта или описание деловой игры) материалов;

5. Группировка и систематизация материалов;

6. Определение структуры дипломной работы;

7. Написание текста;

8. Обработка и оформление рукописи;

9. Защита выпускной квалификационной работы;

 

Написание ВКР начинается с библиографического поиска. Важно выявить как можно полнее имеющиеся источники и литературу с тем, чтобы впоследствии оформить их список, внимательно изучить, провести сбор материалов и поставить цель и задачи исследования. Разрешается обращение к Интернет-ресурсам с указанием даты обращения. Важным показателем научной фундаментальности работы является также и указание источников на иностранных языках. Следующим этапом в написании ВКР является составление плана. Наиболее распространенным является разделение ВКР на главы, каждая из которых включает в себя 2-3 параграфа. В ходе работы по выбору и обоснованию темы, составлению и ознакомлению с библиографией происходит осмысление содержания работы, которое завершается составлением плана ВКР. Составление плана - это процесс, который имеет свое развитие. Поэтому первый вариант плана обычно является предварительным. Он будет уточняться и совершенствоваться в ходе сбора и изучения материала. Существует определенная взаимозависимость между составлением плана и процессом накопления информации: если вначале план помогает целенаправленно, изучая литературу и источники, группировать материал, – то затем уже собранный материал диктует необходимость корректировки и уточнения плана, содействует разработке четкой, логически обоснованной схемы исследования. В плане не только формулируются главы и параграфы, но и ставятся общие и частные проблемы ВКР. Правильно разработанный план отвечает определенным методическим требованиям. По отношению к теме в целом каждая глава должна освещать части одного целого. Структура работы и ее содержательная нагрузка отражена в главах. Каждая глава должна освещать определенный методологический аспект изучаемой темы. В силу междисциплинарного характера знания, бакалавр и магистр отделения «Искусства и гуманитарные науки» может использовать как общие методы исследования социально-гуманитарных наук (философские, общенаучные и общелогические методы), так и частные: идиографический (индивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы, объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход и «ситуационный анализ» (К.Поппера) и т.д. Важнейшей составляющей являются основные текстологические принципы анализа текста: герменевтический, морфологический, структурный, семиотический в пространстве важнейших гуманитарных наук (филология, философия, искусствоведение, культурология, музыковедение и т.д.)

Дипломная работа, как правило, состоит из двух или трех глав: теоретическая, аналитическая (или теоретико-аналитическая) и

практическая. Если дипломное исследование носит теоретический характер, то включение в структуру диплома практической части определяется ее целесообразностью. Обычно главы включают в себя разделы и параграфы. Каждый раздел освещает отдельную область исследования,например, предмет и объект, а параграф – отдельный вопрос исследуемой области.

К формулировкам названий глав предъявляются следующие требования:

- лаконичность, четкость и разнообразие;

- последовательное и логичное отражение содержания ВКР;

- постановка и отражение в названиях поставленных задач исследования.

Внутри главы параграфы должны способствовать раскрытие целого в частном. Параграфы разделяют на составные части конкретный вопрос, освещаемый в главе. Они так же, как и главы, могут быть выделены по хронологическому и проблемному признаку. Важно, чтобы план соответствовал заявленной теме и исчерпывающе ее раскрывал.

Наряду с основной частью ВКР содержит введение и заключение. Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы со ссылками на специальную литературу, зарубежный и отечественный опыт; определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект, описывается информация, на базе которой выполнена квалификационная работа, методы ее сбора и обработки. Объем введения для выпускных квалификационных работ бакалавров – 2-4 страниц, специалистов и магистров –
5-7 страниц.

Основная часть выпускной квалификационной работы бакалавров, как правило, состоит из двух – трех глав (разделов), каждая из которых может в свою очередь делиться на 2-4 параграфа. С учетом изложенного основная часть выпускной квалификационной работы бакалавров и магистров искусств и гуманитарных наук может быть структурирована по главам следующим образом:

– теоретическая глава;

– аналитическая глава (или одна глава – теоретико-аналитическая);

– практическая (или проектная) глава.

Первая глава основной части – теоретическая. Она содержит краткий теоретический обзор гуманитарного наследия и посвящена, как правило, междисциплинарным проблемам избранной темы выпускной квалификационной работы. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента. Здесь же обосновываются методические приемы и техника выполнения исследования. Теоретическая часть дипломного исследования решает проблему постановки задачи. Данная часть работы обязательно включает в себя обзор и анализ литературных источников по изучаемой проблеме. Основная цель – обрисовать общее состояние дел в исследуемой области, выявить в ней решенные и нерешенные задачи, определить предмет (объект) изучения. Анализ литературы не должен носить констатирующего характера. В нем важно показать наличие конкурирующих подходов к рассматриваемой проблеме, сопоставить точки зрения различных авторов, проследить их логику и аргументы, определить нерешенные или дискуссионные вопросы. Анализ литературы, как правило, завершается очерчиванием «проблемного поля» исследования, в котором определяется собственная исследовательская позиция и аргументировано конкретизируются предмет, объект, задачи и цель работы. Научное обоснование темы подкрепляет научный обзор, призванный раскрыть степень ее разработанности. Это - обязательная часть ВКР, принципиально отличающаяся от библиографического описания изученной научной литературы. Она предполагает проведение анализа процесса изучения избранной темы. Для этого имеющуюся литературу следует сгруппировать (т.е. применить метод классификации) по признакам сходства и различия.

Итогом теоретической части дипломной работы, оформленного в виде выводов к первой главе, должны стать обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования, конкретизация проблемного предмета и объекта изучения. Если цель литературного обзора – очертить «проблемное поле» исследования и сформулировать проблемный вопрос, то основная задача аналитической части – показать возможные пути решения данного вопроса. В этой главе дипломной работы формулируется рабочая гипотеза, намечаются пути ее теоретической и/или экспериментальной проверки, рассматриваются существующие пути и методы решения и обосновывается выбор тех методов и методик, которые будут затем использоваться автором исследования в экспериментальной части работы. Таким образом, если по результатам первой главы диплома должно быть понятным, какая задача будет решаться в данной работе, то во второй - показывается, каким образом, какими методами автор предполагает ее решать и какие результаты надеется получить после ее решения.

 

Вторая (или третья) глава (проектная) основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. С использованием методов, изученных в процессе обучения, в ней анализируется информация о степени изученности проблемы, дискуссиях вокруг объекта исследования. В центре внимания выпускника по специальности «Искусства и гуманитарные науки», как правило, новейшие исследовательские стратегии и практики современной культуры и искусства. В силу этого обстоятельства вторая часть содержит параметры социокультурного проекта или анализа реальных проектов в области культуры и искусства. Суммарный объем двух глав (разделов) основной части выпускной квалификационной работы бакалавров– 70-80 страниц. Вместе с тем эта группа выпускных работ может иметь иную структуру основной части. Во многих случаях ее целесообразно компоновать не из двух глав (разделов), как у бакалавров, а из трех с сохранением деления каждой главы на 2-4 параграфа. При этом первая глава Основной части работы по-прежнему остается теоретической и в ней рассматриваются те же вопросы (но более глубоко), что и в аналогичной главе выпускной квалификационной работы бакалавров. Главу же основной части, которая в работах бакалавров является второй и посвящена практическим аспектам решения избранной темы, в выпускных квалификационных работах дипломированных специалистов можно разделить на две самостоятельные главы. В одной из них (ее можно условно называть «аналитической» главой) подробно излагаются используемые студентом методические приемы анализа информации, а также приводятся результаты самого анализа – культурологического, искусствоведческого, философского, междисциплинарного и т.д. - состояния исследуемого объекта. В другой главе (ее можно условно называть «практической» или «проектной») излагаются полученные с помощью расчетов автора обоснования конкретных предложений для улучшения социокультурного состояния объекта исследования и совершенствования системы менеджмента в сфере культуры; обосновываются научная, экономическая, социальная и другие ценности полученных результатов.

В заключении, объем которого для выпускных квалификационных работ бакалавров не должен превышать 3-5 страниц (для специалистов и магистров – 5-7 страниц), логически последовательно излагаются основные теоретические и практические выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования. Выводы и предложения (которые часто пишут в форме тезисов с нумерацией отдельных пунктов) должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных студентом результатов.

После заключения принято помещать список использованной литера-

туры. Объем библиографического списка (для диплома бакалавра – не менее

30 источников; для магистра– не менее 50;) носит рекомендательный характер и зависит от степени изученности предмета исследования. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в содержании дипломной работы. Не рекомендуется включать в список те работы, которые фактически не были использованы автором.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: