О совмещении Таинства Крещения (и Венчания) с последованием Божественной Литургии




(вводная справка к чинам «Крещальной» (и «Венчальной») Литургии)

иеродиакон Иннокентий (Глазистов)

 

В конце ХХ века в Русской Православной Церкви произошло возрождение миссионерской и катехизаторской деятельности, связанное с освобождением Церкви от гнета атеистической власти. Обретя свободу, Церковь смогла наконец-то спокойно заняться тем, к чему она и призвана – проповеди Евангелия. Одной из актуальнейших задач стала подготовка людей к вхождению в Церковь, которое, как известно, совершается в Таинстве Святого Крещения. Миссионеры и катехизаторы столкнулись с необходимости донести до людей, приходящим к Таинствам, важность осознанного участия в Таинствах и дальнейшего преображения жизни по евангельским идеалам в лоне Святой Церкви. Один из важных элементов в этом деле стала предкрещальная катехизация, а также вхождение человека в приходскую общину[1]. Именно поэтому, совершение Таинства вновь стало из частной требы вновь делом всей общины, в которую рождался новый член.

В 2002 году, по благословению святейшего патриарха Алексея II от 24 октября 2000 г, в ПСТГУ был разработан чин т. н. «Крещальной Литургии»[2].

Об исторических прецедентах подобных чинопоследований написано в приложении[3]. Само чинопоследование совершается следующим образом[4]: Молитвы 8-го и 40-го дней по рождении младенца, чин оглашения, отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершаются отдельно («в надлежащее время»). На Литургии отсутствуют антифоны (наряду с тропарями и кондаками по Малом входе), место которых традиционно занимают Крещение и Миропомазание; В формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектений, Великом входе, анафоре различным образом внесены имена крещаемых, их родителей и восприемников, а также их святых покровителей. Чин воцерковления совершается сразу после Великого входа и затворения св. врат. Также внесены небольшие текстологические изменения, и имеются некоторые особенности малого и великого входа. Измовение святого мира и пострижение влас совершается после Божественной Литургии.

В связи с тем, что настоящий чин подвергался критике[5], нами была предпринята попытка составить более приемлемый вариант соединения Таинств. Например, антифоны не сокращаются, а молитвы читаются после тропарей по малом входе. В чинопоследовании добавлены [в квадратных скобках] варианты совершения молитвословий по старопечатным («дониконовским») книгам, а также учтены замечания преподавателей Московской Духовной Академии.

Отдельно приводится чин совершения крещения взрослых, в соединении с чином присоединения к Церкви приходящих от язычества и оккультизма, т. к., по замечанию руководителя Душепопечительского Православного Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского игумена Анатолия (Берестова), без чина присоединения человек не сможет решительно порвать с накопленным за всю предыдущую жизнь обилием языческих суеверий и разрушительных последствий занятий оккультизмом[6]. В данном случае чин отречения совершается заранее.

Чин «венчальной Литургии» совершается по аналогии, где большинство молитв совершается также после тропарей по малом входе. Указание на подобную практику мы видим в Канонических ответах Иосафа, митрополита Ефесского (15 век)[7], подобным образом и предписывается совершать монашеский постриг по современным служебникам[8].

В современной греческой практике «Венчальная Литургия» совершается следующим образом: «Обручение совершается перед Литургией. К мирной ектении прибавляются прошения чина венчания; перед каждым из антифонов (текст антифонов особый) вместо обычных молитв во всеуслышание читаются по одной из трех первых молитв венчания; после малого входа и тропарей архиерей венчает и благословляет молодых, следуют Трисвятое и служба чтений (венчания); к сугубой ектении после Евангелия прибавляются особые прошения; вместо молитвы прилежного моления возгласно читается четвертая молитва венчания; далее Литургия идет по обычному чину вплоть до Причащения мирян; новобрачные причащаются первыми; молитва на общую чашу, вкушение от чаши и оставшиеся части чинопоследования венчания бывают после заамвонной молитвы; отпуст Литургии складывается из обычного и венчального»[9].

В настоящих последованиях применен практически тот же принцип: предваряющие чины (обручения или оглашения) совершаются заранее (по отпусте вечерни, причем на самой вечерне могут добавляться прошения на мирной и сугубой ектениях), сама Литургия идет своим чередом (с опущением ектении об оглашенных на Крещальной Литургии), прошения с ектений из Таинства добавляются к ектеньям Литургии, молитвословия Таинства совершаются после тропарей Малого Входа, чтения из Требника добавляются к чтениям дня (либо заменяют их), оставшиеся молитвы (по 8 дне) читаются после отпуста Литургии.

Поскольку данное чинопоследование не является утвержденным богослужебной комиссией РПЦ, на его совершение непременно необходимо благословение правящего архиерея.


[1] О предкрещальной катехизации см.: Усатов А., прот. Оглашение на современном этапе М., 2015; Казанцев Г., иер. Мертвые души. Канонические условия подготовки к Крещению [Электронный ресурс] // URL: https://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/H06-T.htm (Дата обращения: 19.04.2017)

[2] Последование Крещальной Литургии. М.: ПСТГУ, 2002.

[3] Там же. С. 109‒121.

[4] Там же. с. 117‒121.

[5] См. напр.: Буфеев К., прот. Размышления о «Крещальной Литургии» // www.blagogon.ru/biblio/376

[6] Подробный разбор чина присоединения см.: Актуальная практика Чинов присоединения. https://dpcentr.cerkov.ru/problemy-okkultizma1/chiny-prisoedineniya/

[7] 46-й ответ: «Благословение же супружества бывает бывшему малому входу, и (затем) нововенчанные поставляются, слушая божественную литургию, и отходят, причастившись святых таин» // Алмазов А. И. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Эфесского. Одесса: Экономическая типография, 1903. С. 37.

[8] Чин на одеяние рясы и камилавхи. Последование малаго образа, еже есть мантия. Последование великаго ангельскаго образа, еже есть схима. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. С. 12–40.

[9] Желтов М. С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания// Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 53.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: