Оценка урока, организованного для обучающихся с ОВЗ




Критерии Показатели Примечания
1.Организа-ция мотивации обучающихся Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока На этапе организации мотивации учитель стимулирует внутреннюю активность обучающихся с ОВЗ, с учетом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; подачу нового материала выстраивает в доступной форме, основываясь на их жизненный опыт. Учитель использует такие приемы мотивации, как «Погружение в проблему», «Перепутанные логические цепочки», которые пробуждают у обучающихся с ОВЗ личностное отношение к рассматриваемой проблеме. На уроках Лариса Алексеевна создаёт условия для активного общения через монолог, диалог, позволяющих ученику выразить себя и проявить инициативу. Обучающиеся открыто и этично общаются с учителем, диалоги и обсуждения вопросов проходят содержательно. Педагог отмечает достижения каждого ученика через использование позитивных утверждений, создание ситуации успеха, что позволяет обеспечить благоприятную рабочую атмосферу на протяжении всего урока. Педагогу свойственен демократический стиль общения с классом.
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности  
2.Организа-ция процесса целеполагания Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке На этапе организации процесса целеполагания учитель мотивирует обучающихся с ОВЗ к постановке темы, цели и формулированию конечного результата урока. Определив границы знания и незнания, учащиеся в совместной деятельности формулируют тему урока, учебную цель. Для того, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали цели урока, учитель использует алгоритмы и методы, активизирующие интеллектуальный потенциал обучающихся. Учитель на уроке задаёт вопросы, направленные на диагностику понимания учениками цели и задач. Организует коллективную, парную, индивидуальную формы работы.  
Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям языке и в них отражен конечный результат
Процесс целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели
Учебные цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают формирование и/или развитие УУД. Учитель использует приемы, помогающие удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока. С целью активного включения всех обучающихся с ОВЗ в учебную деятельность, учитель на протяжении всего урока использует различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание: «тема-вопрос», «постановка учебной задачи с помощью предъявления проблемного задания», «работа над понятием». Для формирования у учащихся с ОВЗ умения удерживать цель своей деятельности учитель в течение всего урока использует оптимальный отбор методов преподавания (словесные, практические, наглядно - иллюстративные, частично-поисковые) соответствующие современным дидактическим требованиям; включает вопросы, способствующие осознанию детьми близких и далеких целей: «Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?», «С чего начнем?», «А что будем делать дальше?», «Почему?», «С какой целью выполняем это задание?»; делает выводы об уровне достижения цели и о причинах недостижения. Организует коллективную, индивидуальную форму работы
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке педагогом было подменено планированием урока (повторение, оценка, итог, домашнее задание) в виде алгоритма, зафиксированного на доске.
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, но его понимание не организуется.
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися составленного плана
Планирование деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных возможностей.
4. Работа с источниками информации Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию работы с учебником) Учителем представлены следующие задания на организацию работы с различными источниками информации, ориентированными как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся с ОВЗ: 1. Поиск, и фиксация информации (словесно). 2. Преобразование информации (упорядочивание, сравнение между собой объектов, формулировка выводов); 3. Применение и предоставление информации; 4. Оценка информации. Педагог обоснованно использует на данном уроке современные информационно-коммуникативные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ (не более 10 минут).
Представлены задания на организацию фронтальной работы с различными источниками информации под непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся
Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся.
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена На уроке учителем предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальных форм взаимодействия учителя и учащихся с ОВЗ. С целью развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей на этапе применения знаний и умений в новой ситуации педагог применяет технологию группового обучения; обращает внимание на правильность речевых высказываний детей, при необходимости поправляет. В совместной учебной деятельности, по отношению к учащимся, педагог выполняет роль наставника. Работая в группе, учащиеся проявляют инициативу, активность, самостоятельность, задания выполняют сообща; конфликтные ситуации в группе при составлении плана работы, распределении обязанностей и заполнении листа самооценки работы в группе отсутствуют.
В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, изредка используются приёмы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы не прописаны
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность
На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации работы в группах самим учащимся
6. Организация контроля учебных действий и деятельности Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и результата собственной деятельности Контрольная деятельность на уроке учителем строится в соответствии с целями и с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ. На протяжении всего урока педагог специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся с ОВЗ. С этой целью после выполнения работы использует прием сверки с эталоном; после каждого этапа урока учащиеся фиксируют все свои итоги работы в результативном листе. Учитель использует разнообразные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль; уровень контроля носит как эмоциональный, так и словесный характер.  
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи)
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса. На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми
7. Организация оценивания достигнутых результатов Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются На уроке учитель использует технологию оценивания учебных результатов, учитывая психологические особенности обучающихся с ОВЗ: самооценка, взаимооценка, словесное оценивание; прием «Самооценка активности и качества работы». Учитель, контролирует деятельность школьников, недочёты в их знаниях и умениях, учит учащихся с ОВЗ диагностировать причину ошибки, т.е. проводить рефлексию собственных действий.
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер
Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимо   оценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока
На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации оценивания
8. Организация рефлексивного осмысления В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха На разных этапах урока педагог использует различные виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния через установление эмоционального контакта с детьми, выявления их эмоционального состояния, степени удовлетворенности работы в группах, понимания причины своих успехов и неудач; рефлексия деятельности при оценивании активности учащихся и осмыслении способов и приемов с учебным материалом; рефлексия содержания с целью осознания детьми содержания пройденного, оценки эффективности собственной работы на уроке. Учащиеся оценивают свою успешность на уроке, отмечая себя на «Лесенке успеха».  
В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха
Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием, типом урока
На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и средства организации рефлексии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: