- Ажур — ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.
- Аксамит — золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.
- Алтабас — плотная шёлковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
- Альпака — лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноимённого домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
- Атлас — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
- Бархат — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс[1]. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
- Брокат — тип парчи.
- Бумажная ткань.
- Бумазея — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Благодаря начёсу бумазея очень мягка, пушиста, хорошо сохраняет тепло. Выпускается набивной, гладкокрашеной, иногда отбелённой.
- Бурет — шелковая одноцветная ткань, отличающаяся грубой, на ощупь жесткой неровной поверхностью, без блеска, тяжелая, обычно естественного цвета.
- Бязь — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Появилась в России в XVI веке, а в старину привозилась из Азии. Использовалась для опашей, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII—XX вв. отбелённая бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную — для женских и детских лёгких платьев.
- Ватола (устар., местн.) — то же, что дерюга, толстая и грубая ткань.
- Виссон — тончайшая ткань, неоднократно упоминаемая в исторических источниках, в Священном Писании. Состав спорен, материалом часто называют лён или нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков. Из виссона изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов. Такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха.
- Войлок — плотный материал из валяной шерсти.
- Вуаль — тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
- Газ — лёгкая, прозрачная ткань особого газового переплетения. В процессе ткачества две нити основы переплетаются с одной нитью утка́ и не уплотняются при этом. За счёт пространства между нитями газ вырабатывается нежным и полупрозрачным.
- Гипюр (фр. guipure, англ. venice lace — венецианское кружево) — плетёное кружево с выпуклым узорным рисунком, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.
- Глазет — (от фр. glace — лощёный) — ткань, похожая на парчу, с шёлковой цветной основой и узорами из золота и серебра.
- Дамаст — ткань обычно шёлковая, одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.
- Дамаск (ткань) — дамасковая ткань, чаще дамасковый шелк. Изначально предназначалась для церковного облачения и обивки мебели. Затем лишь некоторые, более легкие виды — для одежды. Сегодня дамасковой тканью называют шелковую, шерстяную или хлопчатобумажную ткань полотняного или копрового переплетения, иногда в комбинации с атласным с характерным рисунком.
- Дерюга — грубая полотняная ткань из пеньки.
- Дымка — прозрачная шелковая ткань.
- Жаккард — плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках.
- Зарбаф, изорбаф — золотая или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми.
- Каразея — грубая шерстяная ткань неплотной фактуры, известная с XIII века.
- Камлот — старинная, плотная, темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань, грубая, диагонального переплетения.
- Канифас (бельевой) — хлопчатобумажная ткань, мелкоузорчатая в основе, обычно светло-синего, розового, жёлтого, зелёного и нежно-фиолетового цвета. Вырабатывается ткань жаккардовым переплетением. Из неё шьют постельное белье, нижнее белье, одежду.
- Камвольная — камвольные (гребенные) ткани — шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения.
- Кашемир — чистошерстяная, легкая, мягкая ткань, матово-блестящая, вырабатывается диагональным переплетением. По характеру расцветки кашемир может быть гладкокрашеным, пестротканым, меланжевым, набивным. Рисунки на ткани разнообразны; встречаются с восточными мотивами. Из данной ткани шьют дамские платья, блузки.
- Кисея (муслин) — чрезвычайно легкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения.
- Китайка (ткань) — хлопчатобумажная ткань синего цвета.
- Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, для белья, отделки, подкладок.
- Коломянка — шерстяная пёстрая домотканая ткань; или же одноцветная льняная фабричная, обычно светлого оттенка.
- Креп — шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками.
- Лён — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна. Льняное волокно получают из кожицы растения.
- Маркизет — почти прозрачная тонкая бумажная или шелковая ткань изготовленная из пряжи в две скрученные нити. Часто использовалась для тканевых навесов от солнца над окнами (маркизок).
- Меринос — шерстяная ткань, как правило, одноцветная.
- Мешковина — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как паковочная ткань.
- Миткаль — суровая тонкая хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения. Миткаль используется как полуфабрикат в производстве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из миткаля получают ситец и бельевые ткани — мадаполам, муслин и др.
- Муар — шелковая ткань с волнистыми разводами. Шла на отделку, орденские ленты.
- Мухояр — пестрая домотканая ткань из льна с примесью окрашенных в пряже шерсти или хлопка.
- Набивная ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
- Объярь — разновидность муара, старинная шелковая ткань, иногда с включением золотой или серебряной нити.
- Парусина — тяжёлая плотная конопляная, льняная или полульняная ткань из толстой пряжи.
- Парча — художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке или реже в основе металлические нити (золотые, серебряные и пр.). Известна с глубокой древности, в настоящее время производится в небольших количествах и используется в основном в исторических театральных костюмах.
- Пестрядь — домотканая ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета. Имела слегка шероховатую поверхность и характерно пестрый цвет, иногда в мелкую клетку.
- Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка.
- Посконь — домотканая дешевейшая ткань из конопляного волокна, грубая и неокрашенная.
- Равендук — толстое грубое полотно для технических нужд. В XVIII в. из пеньки, в XIX в. — из льна.
- Рединка (устар. Борла) — то же, что серпянка.
- Репс — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.
- Рогожа — грубая хозяйственная ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала). Из такой ткани изготовлялись кули, рогожные мешки, половики, грубая рабочая одежда и т. д.
- Саржа — хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной.
- Сатин — ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или синтетического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой.
- Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета.
- Синель — велюровая ткань, изготовленная из специальной синельной нити.
- Ситец — лёгкая хлопчато-бумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля.
- Сукно — шерстяная ткань, на ощупь мягкая, плотная. Поверхность ткани умеренно блестящая. Вырабатывается переплетением усиленный сатин из кардной средней толщины пряжи в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В отделке ткань подвергают ворсованию, затем ворс стригут и запрессовывают. Название происходит от чешского слова «соукать» (зоика!) — мять, валять. Ткань известна издавна, изготовлялась она в домашних условиях.
- Тафта — тонкая и плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань.
- Туаль — тонкая натуральная шёлковая ткань с полотняным плетением и блеском, использующаяся на подкладке дорогой одежды.
- Фофудья — восточная златотканная материя.
- Хлопок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника, важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно. В русской технической литературе до второй половины XIX века вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага», сохранившийся до настоящего времени в словах: хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность и других.
- Холст — конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространен в средней полосе России, так как конопля лучше произрастала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустойчивость. В народе ткали холст разных по качеству сортов: для тонких обрядовых полотенец, праздничной или рабочей одежды.
- Чесуча — плотная шелковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.
- Шевиот — ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи. Название происходит от Чевиотских гор (Cheviot Hills) в Великобритании. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep). Также шевиотом называется ткань, производимая из крапивного волокна, и называемая так, возможно, за своё сходство с известной шерстяной тканью.
- Шенилл — обычно обивочная или портьерная ткань, в плетение которой включена особая, мохнатая как гусеница, нить (гусеница по-французски — «шений» — chenille).
- Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 800—1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
- Штапель-мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком — сильно садится после стирки.
- Штоф — очень плотная шелковая ткань. Употреблялась в верхней одежде, драпировках, обивке мебели, текстильных обоях.