«Перспективная начальная школа»?
Уже давно пора провести квалифицированную и честную экспертизу программы «Перспективная начальная школа» (ПНШ), автор которой Роза ГельфановнаЧуракова. Ведь программа была создана ещё во времена Сороса и Чубайса. Поэтому возникает вопрос - на какую «перспективу» она нацелена.
Особенно много вопросов возникает к учебнику русского языка Н.А. Чураковой. Недаром реформаторы всегда и везде начинают с языка, ведь язык – основа сознания народа. Что же нового появилось в учебнике русского языка?
1. Выдуманы новые понятия: «основа предложения, основа слова, слова-командиры, слова-названия предметов, слова-признаки предметов» и другие. И это вместо «подлежащего, сказуемого, существительного, прилагательного». Вместо того чтобы дать точное и привычное определение, авторы учебника ходят вокруг него кругами, опутывая десятками ненужных слов. Пусть специалисты скажут, правомерна ли такая подмена понятий. Представьте, что в математике вместо «единиц», «десяток», «сотен» будут говорить что-то другое… Да и в Стандартах не сказано, что ученик должен знать весь этот придуманный мусор.
Доктор филологических наук Татьяна Миронова и многие опытные учителя и говорят, что ребенок не учит русский язык, он его вспоминает, здесь работает генная память. Так вот – занимаясь по учебнику Чураковой, дети не вспомнят ничего. Они учат русский язык как иностранный. Впрочем, авторы программы и не скрывают этого. («Это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения и не всегда школьник, у которого русский язык — единственный язык общения.Это, как правило, школьник с большим количеством логопедических проблем») …
|
Вот на кого рассчитан учебник. Хочется, чтобы психологи и нейрофизиологи объяснили, что происходит с мозгом ребенка, когда ему вот так, на генном уровне «обрезают» возможности познания. Одно ясно: такие «инновации» вырабатывают у ребенка отторжение русского языка.
2. В учебнике даются задания, где нужно правильно вставить букву, причем слова пишутся с транскрипцией, а значит - с неправильным написанием. (У Шаши большой бутербро[т] ш к_лбашой). Зачем нужна транскрипция? Кроме того, что эти строчки вообще очень трудно прочесть даже взрослому, они еще сбивают ребенка с толку. А еще есть «развивающее» задание – «Если буква заблудилась», там каждый раз даётся неправильное слово, да ещё крупными буквами. (Лёг петух поспать немножко, ШПОРАМИ прикрыл окошко). Наверное, же автору знакомо такое понятие, как доминанта, (ведь философ по образованию). Ну а простому человеку это ещё понятнее: «первое слово дороже второго». Например, если вылупившиеся цыплята первой увидят кошку, она и будет для них главная.Да, ведь, у ребенка так же: первая картинка создает доминантный «очаг возбуждения», возникают соответствующие нейронные связи. Уже созданные нейронные связи, как говорят ученые, очень эффективны, а новые хрупки и неустойчивы. А многократное повторение неправильных примеров формирует такие прочные связи, которые потом уже разорвать невозможно…
3. А какой педагогический принцип заложен в том, чтобы имена «помощников» читать наоборот, как в арабском языке – справа-налево? Стоит оценить еще и «фантазию» авторов, дающих детям в помощники крысу-асырк и крота-торк (слепой крот и «ученье – свет»?!). Это ещё один приём опустить сознание ребёнка «ниже плинтуса» в буквальном смысле.
|
И коронный номер – АНИШИТ ЙОКОПОВНА – волшебница, похожая на старуху Шапокляк, главная учительница… Да-да, именно в таком образе и будет потом восприниматься учитель. А что значит её имя – Тишина и Покой. Мне довелось проводить дополнительные занятияв классе, который учится по программе ПНШ.Нужно было представить, о чем говорится в русскихзакличках. Результат: тишина и покой сознания, у детей не возникло ни одной картинки, ни одного сравнения.
А чтобы еще больше соединить русский язык и неприятный образ, Йокоповне тоже дали «помощницу» - летучую мышь!!! Именно её не хватало в этой компании. Крылья этого ужасного существа нависают над каждым правилом, охватывают его своими когтями. Не знаю, как этот приём называется у технологов по воздействию на сознание человека, но и так понятно, что это способ манипуляции. Откройте интернет и у любого психолога найдете похожие цитаты: «Внешность имеет огромное значение для формирования психики ребенка. Если персонажи вымышленные, ребенок теряет внутренний ориентир для адекватной оценки окружающего мира… Он погружается в виртуальную реальность». Не зря же именно через рисунок психологи изучают внутренний мир ребенка.
4. Иллюстрации учебника не только устрашающие (крыса, крот, мышь), но и некачественные, небрежные. На мой вопрос по поводу таких иллюстраций завуч школы отмахнулась: «Да мы не обращаем внимания, никто этого не замечает». А вот профессор Т.В.Черниговская говорит, что мозг всё замечает. Но зато прочитайте, как оценивают иллюстрации сами авторы. «Позиция авторского коллектива заключается в следующем: иллюстративный материал учебника должен соответствовать художественным, дидактическим, санитарно-гигиеническим, психолого-педагогическим требованиям. Иллюстрации «Перспективной начальной школы» понятны и привлекательны для ребенка потому, что отрабатывались авторами совместно с психологами, физиологами, педагогами-практиками». Говорят, восемь психологов работали над этой программой. Возникаетвопрос: кто платил этим психологам? Чью задачу они отрабатывали?
|
5. Оформление станиц вообще непрофессиональное. Все тексты пишутся одним шрифтом, иногда только выделяются жирным цветом, или заглавными буквами. И если бы не летучая мышь, не было бы видно правил. Однако это и не совсем правила, а какие-то мысли авторов. («Если предмет назван так НЕ СЛУЧАЙНО, а благодаря сходству с другим предметом, - значит, он назван ЭТИМ же словом, то есть оба предмета названы ОДНИМ словом»). Если кому-то кажется, что тут и со смыслом и с грамматикой всё в порядке, то, наверное, он и есть «не тот школьник, у которого русский язык — единственный язык общения».
6. Есть еще удивительная особенность у этого учебника – обратный словарь. Задания в основном соотносятся именно с этим словарем. Впрочем, если вспомнить, что все «помощники» читаются наоборот, то опять возникает подозрение о желании авторов внушить мысль, что «наоборот» - это хорошо.
Конечно, в каждом учебнике могут быть и ошибки и недочеты. Главное всё же в том, чему они учат, что воспитывают. А вот с этим как раз проблемы.
В большинстве своём тексты рассказывают о животных или о чем-то очень бытовом. А «Литературное чтение» вообще собрало тексты разных народов: американские, китайские, японские сказки. И даже подумалось, что это неплохо, особенно после того, как прочитали сказку нашего Б.Окуджавы «Прелестные приключения». Трудно обрадоваться таким её «героям» как КрегКутенейский Баран, Наша Добрая Змея и ещё «страшидло» Морской Гридиг, Одинокий Коварный Волк, Невыносимый Приставучий КаруД.
Почему же эта «Перспективная начальная школа» уже больше десяти лет так прочно работает в наших школах. Работает, несмотря на возмущение родителей. Многие школы работают потому, что учебники закуплены. Недаром в последние годы идут такие активные запреты на покупку учебников родителями. Действительно, ещё купят что-нибудь другое… Да и директора всегда зависят от начальства.
Конечно, можно только догадываться о том, кто заинтересован в такой ситуации. Но, как говорится, всегда торчат какие-нибудь уши. Например, есть в учебнике русского языка такой компонент, как «Клуб КЛЮЧ и ЗАРЯ», который подаётся как научный(!). Очень уж напоминает это название масонскую организацию «Крест и Роза», у которой, кстати, были отделения «Золотая Заря». Всем ученикам с первого класса настоятельно рекомендуется вступать в эту организацию, центр которой в Москве. А для этого дети выполняют задания и отправляют письма в Москву по адресу: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607. Кому: Издательство «Академкнига/Учебник», клуб «Ключ и заря».
Там «Умные взрослые» (термин тоже масонский) всё анализируют (собирают информацию). Не знаю, кто там занимается такой благотворительностью, и ещё, кажется, это происходит без согласия родителей. Зато членам клуба выдают вот такие «красивые» сертификаты.
Удивительно, что в интернете нет никакой информации о том, кто придумал эту программу. Так что пришлось посмотреть, что же находится по указанному адресу: ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607. Это дом с десятками организаций. Есть там и издательство «Академкнига/Учебник». Но если посмотреть информацию об этом издательстве, находишь другой адрес: 117049, город Москва, Ленинский проспект, ½. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИЗДАТЕЛЬСТВО "АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК". Ну, ладно, пусть два адреса, но нигде не показан клуб «Ключ и заря». Кто же письма читает? А в перечне видов деятельности издательства нет ничего, связанного с педагогической деятельностью, только издание и торговля. Правда, издательство сотрудничает с Московской Академией повышения квалификции работников образования (АПК и ППРО), где и работает Чуракова Роза Гельфановна, руководитель проекта, профессор кафедры начального и дошкольного образования. Может быть, она получает письма детей всей России. Но у Розы Гельфановны на кафедре всего 16 человек, а у них своей работы полно. Так кто же письма получает? Вопрос остался без ответа.
Зато нашелся очень интересный ответ на другой вопрос: кто же хозяин всего этого такого доброго издательства. В интернете всё есть. Владельцы - Группа Плеадес,и КОМПАНИЯ ПЛЕАДЕС ИНВЕСТМЕНТ ГРУП ЛТД. (Виргинские острова.Британия). Группа «Плеадес» - это международный медиахолдинг, руководит которым гражданин США Александр Шусторович.
Ну, удивительного в этом ничего нет, многое у нас принадлежит иностранцам. Но вот недавно вышел большой скандал у «Плеадеса» не с кем-нибудь, а с самой Российской Академией наук. Оказывается, издательство «Академкнига/учебник» (читай – «Плеадес») издает не только учебники, но и все труды Академии наук. Причём, небескорыстно до такой степени, что академики сильно возмутились. Появилась статья «Кому принадлежит российская наука», в которой делался вывод, что американский гражданин Александр Шусторович монополизировал рынок научных журналов в России.
В результате Совет федерации РФ решил попросить прокуратуру и ФСБ проверить издательскую деятельность РАН. Причина в том, что российские научные труды переводит и распространяет компания из США.
Сенатор Кондрашин заявил, что государственное издательство «Наука» с 1990-х годов стало «прикрытием» для деятельности американского издательства Pleiades.
О деятельности бывшего жениха Ксении Собчак Алекса Шусторовича можно найти много информации. И стремления к благотворительности у этого господина не видно. Кстати, кандидат в президенты Ксения Собчак сказала, что попросит денег на выборы у своих друзей-миллиардеров. Значит, Шусторович еще поучаствует своими деньгами в судьбе России.
И если уж Академия наук засомневалась, соответствует ли издательская деятельность «Плеадес» и учрежденных ею компаний национальным интересам России, то такой же вопрос нужно поставить и Министерству образования. И, исходя из этого, организовать экспертизу учебников по программе «Перспективная начальная школа» на предмет её соответствия учебным и воспитательным задачам российского образования.
Когда этот грустный рассказ был уже закончен, подумалось: а может и не планировали авторы программы ПНШ ничего плохого, просто так уж получилось. И тут вспомнились чьи-то слова о том, что рано забывать Форсайт-проект «Детство 2030». Пришлось снова обратиться к этому детищу Общественной палаты РФ. Давайте сравним некоторые положения «Форсайта» с теми идеями, которые заложены в ПНШ.
Идеи Форсайт-проекта«Детство 2030» | Идеи программы ПНШ |
Запланированы «мировые дети». | Отсутствует идея национальных корней. |
Нет четкого мировоззрения. | Хаотичные тексты, нет понятия Родины, своего места в мире. |
Не нужны компетенции родителей. | Родители не могут помочь в освоении программы, они отстраняются от детей. |
Образование будет без учителей, с роботами. | «Учителями» являются АнишитЙокоповна, крот, мышь. Потом появятся и роботы. |
Не будет языковых границ и письменной культуры. | Поэтому программа не рассчитана на детей, «для которых русский язык единственный» |
Вырабатываются средства по включению детей и взрослых в новые типы взаимодействия. | Настойчиво предлагается участие в клубе «Ключ и Заря» и переписка с «Умными взрослыми». |
Компетентное детство: сам сделай свой выбор. | Учебник русского языка построен в виде беседы между Машей и Мишей, а ученик должен выбрать правильное решение. |
Создаются детская интернет-сеть и СМИ под эгидой новой международной организации. | Министерством образования внедряются цифровые технологии и школьное телевидение. |
Новая техника проектирования. | Со второго класса дети участвуют в создании проектов. |
«Детские города», за основу которых взяты сказки Н.Носова.(Образ Незнайки из «Солнечного города», где дети живут без родителей). | Внедряется технология придумывания детьми своих сказок, где перепутаны отдельные элементы народных сказок и выброшены их смыслы. |
На взгляд неискушенного родителя, многое в идеях «Форсайта» даже и неплохо. Но так может думать тот, кто не потрудился узнать, что конкретно стоит за каждой предложенной идеей..Соцсети переполнены отзывами негодующих родителей, для которых выполнение домашних заданий по этой программе становится настоящим кошмаром, слезами и скандалами… А ювенальная юстиция уже наготове.
О том, что Форсайт-проект «Детство 2030» не только жив, но и обновляется, говорит его новое название «2030+», уже обсуждается Форсайт-проект 2050, с генетическим моделированием ребенка, с чипами в мозгу и подключением к компьютеру.
Конечно, бесчеловечные идеи Форсайт-проекта «Детство 2030» прослеживаются и в других школьных программах. Но не настолько уж мы потеряли историческую память и стремление к человеческой жизни, чтобы поддаться вражеским увещеваниям. Для начала надо внимательно вникать в смыслы. Значит – надо больше знать. И, конечно, любить наших детей и всеми силами встать на их защиту.
Бударина Любовь Николаевна, учитель истории.