Тема 5 Управление предпринимательскими рисками
Механизмы нейтрализации рисков
УР-последняя стадия технологии риск-менеджмента, который включает в себя сл. Фазы:1. Выбор стратегии и тактики УР2. Определение средств, приемов и методов УР3. разработка программы по снижению степени рискаТребования к процессу УР:-Осознанность решений-Сопоставимость степени риска сделки и его доходности-Экономичность-Учет динамики риска 2. Средства разрешения риска Средства:-Избежание риска – уклонение от него-Удержание риска – оставление риска за субъектом предпринимательства-Передача рисков кому-нибудь-Поиск гарантов, которые заинтересованы данной фирмойУклонение от риска включает:-Отказ от осуществления финансовой операции, где риск высок-Отказ от использования в большом объеме заемного капиталаГлавным условием использования уклонения является анализ по шкале «Доходность-риск».Нейтрализация – перенос, передача риска. Это перенос риска на какое-то третье лицо благодаря заключению контракта.Основные формы переноса:1)Путем заключения договора факторинга – передача кредитного риска коммерческому банку или специальным факторинговым компаниям2)Путем форфейтинга – передача риска экспортером банку, кредитующую экпортно-импортную операцию3)Путем заключения договора-поручительства или предоставления гарантии4)Передачи рис ков поставщикам
5)Передача риска участникам реализации инвестиционного проекта
Приемы снижения степени риска
Это инструменты управления для уменьшения вероятности и объема потерь.
Основные приемы: 1.Распределения риска - инструменты распределения общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. 2 Диверсификация – концентрация риска, рассеивание риска за счет распределения капитала между разнообразными объектами вложения:1.Диверсификация инвестиций.2.Диверсификация портфеля ценных бумаг3.Диверсификация кредитного портфеля.4.Диверсификация депозитного портфеля.5.Диверсификация валютного портфеля.1. Лимитирование – реализуется путем установления на предприятии внутренних финансовых нормативов. Мероприятия по лимитированию:1.Создание венчурных предприятий.2.Выделение специального подразделения внутри предприятия.3.Использование внутренних нормативов.Система внутренних нормативов: 1.предельный размер заемных средств;2.минимальный размер активов в высоколиквидной форме;3.максимальный размер товарного или потребительского кредита, предоставляемого фирмой;4..максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Самострахование – основано на резервировании предпринимателем части финансовых ресурсов. Применяется:-Не страхуемые виды риска-Риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения-Финансовые риски допустимого уровняСпособы:-Формирование резервного фонда1 .Хеджирование - процесс применения любых механизмов уменьшения уровня риска — как внутренних, так и внешних. Чаще всего применяется на фондовой бирже.Виды хеджирования:1.Хеджирование с использованием опционов:1.1) Хеджирование, которое предоставляет право покупки по оговоренной цене1.2) Хеджирование, которое предоставляет право продажи по согласованной цене2.Хеджирование с использованием фьючерсных контрактов необходимо осуществить 3 вида биржевых сделок:2.1) покупка/продажа реального актива или ценной бумаги с поставкой в будущем периоде2.2) покупка/продажа фьючерных контактов2.3) ликвидация позиции по фьючерным контрактам в момент поставок путем совершения обратной сделки с ними3.Хеджирование с использованием операции «своп»«Своп» - операция в основе которой лежит обмен соответствующими финансовыми активами с целью улучшения их структуры и снижения возможных потерь. Страхование риска – используется в отношении наиболее опасных финансовых рисков. Это способ передачи риска. Для страхования подходят часто повторяющиеся риски.
|
|
Методы компенсации риска
Это учреждающие методы, которые должны создать условия, исключающие появления причин и факторов риска.
Методы:
- стратегическое планирование;
- прогнозирование экономической обстановки – проработка сценариев развития будущего состояния внешней среды;
- активный целенаправленный маркетинг – формирование активного спроса на свою продукцию;
- мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды;
- создание системы резервов близкой к страхованию, сосредоточенной внутри предприятия;
- привлечение внешних ресурсов.
Дополнительные методы:
- обеспечение компенсации возложенных потерь путем введения штрафных санкций
- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами
- премии за риск