Лексическая тема: «Космос»
Новая лексика
Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер, Юпитер, Сатурн, Венера и т. д.).
Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.
Беседа по теме.
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.
Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и летчика-космонавта.
Каким должен быть космонавт? Смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления космонавт испытывает сильнейшие перегрузки. А в космосе он будет находиться в состоянии невесомости — испытание не из легких. Для того чтобы определить, соответствуют ли кандидаты в космонавты всем необходимым требованиям, их долго и тщательно обследует медицинская комиссия.
Проводят даже такой эксперимент: помещают человека в специальную центрифугу, и он какое-то время в ней вращается. Если организм справляется с этой задачей — значит, и в космосе человек будет чувствовать себя нормально.
И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение: первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.
Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса!
|
А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта, Сына Земли, Гражданина Вселенной.
1. Попросите ребенка ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами (добивайтесь от ребенка только полных предложений).
- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
- Что такое космос? Космос это то, что окружает землю и другие планеты.
- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин. - - Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
Словесная игра «Подскажи словечко».
|
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … (ракете). | Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … (Земля). |
Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе … (звездочёт). | Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин). |
Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). | Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд, И как одинокий путник Летит по орбите … (спутник). |
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт). |
3. Упражнение "Посчитай" (согласование числительных с существительным). Предложите ребенку посчитать предметы. Можно на отдельных листочках написать цифры от 1 до 5, считать предметы, нажимая на «кнопки – листочки»: считать космонавтов, ракеты, космические корабли, скафандры, планеты и т.д. Один космонавт, два космонавта, три космонавта, четыре космонавта, пять космонав тов. Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов. Одна яркая звезда,... Одна быстрая ракета,... Одна опытный космонавт,... Одна далёкая планета
4. Упражнение "Один - много" (употребление мн. числа существительных в родительном падеже). (считать слова, предметы из словаря существительных)
|
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет и т.д.
5. Упражнение «Новое слово» (образование слов путём сложения основ, обогащаем словарь сложными словами):
ходит по луне – луноход
космическая станция – космостанция
ведёт путь – путевод
летает к звёздам – звездолёт
6. Упражнение «Расскажи какой?» (упражняем детей в образовании относительных прилагательных от существительных по аналогии):
космос – космический луна - лунный
солнце – солнечный звезда - звёздный
ракета - ракетный спутник - спутниковый и т.д.
7. «Составь предложение из слов» (упражняем детей в построении предложения путём установления правильной по смыслу последовательности слов). Запишите каждое слово на отдельном листе, предложите ребенку прочитать каждое слово и разложить каждое слово в правильной последовательности:
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
(Распространите предложение: спросите какая ракета летает в космос? Как ракета летит в космос? и т.д. придумайте другие предложения и составьте их с ребенком. Сфотографируйте и покажите, что у вас получилосьJ)