Методические указания по подготовке и защите
Челябинск
2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра «Маркетинг и менеджмент»
Ч448.я7
А91
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»
Методические указания по подготовке и защите
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
УДК 658(076.5)
ББК Ч448.028.135.я7+У.я7
А91
Одобрено
учебно-методической комиссией
Института экономики, торговли и технологий
Рецензент А.Б. Левина
А91 | Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) по направлению «Экономика»: методические указания по подготовке и защите / сост. Ю.В. Асташова, И.П. Савельева, А.И. Демченко.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 53 с. |
Методические указания содержат требования и рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы магистра – магистерской диссертации. Рассмотрено содержание структурных элементов работы, приведены формы документов, описаны основные этапы процесса подготовки и защиты работы. Предназначено для студентов по направлению 38.04.01 «Экономика» всех форм обучения, руководителей магистрантов, нормоконтролеров. УДК 658(076.5) ББК Ч448.028.135.я7+У.я7 |
© Издательский центр ЮУрГУ, 2014
1. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической).
|
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
В тексте магистерской диссертации применяется научный язык, специальные и профессиональные термины. При написании диссертации не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. Специальные и профессиональные термины необходимо употреблять в их точном значении и применительно к месту использования. Не допускается смешивать терминологию исследуемой области знания с терминологией других наук.
При написании ВКР не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять местоимение «мы». Например, «нами установлено, мы приходим к выводу» и т. п. Рекомендуется также использовать изложение авторской позиции от третьего лица (например, «автор полагает, что...») и страдательный залог (например, «разработан специальный подход к решению...»).
Магистерская диссертация состоит из текстового документа и приложений. Объем работы составляет не более 120 листов формата А4. Минимальный объем работы без приложений должен составлять 90 страниц. Объем приложений не ограничивается.
|
1.1. Структура магистерской диссертации
Структурными элементами магистерской диссертации являются:
· титульный лист;
· задание на работу;
· реферат;
· оглавление;
· обозначения и сокращения;
· введение;
· основная часть (включает 3 главы);
· заключение;
· библиографический список;
· приложения.
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в пояснительную записку по взаимному согласованию студента и руководителя работы.
1.2. Направленность и тематика магистерской диссертации
Тематика выпускных квалификационных работ магистра по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» должна соответствовать профильной направленности магистерской программы и быть направлена на решение следующих профессиональных задач, соответствующих видам профессиональной деятельности:
a) научно-исследовательская деятельность:
- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
|
- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
b) проектно-экономическая деятельность:
- подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;
- подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
- подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;
- составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;
- разработка стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;
c) аналитическая деятельность:
- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;
- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
- анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
d) организационно-управленческая деятельность:
- организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;
- разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;
- руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;
e) педагогическая деятельность:
- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;
- разработка учебно-методических материалов.
Вид (виды) профессиональной деятельности, к которой готовится магистрант, определяется обучающимся совместно с непосредственным руководителем магистранта и работодателем, и согласуется с руководителем магистерской программы.
В соответствии с ФГОС по направлению 38.04.01 «Экономика» ВКР содержит решение задач в рамках одного или нескольких видов деятельности, в зависимости от чего магистерская диссертация может быть:
- научно-исследовательской направленности;
- проектно-экономической направленности;
- аналитической направленности;
- организационно-управленческой направленности;
- педагогической направленности.
Конкретная магистерская диссертация должна полностью соответствовать как минимум одному виду деятельности, а также может быть расширена за счет отдельных элементов других видов деятельности.
Основные требования к элементам магистерской диссертации в соответствии с видом профессиональной деятельности приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика магистерской диссертаций
в зависимости от вида профессиональной деятельности
Научно-исследовательская | Проектно-экономическая | Аналитическая | Организационно-управленческая | Педагогическая | |
Ключевая особенность | Должна содержать элементы научной новизны и решение задач в соответствии с профилем магистерской программы. Результаты работы, обладающие элементами научной новизны, должны быть опубликованы. | Должна выполняться на базе субъекта экономических отношений (предприятия, региона) и содержать комплекс проектных решений, разработанных в результате анализа, а также иметь технико-экономическое обоснование. | Должна базироваться на применении широкого спектра аналитических методов и содержать экономические расчеты, прогнозы развития и/или предложения по совершенствованию предмета исследования. | Должна выполняться на базе реального предприятия и обладать практической ценностью (акт внедрения) и иметь экономическое обоснование предложенных мероприятий. | Должна выполняться на базе образовательного учреждения и обладать практической ценностью (акт внедрения). |
Объекты исследования | Теоретические и методологические подходы. | Организации, экономические комплексы, региональные образования. | Отрасли, рынки, организации, процессы управления. | Организации, системы и подсистемы управления, подразделения, проекты. | Образовательные учреждения, образовательные программы и комплексы. |
Основные результаты | Совокупность новых результатов, методик и положений, с обоснованием их новизны и актуальности для современной науки и практики. | Проектные решения по развитию объекта исследования, имеющие методическое, техническое и экономическое обоснование; выбор объектов финансовых инвестиций. | Разработка и реализация программы аналитического исследования, соответствующей конкретным управленческим задачам. | Экономически обоснованные предложения (в виде стратегий, проектов, программ, комплексов мероприятий) по развитию предприятия. | Новые и усовершенствованные педагогические подходы, программы и методики преподавания управленческих дисциплин. |
1.2.1. Организационно-управленческая работа
Организационно-управленческая работа направлена на решение управленческих задач конкретного предприятия.
Разработанные в рамках работы мероприятия должны быть обоснованны с экономической точки зрения, а также представлены руководству предприятия для внедрения. Апробация и внедрение результатов работы в деятельность предприятия должна быть подтверждена соответствующим актом.
Основная часть организационно-управленческой работы состоит из трех глав.
В первой главе должно быть представлено сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий, анализ состояния и динамики достижений в профессиональной деятельности. Целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Необходимо дать обоснование применения конкретных методик к решению проблем в исследуемой области на современном этапе, а также показать соответствие выбранной методики условиям практической деятельности конкретного предприятия.
Во второй главе на основе выбранной методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии. В тексте необходимо представить общую характеристику предприятия, привести его организационную структуру, дать характеристику положения предприятия на рынке, а также провести глубокий анализ предприятия в сфере определенной тематикой диссертации. В главе описывается процесс экспериментальных исследований, принципы функционирования объектов управления, их характеристики, методы решения поставленных задач для объекта исследования, а также проводятся все необходимые расчеты с учетом выбранной методики.
Третья глава должна содержать выводы и результаты. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, автор приводит достаточно полные и аргументированные рекомендации и предложения по решению изучаемой проблемы.
Глава содержит также обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
Также в главе должны быть представлены методы расчета эффективности для оценки предложенных вариантов, экономические и другие преимущества перед существующими аналогами, рассмотрены экономические аспекты практического применения, вопросы экономической эффективности организационно-управленческих решений. Глава может содержать методы оценки конечных результатов, сметы затрат, финансовые разделы бизнес-плана или инвестиционного проекта, а также рекомендации по повышению эффективности деятельности и управления предприятием.
Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано её теоретическое обоснование.
Характеризуется также степень внедрения рекомендуемых предложений на исследуемом объекте (например, принято к рассмотрению руководством предприятия, одобрено руководством предприятия и рекомендовано к внедрению или внедрено), а также возможность их использования на других объектах в отраслевом и региональном аспектах.
1.2.2. Аналитическая работа
Аналитическая работа это работа, связанная с изучением, преобразованием и осмысливанием разнообразной информации с целью глубокого и целостного понимания поведения изучаемого объекта и среды его функционирования. Аналитическая деятельность представляет собой составную часть процесса управления и необходимую предпосылку повышения качества принимаемых управленческих решений и составляет основное содержание повседневной работы каждого руководителя.
Содержание аналитической работы - приведение разрозненных сведений в логически обоснованную систему зависимостей (пространственно-временных, причинно-следственных и иных), позволяющих дать правильную оценку как всей совокупности фактов, так и каждому из них в отдельности.
В аналитической работе можно выделить следующие основные этапы:
1) планирование аналитической работы:
- формулирование целей аналитической работы,
- определение методики и разработка программы исследований,
- формулирование предварительных гипотез (результатов аналитической работы);
2) информационное обеспечение исследования:
- отбор и анализ источников информации,
- сбор и обобщение информации;