Анализ востребованности образовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова




 

Формирование потребности общества в музейном продукте - задача, решение которой напрямую связано с успешностью работы и развития музея, с эффективностью реализации его социальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее как духовно-просветительном и рекреационном учреждении требует решений в нескольких направлениях:

Музей должен отвечать актуальным потребностям и запросам аудитории, ее ожиданиям и специфике восприятия. Речь идет, в первую очередь, о формировании комплексного предложения. В наши дни институт музея перестает восприниматься обществом исключительно как «храм» или место, где хранятся и транслируются ценности. Посетитель ожидает совокупность услуг. Как отмечает В. Дукельский (заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии), от музея ожидаются не собственно музейные услуги - показ древностей или высокого искусства, а некого комплексного предложения, включающего и новые знания, и отдых, и впечатления, и даже возможность шопинга. [8]

С развитием музея развивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Этот принцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: "Музей современного искусства", "Музей Леопольда", "Музей табака", выставочный центр "Кунстхалле", "Детский музей". Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта. Таким образом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музея становится дополнительность, комплексность услуг. [12]

Услуги, которые предоставляет музей не всегда являются востребованными потому что:

1. Низкий уровень комфорта;

2. Недостаток в информации;

3. Плохое состояние здания, интерьеров, территории;

4. Редкая сменяемость экспозиций;

5. Недостаточно высокий уровень программ;

6. Грубость смотрителей. [13]

Современное общество редко посещает музе т. к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы.

Иногда они чувствуют себя необразованными и стесняются, поскольку не получали должного воспитания в семье.

Деловые люди заняты и у них не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро, бедные же считают, что в музее все дорого и не для них.

А что касается посетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, т.к. они шумят и им делают строгие замечания. И что особенно актуально для нашей страны, так то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями. [16]

Таким образом, потребность в музейном продукте должна удовлетворяться на основе выявленных принципов комплексности услуг, коммуникативного подхода и формирования «впечатлений».

Для того, чтобы выяснить востребованность музея им. Бирюкова в г. Шадринске мы провели анкетирование среди студентов первого курса факультета социально образования в количестве 30 человек. В ходе которого получили следующие ответы. Вниманию студентов были предложены вопросы (прил. 1). По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 45 % опрошенных посещают музеи, а 65 % по различным причинам не являются потребителями музейных услуг, так как не заинтересованы в истории своего края и не имеют возможности посетить музей из-за недостатка средств и времени. На следующий поставленный нами вопрос «Как часто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?» респонденты дали следующие ответы: 20% опрошенных ответили что бывают в музее «раз в год», 10%- «раз в месяц, «раз в неделю»- 0% и 70 % ответивших ответили «никогда не бываю». Для того, чтобы узнать, что необходимо для привлечения внимания молодежи к музеям мы предложили следующий вопрос: «Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им. Бирюкова?» Отвечая на него, студенты предложили следующие рекомендации:

1. проводить хорошую рекламу;

2. приобрести новые экспонаты;

3. проводить больше современных выставок;

Проведя анкетирование, мы выявили, что большая часть студентов не посещают «Краеведческий музей имени Бирюкова» т.к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы, многие не имеют возможности из-за недостатка средств и времени, а что касается инвалидов, то они не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.


Заключение

 

Новое поколение не интересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры. Он выполняет сервисную, образовательно-воспитательную или, как принято еще ее называть, просветительную деятельность. Она призвана доказать реальность путем общения с реально существующими предметами. Сервисная она потому, что человек, находясь в музее, получает рекреационные услуги, т. е услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени. Образовательная, так как человек получает определенную информацию, узнает что-то новое. В процессе воспитательной деятельности, люди приобретают убеждения и мотивируют свои поступки. Музей в какой-то мере выступает регулятором человеческого поведения. Выходя из музея человек, меняется неосознанно. Музей в этом смысле выполняет функцию формирования общественного сознания. Музей учит людей правильно ориентироваться в реальном мире (уважать прошлое, не прерывать исторические процессы войнами и другими катаклизмами).

Таким образом, можно сказать что, музей удовлетворяет потребности населения в информации, в росте самосознания личности, в развитии духовного потенциала индивида, но необходимо ориентироваться на потребности современного общества.


Список литературы

 

1. Кожевников Г.И. Федор Андреевич Бронников // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. Под редакцией А.И.Леонова. Т. I. М., 1962. С. 403–420; Клименская О.Г. Итальянский миф Федора Бронникова. // Пинакотека. 2003. № 16–17. с.179–183.

2. Морозова О.В. Автореферат кандидатской диссертации «Живописное оформление музейных интерьеров России XIX – начала XX в. Петербург, Москва». М., 2004.

3. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х т. Т. II. С. 457.

4. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Специальный номер (2–3) журнала «Волга». Публикация Н.В. Огаревой. Саратов. 1996. С. 52.

5. В Херсонесе в 1858 году историком А.С. Уваровым были обнаружены остатки христианской базилики V–VI веков. Знаменитый мозаичный пол из нее находится сейчас в Эрмитаже.

6. Императорский Российский Исторический музей им. Императора Александра Ш в Москве. Краткий путеводитель по музею. Авторы: А.В. Орешников, В.Н. Щепкин, В.А. Городцов. М., 1914. С. 83.

7. В.И. Сизов – А.С. Уварову. 11.02.1884.ОПИ ГИМа, Ф.17, Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 147.

8. В.И. Сизов – А.С. Уварову. 26.02. 1884.ОПИ ГИМа. Ф. 17. Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 152–152, об.

9. Ф.А. Бронников – И.Е. Забелину. 12.11. и 14.11. 1886. ОПИ ГИМа. Ф. 440. Оп.1, 2. Ед. хр. 38. ЛЛ. 159–163; Л. 164–164, об. – Счет в Императорский Российский Исторический музей.

10. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., 1999.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального исследования / Пер. с англ. М., 1999.

12. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.

13. Глобальное сообщество: Новая система координат / Отв. ред. А.И. Неклесса. СПб., 2000.

14. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право. 2-е изд. М., 2003.

15. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М., 2001.

16. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П.В. Беспалов и др. М., 2003.

17. Казарина Л.А., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск, 2001.

18. Кулибанова В.В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.

19. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. М., 1999.

20. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.

21. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.

22. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

23. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.

24. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., 2000.

25. Пикулин Д.П. Управление современными услугами: тенденции, опыт, стратегии. Челябинск, 2004.

26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

27. Софина Т.Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.

28.Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.

29. Сфера услуг в России: Стат.сб. / Пред. редкол. М.Н. Сидоров. М., 2000.


Приложение № 1

Анкета

Уважаемые студенты факультета социального образования, с помощью данного анкетирования мы сможем узнать уровень посещаемости Краеведческого музея им. Бирюкова!

1. Посещаете ли вы музеи?

a) «Да».

b) «Нет».

2. Как часто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?

a) «Раз в год».

b) «Раз в месяц».

c) «Раз в неделю».

d) «Никогда не бываю».

3. Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им. Бирюкова?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание! Нам важно Ваше мнение!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: