Конституционные принципы судебной власти – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов [6, с. 252].
Принципы судебной системы Республики Беларусь и Республики Польши можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов.
К числу важнейших принципов судебной системы или судоустройства относятся:
1. Независимость судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то ни было.
Принцип независимости судей гарантирует несменяемость судей, их неприкосновенностью, недопустимость уменьшения их вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов и назначением судей.
Например, Конституция Республики Беларусь устанавливает, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону [7, ст. 110].
В Конституции Республики Польши, ст. 178 говорится: «1. Судьи при исполнении своей должности независимы (niezawisli) и подчиняются только Конституции, а также законам. 2. Судьям обеспечиваются условия труда и вознаграждение, соответствующие достоинству должности, а также объему их обязанностей. 3. Судья не может принадлежать к политической партии, профессиональному союзу, вести публичную деятельность, несовместимую с принципами независимости судов и независимости судей».
2. Исключительность судов как органов, осуществляющих правосудие, означает, что правосудие может отправляться только судом. Создаваться и функционировать могут только те суды, которые учреждены Конституцией и законом при запрещении чрезвычайных судов.
|
Например, в Конституции Республики Польши чрезвычайные суды разрешены [8, ст. 175], а в Конституции Республики Беларусь образование чрезвычайных судов запрещено [7, ст. 109].
3. Отправление правосудия от имени народа и с участием населения. данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается с участием граждан, не являющихся профессиональными судьями. В Республике Польше – это практикуется в качестве народных заседателей. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закрепляет правовой статус народных заседателей страны.
4. Коллегиальность судопроизводства означает, что наиболее важные юридические споры рассматриваются с участием нескольких профессиональных судей, народных или присяжных заседателей.
5. Возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Такое обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предлагает пересмотр дела по существу с новым исследование всех доказательств и вынесение решения. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. Апелляционный порядок обжалования действует по второй инстанции и кассационный – по третьей.
Примером двухинстанционного судоустройства является судебная система Республики Польши [8, ст. 176].
В республике Беларусь судоустройство трехинстанционное.
|
6. Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.
Вторая группа принципов судебной системы – это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, или принципы судопроизводства. К их числу относятся:
1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто, в присутствии публики, доступ которой на заседания судов свободный. Только по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.
В Республике Беларусь данный принцип закреплен в ст. 114 Конституции.
2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался прежде всего на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение должно приниматься в соответствии с законом.
3. Конституционность судебных решений. Данный принцип означает недопустимость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе законов противоречащих Конституции.
4. Состязательность и равноправие сторон, то есть обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.
5. Устный и очный характер судопроизводства как условия, создающие наилучшие возможности для установления истины.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что перечисленные принципы в разном объеме и в различных формах получили отражение в конституциях Республики Беларусь и Республики Польши.
На конституционном уровне Республики Беларусь и Республики Польши закреплены принципы независимости судей.
Правовыми источниками, регулирующими систему судов Республики Беларусь и Республики Польши, являются:
- Конституции данных стран;
- кодексы, в Республики Беларусь – Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодек, Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный кодекс, а Республики Польши – Гражданско-процессуальный кодек, Уголовно-процессуальный кодекс;
- законы, в Республике Польше – закон об устройстве общих судов, Закон о Верховном суде, Закон об административном судопроизводстве, а в Республике Беларусь – закон о прокуратуре, Закон об органах государственной безопасности, Закон об адвокатуре;
- международные конвенции, договоры и соглашения.