Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||||||||||||
I. Постановка учебной задачи. Беседа | – Запишите тему урока. (Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.) – Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока? – Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание. Высказывают свое мнение. Внимательно слушают | Высказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют внимательно слушать | |||||||||||||
II. Работа по теме урока. 1. Лингвистическая разминка | Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан. – Найдите прилагательное в сравнительной степени. – Докажите это утверждение. Что означает слово искусный? | Выполняют задание. Высказывают и аргументируют свою точку зрения | Осуществляют контроль. Высказывают и аргументируют свое мнение | |||||||||||||
2. Индивидуаль- ная работа по карточкам | См. Ресурсный материал | Работают по карточкам | Осуществляют контроль учебных действий | |||||||||||||
3. Работа над орфограммой | – Произнесите слова: пастуш ья, овеч ья. – Какие звуки вы слышите на месте подчеркнутых букв? – Отобразите это в транскрипциях слов. – Какова функция мягкого знака в этих словах? – Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия | |||||||||||||
4. Выполнение упражнения 348 | Предлагает выполнить упражнение | Работают у доски и в тетрадях | Осуществляют контроль учебных действий | |||||||||||||
5. Игра «Бюро находок» | – Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.
– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.
– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, | Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома. После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей | Используют знаково-символические средства решения учебно-практичес- ких задач. Осуществляют логические действия. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | |||||||||||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных? – Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ. – Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ. – Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ. Домашнее задание:упражнения 349, 350 (выписать слова с пропущенными буквами) | Отвечают на вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют поиск эффективных средств решения учебно-практических задач |
Ресурсный материал к уроку 106
|
Разряды прилагательных
Признаки | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
1) Значение прилагательных | |||
2) Наличие степеней сравнения | |||
3) Наличие краткой формы | |||
4) Свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком |
Ресурсный материал к уроку 107
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору»...
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граудин
Карточки
Карточка 1. Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
|
Карточка 2. Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
Уроки 108–109*. Развитие речи.
Выборочное изложение (с. 20)
Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: рефлексия.
Сценарий урока 108
I. Работа над текстом.