1) Работа с первой частью отрывка текста. (Чтение; части делятся по абзацам.)
– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)
– Определите хронологический порядок выражений:
1) «сделалась метель»; 2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»; 3) «поднялся ветер»; 4) «небо слилося с землею»; 5) «в одну минуту дорогу занесло».
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.
– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
Работа со второй частью отрывка текста.
– Как погода повлияла на маршрут Владимира? Какие действия он предпринял?
– Опишите поле.
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся озаглавливают ее.)
Работа с третьей частью отрывка текста.
– Как изменилось состояние Владимира? Почему?
– Опишите погоду.
– Как вы понимаете выражение «мрак дерев, обнаженных зимою»?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
– Проведите параллель между состоянием Владимира и природы на протяжении всего отрывка текста. (Чтение отрывка целиком.)
II. Самостоятельная работа (написание изложения).
Ученики пишут изложение, используя проработанный материал.
Дополнительное задание: подчеркнуть в тексте изложения три прилагательных, указать их разряд.
III. Итог урока.
– С какими трудностями вы встретились при написании изложения? Что помогло вам их преодолеть?
Урок 110. Морфологический разбор имени прилагательного (с. 22–24)