Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности
|
I. Повторение.
Работа с текстом упражнения 352
| – Прослушайте текст. Почему он так называется?
– Определите стиль текста.
– Вспомните, что обозначают прилагательные.
– Изменился бы текст, если бы в нем отсутствовали прилагательные?
– Объясните постановку тире в первом предложении.
– Какие прилагательные использует автор для описания снегов? Назовите их начальные формы.
– Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения.
– Посмотрите на знаки препинания в конце предложений первого абзаца. Каково настроение автора? Обоснуйте свой ответ.
– Назовите средства, с помощью которых автор оживляет сугробы, деревья.
– Как вы понимаете выражения дремучие сугробы, лес утонул, тяжелые головы деревьев? Перепишите второй абзац. Найдите прилагательные и укажите их разряд.
– Прочитайте текст до конца. В чем проявляется волшебство зимнего леса? С помощью какого прилагательного автор характеризует «сказочных» существ? (Белый.)
– Выпишите все предложения с этим прилагательным. Обозначьте его род, число, падеж.
– Какова роль прилагательных в тексте?
| Выполняют задания. Отвечают на вопросы.
Объясняют значение слов и словосочетаний
| Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, учебника.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Осуществляют логические действия
|
II. Работа по теме урока.
1. Беседа
| – Что это значит – произвести морфологический разбор имени прилагательного?
– Рассмотрите план разбора на с. 22 учебника. Сложный он или простой?
– Почему нельзя использовать простой план при морфологическом разборе имени прилагательного?
– Значение каких пунктов плана вам непонятно?
| Выполняют задания.
Работают с учебником. Отвечают на вопросы
| Владеют навыками работы с учебной статьей.
Формулируют ответы на вопросы
|
2. Выполнение упражнения 351
| Предлагает выполнить упражнение
| Выполняют задания упражнения 351
| Осуществляют контроль
|
3. Самостоятельная работа
| – Произведите разбор прилагательных.
I вариант:
Легкий3 ветерок чуть колышет зеленые2 поля пшеницы.
II вариант:
Лесной2 воздух чище, он увеличивает жизненную3 силу
| Выполняют задания
| Осуществляют планирование и контроль учебных действий
|
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
| – Над какой темой работали?
– Какие задания выполняли?
– Какие из них вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:упражнения 353, 354 (на выбор учащихся); произвести морфологический разбор трех прилагательных из сочинения
| Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке
| Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют поиск способов решения практических задач
|
Уроки 111–112. Не с прилагательными (с. 25–28)
Тип урока:постановка и решение учебных задач
|
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием не с прилагательными; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
|
Планируемые результаты
|
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
| Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий,
оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
| Личностные: понимают, что рус-
ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определя-
ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-
ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения
школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы-
ка, проявляют уважительное отноше-
ние к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
|
Образовательные ресурсы:тексты; карточка
|