Розничный товарооборот – основной экономический показатель работы торгового предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия,
от него зависит объём валового дохода и прибыли. Также он существенно влияет на денежное обращение в стране и на устойчивость валюты, потому что денежное обращение, в основном, связано с обслуживанием розничного товарооборота.
Различают методы планирования розничного товарооборота:
- Экономико-статистический
- Экономико-математический
- Нормативный
Факторы, влияющие на розничный товарооборот:
1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров, его зависимость от покупных фондов населения.
2. Уровень производства отдельных товаров, изменения структуры товарных ресурсов.
3. Соотношение товарного и не товарного потребления.
Анализ розничного товарооборота проводится по аналитическим показателям:
- процент роста товарооборота
- процент прироста товарооборота
- товарные запасы на начало и на конец периода
- доля товарооборота в товарообороте региона или боля товарооборота по конкретным товарным группам в общем товарообороте
- товарооборот в расчёте на 1 кубометр торговой площади
- товарооборот на одного человека
- товарооборачиваемость
Объём продаж определяется различными методами:
1. С учётом ёмкости рынка и доли потребительского общества или предприятия в общем объёме продаж товаров
2. С учётом денежных доходов населения
3. Исходя из задачи получения определённой прибыли
4. Исходя из суммы оборотных средств
5. С учётом предложения товаров
6. Исходя из возможного объёма продаж отдельных групп товаров
В данной работе я останавливаюсь на двух методах:
|
1 метод – с учётом ёмкости рынка и доли предприятия в общем объёме продаж товаров
В прошлом году доля предприятия на рынке составляла:
С учётом прогнозируемого роста доли товарооборота на рынке предполагается, что она составит (только за счёт рекламы):
А план = А прош.год + DА = 26,6% + 10% = 36,6%
Исходя из этого, плановый товарооборот составит 36,6% от ёмкости рынка:
Т общ.план = 36,6% х Т общ.региона = 36,6% х 200 020,7 = 73 207,6 тыс.руб.
Этот метод будет корректен при условии сохранения в текущем году общей ёмкости рынка на уровне предыдущего года, однако согласно прогнозам в следующем году покупательная способность населения увеличится на 5-10% (без учёта инфляции).
2 метод – исходя из задачи получения определённой прибыли
Планируется прибыль в сумме 3 000 000 руб.
Этот метод расчёта основан на делении издержек обращения на условно- постоянные и переменные затраты.
Условно – постоянные – это те затраты общая сумма которых не зависит от количества произведенной/проданной продукции (накладные расходы: плата за аренду помещений, заработная плата аппарата управления, плата за пользование кредитами банка).
Переменные – это те затраты, общая сумма которых зависит от количества выпускаемой продукции (затраты на материал, заработная плата наёмных рабочих).
По данным прошлого года на предприятии сложился уровень валового дохода 19,90%, в том числе уровень переменных расходов 7,88%. Значит уровень валового дохода для покрытия расходов и формирования прибыли равен:
У¢вд = Увд – Уперем. = 19,90% – 7,88% = 12,02%
Таким образом, уровень постоянных издержек обращения равен 12,02%(или исходя из опыта прошедшего года с учётом возросших коммунальных платежей 6 395 295 руб.). Для того чтобы покрыть эти издержки, необходим минимальный товарооборот в сумме:
|
При этом минимальном товарообороте будут возмещены все издержки обращения, но не будет ни копейки прибыли, т.е. рентабельность (Р) будет равна 0,00 %.
Для того чтобы получить планируемую прибыль в сумме 3 000 000 руб. необходим товарооборот:
На основании выполненных расчётов заполню таблицу 5.6.2.
Табл. 5.6.2
Продажа товаров населению на планируемый год по предприятию «Галант»
Показатели | Ед–цы измерения | Прошлый год | Плановый год | Темпы роста (%) |
Розничный товарооборот | руб. | 53 205 467 | 1. 78 163 852 2. 73 207 568 | + 46,9 + 37,6 |
Численность обслуживаемого населения | чел. | 23 641 | 31 009 29 043 | + 31,2 + 22,9 |
Товарооборот на одного жителя | руб. | 2 250,6 | 2 520,7 | + 12,0 |
То есть основная ставка делается не на ожидание повышения покупательской способности населения (хотя согласно прогнозам Правительства РФ таковое ожидается – поэтому мы рассматриваем более оптимистичный вариант), а на привлечение дополнительных клиентов путём перетягивания их от конкурентов и с открытых рынков (которые согласно постановления правительства Москвы подлежат закрытию в текущем году) более привлекательным сервисом и соотношением цена/качество. Увеличение товарооборота на одного жителя связано только с ожидаемой инфляцией (12%).
Табл. 5.6.3.
Индексы сезонности
январь | 0,716 |
февраль | 1,003 |
март | 1,146 |
апрель | 0,694 |
май | 0,972 |
июнь | 1,049 |
июль | 1,104 |
август | 1,114 |
сентябрь | 1,005 |
октябрь | 0,905 |
ноябрь | 1,095 |
декабрь | 1,197 |
Табл. 5.6.4.
|
Объём продаж по месяцам на планируемый год
5.7. Организационный план
В этом разделе рассматривается характеристика организационной структуры предприятия (персонал, система управления предприятием, кадровая политика).
Рассматриваемый магазин «Галант»- частное предприятие. Управление ООО «Галант» осуществляет директор.
В состав основных функциональных обязанностей директора входят:
- организация работ и взаимодействие производственных структур предприятия
- обеспечение выполнения перспективных и текущих планов
- обеспечение прибыльной работы предприятия согласно разработанным им программам развития предприятия
- обеспечение соблюдения трудового законодательства, норм и правил по условиям труда и охране труда работников.
Юридическое оформление предприятия предусматривает регистрацию его устава в Государственных органах, получение лицензии в случае необходимости, на те виды деятельности, которыми занимается предприятие, соблюдение действующего законодательства о найме на работу, если применяется труд других лиц, а также инструкций и соответствующих требований к качеству товара.
В магазине «Галант» работают директор, гл.бухгалтер, зав.секции, продавец-консультант – 4 чел., продавец – кассир, водитель–экспедитор–грузчик.
Табл. 5.7.1.
Профессия | Форма привлечения | Заработная плата | Тип оплаты труда |
Директор | Контракт | 11 000 | оклад |
Гл.бухгалтер | Контракт | 9 094 | сдельная |
Зав секции | Контракт | 7 389 | сдельная |
Продавец-консультант | Контракт | 6 612,5 | сдельная |
Продавец - кассир | Контракт | 5 998 | сдельная |
Водитель-экспедитор-грузчик | Контракт | 5 054 | повременная |
Годовой фонд оплаты труда (ФОТ) составляет: месячный ФОТ * 12 месяцев + премия год.=(17 500+10 637+8 642 +7 980+7 980+6 646+5 600) х 12 + 64 985 = 844 805.
Табл. 5.7.2.
Расчёты отчислений на соц.нужды и во внебюджетные фонды
Фонд з/п на месяц | 64 985 | |
Фонд з/п годовой | 779 820 | |
Премия годовая | 64 985 | |
Фонд оплаты труда | 844 805 | |
ЕСН | 35,6% | 300 751 |
Налог на травматизм | 1,8% | 15 206 |
Всего | 37,4% | 315 957 |
Организационная структура ООО «Галант»
Директор |
Гл. Бух. | Зав. секции |
Водитель- экспедитор–грузчик | Продавец-консультант – 4 чел. | Продавец – кассир |
5.8. Финансовый план
В данном разделе бизнес – плана рассматривается вопрос финансового обеспечения деятельности предприятия и использование имеющихся денежных средств.
5.8.1. Расчёт валового дохода от реализации товаров
Основным источником валового дохода являются торговые надбавки. Расчёт торговых надбавок проводится двумя методами:
1. методом технико-экономических расчётов
2. методом экстраполяции
Расчёт валового дохода методом технико-экономических расчётов проводится в следующем порядке:
1. Определяется % торговой надбавки на розничную цену товара
2. Устанавливается сумма валового дохода
Процент торговой надбавки определяется:
Н.р.ц. = | Н.о.ц. х 100% |
Н.о.ц. + 100% |
где,
Н.р.ц. – надбавка на розничную цену.
Н.о.ц. – процент надбавки на отпускную цену, установленную поставщиком.
Для того, чтобы определить среднюю торговую надбавку, нужно знать основные группы товаров и их удельный вес в общем товарообороте, а так же торговую надбавку, установленную на этот товар нашим поставщиком.
Табл. 5.8.1.
№ п\п | Группа товаров | Удельный вес в годовом товарообороте % | Торг. надбавка поставщ. % |
Сорочки муж. Блузы Обувь жен. Прочие |
Средняя торговая надбавка на цену реализации составит:
Н.о.ц. = | 30х25 + 25х24 + 25*26 + 20*23 | = 24,85 % |
Н.р.ц. = | 24,85х100 | = 19,9 % |
24,85+100 |
Таким образом, валовый доход составит 19,90% от планового товарооборота.
Сумма валового дохода в плановом году составит:
В.д. = Н.р.ц. х Товарооборот план
В.д. = 19,90% х 78 163 852 = 15 554 607 руб.
5.8.2. Планирование издержек обращения
Расходы предприятия связанные с производством и реализацией продукции называются издержками. Различают:
1. Затраты предприятия на закупку товаров, когда средства авансируются и постоянно находятся в обороте предприятия и возмещаются за счёт собственного и оборотного капитала.
2. Капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов как единовременные затраты, возмещаемые за счёт собственных средств, долгосрочных кредитов банков и других заёмных средств.
3. Текущие издержки по организации торгового процесса, которые отражаются в цене товаров и возмещаются в результате получения выручки.
Следует иметь в виду, что издержки занимают значительное место в торговых надбавках. Поэтому, сокращение издержек обращения является весомым фактором:
- увеличения величены торговой надбавки, тем самым снижения уровня цены и повышения спроса за счёт привлечения дополнительных покупателей
- увеличения прибыли, т.к. при неизменном размере надбавок создаётся возможность больше средств направлять на накопление.
В состав издержек включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажа покупных товаров в предприятиях общепита.
Номенклатура статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общепита:
1. Транспортные расходы
2. Расходы на оплату труда
3. Отчисления на соц.нужды
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
5. Амортизация основных средств
6. Расходы на ремонт основных средств
7. Износ санитарной и спец.одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстро изнашиваемых предметов
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
10. Расходы на рекламу
11. Затраты по оплате процента за пользование займом
12. Потери товаров и технологические отходы
13. Расходы на тару
14. Прочие расходы
В курсовой работе я рассчитываю прямым счётом издержки обращения по 4 статьям, а остальные принимаю укрупнено в связи с отсутствием необходимой информации. Все издержки свожу в Табл. 5.8.2.
Табл. 5.8.2.
Издержки обращения на планируемый год
№ п\п | Наименование статьи затрат | Сумма в руб. |
Расходы на оплату труда | 844 805 | |
Отчисления на соц.нужды и во внебюджетные фонды | 315 957 | |
Расходы на рекламу | 1 520 110 | |
Амортизация основных средств | 262 710 | |
Прочие статьи | 6 889 130 | |
Общая сумма издержек | 9 832 712 | |
Уровень издержек обращения в % к обороту | 12,58 |
Амортизация основных средств - это денежное выражение износа.
Расчёт амортизации основных средств за год произвожу по нормам амортизации. Нормы амортизации устанавливают по каждой группе основных средств и учитывают их конструктивные особенности согласно постановлению правительства РФ №1 от 1.01.2002 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Табл. 5.8.3.
Основные средства предприятия
№ п\п | Наименование основных средств | Стоимость баланса | Норма амортизации | Сумма амортизации |
Здания | 4 200 000 | 2,5% | 105 000 | |
Торгово-технологическое оборудование | 1 050 000 | 12,5% | 131 250 | |
Прочие основные фонды | 420 000 | 6,3% | 26 460 | |
ИТОГО | 262 710 |
Стоимость основных фондов 5 670 000руб.
2.8.3. Распределение прибыли предприятия
Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров над производственными затратами.
Прибыль является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Она выполняет две основные функции:
1. Характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия и размер его денежных накоплений.
2. Является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия.
Часть прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей направляется на развитие предприятия (Фонд накопления – 70%), а часть на социальные программы (Фонд потребления – 30%) т.е. на оздоровление коллектива, на жилищное и культурно – бытовое строительство.
Заключение
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:
· в планируемом периоде (2004 г) имеет место рост объемов продаж на 46 9% при росте прибыли на 114%. Это объясняется тем, что при росте товарооборота, издержки, практически, те же;
· сущность ценовой политики предприятия заключается в вытеснении конкурента за счет проведения масштабной рекламной компании и привлечении клиентов с закрывающихся открытых рынков (типа «Динамо» и «Лужники»);
· линейно-функциональная организационная структура данного предприятия достаточно эффективна и не использовалась ранее в полной мере.
После написания этой работы у меня сложилось чёткое представление о работе предприятия. Я поняла, что бизнес-план важен, потому что он даёт точную информацию о работе предприятия, его финансовом состоянии. Я считаю, что эта работа была довольно-таки трудоёмка и требовала усидчивости и времени, чтобы разработать представленный выше материал.
Список использованной литературы
1. Юлдашева О.У. Бизнес-план в системе планирования предприятий. - М., 1999.
2. Козырёв В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1999
3. Маниловский Р.Г. Бизнес – план. Методические материалы. – М.: Финансы и статистика, 1994.
4. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. – Новосибирск: Экор, 1994
5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. 4-е издание. – М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2003