Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности
|
I. Повторение.
1. Лингвистическая задача
| – Прочитайте слова, правильно поставив ударение:
алычовый – грушевый.
– Как знание правила «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» помогло вам?
– Образуйте от этих существительных прилагательные. Проставьте ударение, выделите суффиксы.
Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач
| Выполняют задания.
Отвечают на вопросы
| Формулируют ответы на вопросы.
Владеют способами конструктивного взаимодействия
|
2. Работа с предложением
| Утро было солне чн ое безветре..ое но нежарк о е.
– Каким вы представили себе утро?
– Что помогло автору создать такую картину?
– Объясните подчеркнутые орфограммы.
– Подберите к прилагательному безветренное пару «предлог + существительное» по образцу: бесчувственный – без чувств.
– Выделите в этом слове все известные вам морфемы.
– В какой морфеме находятся пропущенные буквы?
– Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора н и нн в суффиксах прилагательных. После этого мы вставим пропущенные буквы
|
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Внимательно слушают
| Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Принимают и сохраняют учебные задачи.
Владеют способами конструктивного взаимодействия
|
II. Работа по теме урока.
Работа с теоретическим материалом
| – Прочитайте правило на с. 29 учебника.
– Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом, прежде чем применять правило? (Выяснить, не относится ли оно к исключениям.)
– Назовите все исключения.
– Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола.
– Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе.
– Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? (Определить, с помощью каких суффиксов образовано.)
По ходу рассуждения составляется алгоритм (ученики – в тетради, учитель – на доске). (См. Ресурсный материал.)
| Работают по учебнику.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают
| Владеют навыками работы с учебной статьей.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками
|
III. Закрепление материала.
1. Фронтальная работа
| – Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение.
1) Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
2) Мир тебе, полевая солома,
Мир тебе, деревянный дом!
3) Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас иной напев.
4) Поэты – все единой крови
| Выполняют задание
| Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Осуществляют контроль учебных действий.
Умеют слушать
|
2. Лингвистическая задача
| – Почему в слове старинный пишется -нн?
– Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило.
Туманодно включает н,
Но если вечер был туманный,
В основе н и суффикс н,
И получается два н,
Запомним этот случай странный.
Осел ударил в барабан,
И звук раздался барабанный,
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный
| Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают. Выполняют задание.
Осуществляют проверку записанных прилагательных, выполняют морфемный разбор
| Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют контроль учебных действий.
Умеют внимательно слушать
|
3. Выполнение упражнений 365, 366
| Предлагает выполнить упражнения
| Выполняют задания упражнений 365, 366
| Осуществляют контроль
|
4. Работа по вариантам
| – Самостоятельно выпишите прилагательные с суффик-
сом
| Упражнение 369.
I вариант: II вариант:
Осуществляют проверку
| Осуществляют контроль учебных действий
|
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
| – Что нужно делать, если вам встретится прилагательное, образованное от глагола? (Спросить у учителя, как его писать, или посмотреть в словаре.)
– Назовите все условия написания нн в прилагательных.
– Вставьте пропущенную букву в предложение, с которым мы работали в начале урока.
Домашнее задание:упражнение 370
| Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы
| Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют поиск средств решения учебно-практических задач
|