Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)
Федерального государственного бюджетного
Образовательного учреждения высшего образования
«уральский государственный университет
Физической культуры»
Екатеринбургский колледж физической культуры
ФГБОУ ВО «УралГУФК»
А.Н. Елизаров
Основы тренерского мастерства
И спортивной этики
Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
по специальностям
49.02.01 – физическая культура
Екатеринбург
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – является освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области тренерского мастерства и спортивной этики и реализации их в своей профессиональной деятельности, а так же рациональном использовании во время тренировочного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица1 – Темы и их краткое содержание
Тема | Краткое содержание |
Модуль 1 | |
Раздел 1 Общая характеристика тренерского мастерства | |
1.1 Тренерское мастерство – авторитет наставника | Тренер, составляющие профессии. Профессиональные знания тренера. Воспитательная роль тренера. Творчество тренера. |
1.2 Культура в работе тренера | О культуре наставника. Артистизм в работе тренера. Чувство собственного достоинства тренера. Самонаблюдение, самоанализ и самоуважение. |
Раздел 2 Основы тренерского мастерства | |
2.1 Основные понятия тренерского мастерства | Профессия «тренер» высшая нервная деятельность. Общение – сложный процесс в тренерской профессии. Интеллектуальная форма тренера. |
2.2 Творчество в работе тренера | Пунктуальность наставника. Беседа в деятельности тренера. Юмор в тренерской работе. Полоса невезения в работе тренера. |
2.3 Тренерское мастерство | Знаменитый спортсмен и тренерская деятельность. Как заставить спортсменов по настоящему тренироваться. Тренер и спортсмен. Тренер и допинг. |
Модуль 2 | |
Раздел 3 Методические особенности организации деятельности тренера | |
3.1 Особенности тренерского мастерства | Ложные тренерские авторитеты. Настоящий тренерский авторитет. Тренерское мастерство. Стиль работы тренера. |
3.2 Методическая работа тренера | Научная организация труда тренера. Научно методическая работа тренера. Тренерские ситуации. Взаимоотношения тренера с начальством. Поведение тренера во время испытательного срока. |
Раздел 4 Составляющие работы тренера и артистизм в профессии | |
4.1 Составляющие работы тренера | Профессиональные аспекты работы тренера, воспитательные аспекты работы тренера, организационно-хозяйственная деятельность тренера, тренерский интеллект и его самовоспитание. |
4.2 Артистизм в тренерской профессии | Тренерское действие – театр одного актера. Внимание тренера и актера как процесс и условие сосредоточенности на объекте действия. Непроизвольное внимание и подсознание. Внимание и свобода поведения перед аудиторией. Мышечная свобода. Природа переживаний наставника и актера. |
Модуль 3 | |
Раздел 5 Общая характеристика спортивной этики | |
5.1 Этика как философская наука | Этика — наука о морали и нравственности. Краткая история этики. Мораль современного общества |
5.2 Современный спорт как социальное явление | Функции современного спорта. Спорт в жизни современного общества. Современные тенденции развития спорта |
Раздел 6 Основы спортивной этики | |
6.1 Понятие о спортивной этике | Спортивная культура и олимпийская культура. Что такое спортивная этика. Этика профессионального спорта. Спортивное поведение. Движение «Фейр плей» — квинтэссенция спортивной этики |
6.2 Фанатское движение | Из истории зарождения фанатского движения. Футбольные фанатские группировки в России |
6.3 Воспитательный аспект спортивной этики | Понятие о нравственном воспитании. Спортивное воспитание. Народная культура и спортивное воспитание |
Таблица 2 – Темы практических занятий
№ раздела дисциплины | Наименование занятия | Трудоемкость (час) |
Профессиональный дневник тренера: Структура и содержание дневника. Умение вести записи в дневнике по различным разделам. Значение дневника для решения практических проблем тренера. | ||
Речь и голос тренера – составляющие его деятельности: Голосовой аппарат. Гибкость, выразительность голоса, его сила, диапазон, тембр. Типы дыхания, их характеристики, внешние признаки. Методика тренировки дыхания. | ||
Разговор: беседы, диалоги, команды: Особенности устной речи: ситуативность, обратная связь, стереотипы в высказываниях, эмоциональность. Логика речи тренера. Быстрота речи, интонации и их восприятие воспитанниками. Разная интонация при обращениях к спортсменам. | ||
Педагогический такт тренера: Умение наставника устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях с воспитанниками. Соотношение разных сторон педагогического такта в процессе общения: уважение достоинства спортсменов, разумная требовательность к ним, доверие и контроль. Решения педагогических задач оценочного, выборного и творческого характера; поведение тренера, когда у спортсменов не получаются отдельные технические элементы, тактика педагога в отношениях с, занимающими разное положение в группе. | ||
Внимание и наблюдательность тренера: Упражнения на развитие произвольного внимания, умение сосредоточиться. Распределение внимания тренера на тренировочном занятии. Умение понимать мимику, жесты, тон в разговоре. | ||
Культура общения тренера и спортсмена: Умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения: планировать высказывание, выбирать содержание общения, находить адекватные средства для передачи содержания, обеспечивать обратную связь. Формы общения тренера и спортсмена на досуге. | ||
Воображение тренера: Упражнения на развитие умений репродуктивного и творческого воображения тренера. Формирование умений воспроизводить заданную тренировочную задачу и создавать ситуацию «если бы». Анализ ошибок при разучивании комбинаций и фигур. | ||
Логика доказательств: Упражнения на умение формировать тезис, подбирать аргументы и приемы доказательства, опровергать доводы, находить ошибки в доказательстве. Разучивание различных комбинаций. | ||
Мастерство тренера на тренировочном занятии: Многоплановость тренировочных задач и разнообразие способов их реализации. Подготовка к тренировочному занятию: обеспечение эффективности занятия, его содержательности, использование данных науки и практики, умение предвидеть ситуации на тренировке, привести себя в рабочее состояние. Подготовка места занятия. Умение поддерживать интерес спортсменов. Проблемные ситуации. Умение рационально использовать время тренировки, анализировать результаты своего труда и деятельности спортсменов. Наблюдательность и умение держать в поле зрения всех занимающихся. Уровень знания своего вида спорта. | ||
Приемы тренерского воздействия: Решение психолого-педагогических задач: развитие мышления, умение анализировать тренировочный процесс, выбирать и обосновывать нужный прием тренерского воздействия. Применение поощрения и наказания на занятии. | ||
Использование наглядных пособий и технических средств в тренировке: Умение демонстрировать пособия. Показ тренером отдельных элементов или технических приемов, выбор места, снаряда и т. д. Сочетание рассказа и показа технического приема, составление конспекта тренировки с использованием наглядных пособий и тренажеров. | ||
Индивидуальная беседа тренера с воспитанником: Определение темы беседы с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, опираясь на его положительные качества. Умение использовать факты и примеры. Индивидуальная беседа со спортсменом по заданной теме. Убедительность беседы. | ||
Убеждение тренера в процессе работы: Убедительность речи наставника определение, тренировка в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и тренировочной задачи. Умение разъяснить спортсменам смысл требований тренера, применяя примеры отдельные крылатые фразы, ссылки на авторитеты. | ||
Общий анализ тренировочного занятия: Цель и задачи тренировки, структура тренировочного занятия. Отбор упражнений, выносимых на тренировочное занятия. Методы обучения. Поведение и взаимоотношения тренера со спортсменами. Результаты занятия. Соответствие поставленных тренером целей и задач занятия общим целям и задачам развития спортсменов. | ||
Анализ первых тренерских успехов: Выступление студентов с анализом тренерской практики, причин неудач и успехов в тренерском опыте. Различные формы сообщений на узкие темы об отдельных сторонах первых достижений собственного тренерского опыта. | ||
Итого |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВопросОВ по дисциплине
1. Воспитательные аспекты работы тренера?
2. Организационно-хозяйственная деятельность тренера?
3. Как тренеру определить силу своих нервных процессов?
4. Как определить подвижность своих нервных процессов?
5. Как узнать основные, преобладающие качества своего темперамента?
6. Значимость нервных процессов в профессиональной деятельности тренера.
7. Что такое тренерское мастерство?
8. Что такое авторитет?
9. Ложные тренерские авторитеты.
10. Завоевание настоящего тренерского авторитета.
11. Стиль работы тренера.
12. Что такое культура и культурный человек?
13. Что такое тренерская культура?
14. Образование и воспитание.
15. Как овладеть культурой общения?
16. Что такое творчество?
17. Можно ли научиться творчеству?
18. Тренерский идеал и творческая индивидуальность наставника.
19. Личная творческая концепция тренера.
20. Модели тренерского творчества.
21. Современный спорт как социальное явление
22. Функции современного спорта?
23. Спорт в жизни современного общества
24. Современные тенденции развития спорта
25. Понятие о спортивной этике
26. Спортивная культура и олимпийская культура
27. Что такое спортивная этика?
28. Этика профессионального спорта
29. Спортивное поведение
30. Фанатское движение
31. Воспитательный аспект спортивной этики
32. Понятие о нравственном воспитании
33. Спортивное воспитание?
34. Народная культура и спортивное воспитание