Лекция 1. Определение консультативного контакта. Терапевтический климат




Тема 2. Особенности консультативных отношений.

Лекция 1. Определение консультативного контакта. Терапевтический климат

Лекция 2. Физические компоненты терапевтического климата.

Лекция 3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата

Тема 3. Результативность психологического консультирования. Показатели эффективности консультативного процесса.

 

Лекция 1. Определение консультативного контакта. Терапевтический климат

Консультативный контакт определяется как уникальное динамическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учится использовать свои внутренние ресурсы для позитивного развития личности и актуализации потенциала осознанной жизни. В процессе консультативного контакта между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т.п. Задача консультанта – постоянное поддержание терапевтического контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования.

Особенности консультативного контакта:

l эмоциональность, т.е. В первую очередь наблюдается активность эмоциональной, а не когнитивной сферы человека;

l интенсивность,т.е. взаимный обмен переживаниями, чувствами, эмоциями и т.п между консультантом и клиентом;

l динамичность, т.е. подвижность и постоянные изменения в консультационном поле.

 

Терапевтический климат определяется как важный фактор поддержания консультативного контакта между клиентом и консультантом и его основой является создание особого рода обстановки в пространстве психологического консультирования.

Терапевтический климат имеет следующие компоненты:

  1. Физические, к которым относятся:

- внешняя обстановка консультирования;

- структурирование консультативного пространства;

- структурирование времени консультирования;

  1. Эмоциональные, включающие в себя:

- создание атмосферы доверия (раппорт);

- искренность;

- эмпатию;

- безусловное уважение клиента.

 

Физические компоненты терапевтического климата обеспечивают физическую и организационную стороны консультативного процесса и помогают достичь относительно чёткой его структурированности.

1. Требования к внешней обстановке консультирования:

l звуконепроницаемые стены кабинета, что создаёт ощущение спокойствия;

l спокойные тона и уютная обстановка кабинета;

l мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;

l наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с несколькими участниками консультирования (родители, супруг и т.д.);

l неперегруженность интерьера деталями

l отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;

l доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора)

 

2. Требования к структурированию консультативного пространства:

l знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;

l необходимо предоставить возможность клиенту определить самому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит от того, какое место занял клиент и от его потребностей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;

l дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно сохраняться л ичное пространство каждого из участников;

l физическое прикосновение имеет характер очень близкого, интимного контакта и возможно только в том случае, если у клиента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт – ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования

 

3. Требования к структурированию времени консультирования:

l правильный выбор длительности беседы во многом определяет эффективность консультативного контакта;

l обязательное наличие часов в кабинете;

l структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;

l своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта должна осуществляться в подходящее для этого время;

l типичное время одной консультации – 50-60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребёнком;

l консультант устанавливает продолжительность каждой встречи;

l консультант следит за временем и сообщает клиенту об этом.

 

Эмоциональные компоненты терапевтического климата являются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании.

Важнейшие компоненты терапевтического климата:

l доверие;

l искренность;

l эмпатия;

l безусловное уважение клиента.

Доверие – важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в процессе консультирования:

- искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;

- полное внимание к клиенту во время консультирования;

- предоставление клиенту возможности «выговориться» без оценивания, осуждения, поучения советов;

- отсутствие излишнего любопытства со стороны консультанта;

- соблюдение профессиональной тайны;

- естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.

 

Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиента, делающая возможным понимание ими друг друга. Характерные особенности эмпатии:

- это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они – и консультант, и клиент- претерпевают внутренние изменения;

- чуткая реакция консультанта на переживание клиента и восприятие этих переживаний как своих собственных;

- безоценочность консультанта;

- точная идентификация консультантом чувств клиента;

- эмпатия предполагает умение анализировать чувства и состояния клиента.

 

Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента ка личности со всеми её особенностями и ценностями:

- терпимость ко всему в том числе негативным проявлениям клиента;

- отказ консультанта от установок личного характера;

- самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: