Особенности обучения детей с нарушениями слуха.
Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
Задачи школы глухих:
1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.
2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что является необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.
3. Воспитание социально значимых качеств личности, обучение организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Особенности процесса обучения глухих детей:
1. На начальном этапе обучения глухих детей в школе существенное значение имеет характер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне общего и речевого развития глухих детей, что непосредственно осложняет процесс обучения в школе.
2. Наличие и взаимодействие двух систем общения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построенной на движениях пальцев руки в воздухе.
3. Использование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использование в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на последующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.
|
4. Осуществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слуховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприятии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников проводится специальная работа с целью слуховой тренировки в восприятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).
5. Процесс вооружения учащихся системой знаний основ наук и процесс формирования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словесной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обучения.
|
6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения. Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения:
- обогащению словарного запаса школьников,
- уточнению значений известных слов,
- преодолению аграмматизмов и недостатков произношения,
- созданию условий для речевого общения, расширению речевой практики,
- развитию слухового восприятия и речевого слуха детей,
- развитию познавательной деятельности школьников,
- совершенствованию мыслительных операций,
- формированию интеллектуальных, организационных и учебных умений.
Методы обучения глухих школьников.
Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уcловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.
К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории учащихся. Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмотренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвоения его глухими школьниками обусловливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организационных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфических разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).
|
В отборе, сочетании и применении методов обучения имеются особенности:
- В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.
- Речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место.
- Доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично-поисковым.
- При отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.
Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:
- хорошее освещение лица говорящего;
- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;
- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;
- опора на дополнительные средства (письменные записи, дактилологию).
Метод рассказа по учебному материалу предполагает доступность его содержания с точки зрения понимания детьми значения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприятия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию текста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зрительного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование иллюстративного материала, привлечение ярких и интересных примеров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глухих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъявления.