Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Повторение. Цифровой диктант | – Найдите в предложениях прилагательные с орфограммой, изученной на последних уроках. Напротив номера предложения поставьте -н или -нн. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задания | Осуществляют контроль учебных действий | ||
II. Постановка учебной задачи | Называет слова: Французский, шведский, немецкий. – Рассмотрите написание этих слов (открывает доску). – Что происходит с согласным с в суффиксах прилагательных французский и шведский при произношении? – Какая ошибкоопасность поджидает нас в этих словах? – Посмотрите на тему урока и определите его цель | Записывают их в транскрипции. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия | ||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | – Опираясь на алгоритм, расскажите о правиле написания суффиксов | Выполняют задание | Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников | ||
2. Игра «Составь пару» | Диктует прилагательные краткой формы: Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок | Записывают полную форму прилагательных | Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия | ||
3. Игра «Не спутай кармашки» | На столе лежат карточки со словами: Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос | Образовывают от существительных прилагатель-
ные с суффиксами или Затем кладут эту карточку в соответствующий кармашек.
| |||
4. Нахождение определений | – Подберите определения к предмету.
| Находят определение, соответствующее существительному первого столбика, вставляют пропущенные буквы | Осуществляют планирование, контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия | ||
5. Самостоятельная работа (упражнение 377) | Предлагает выполнить самостоятельную работу | Выполняют задания упражнения 377 | Осуществляют контроль учебных действий | ||
IV. Итог урока. Рефлексия учеб- ной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:упражнение 378 (подготовиться к диктанту) | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют поиск средств решения практических задач |
Ресурсный материал
Цифровой диктант
1) И котелки разные на кухне были, чугунные.
2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
3) «Лысы» – это лошадиные силы.
4) А стола обеденного нет как не было.
5) Теленок был шерстяной и мокренький.
6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.
8) Матроскин – кот по хозяйственной части.
9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.
10) У нас трактор особенный. Продуктовый.
Урок 121. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (с. 35–38)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с дефисным и слитным написанием сложных прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:стихотворение С. Черного «Чуткая душа»; листы с нераскрашенным рисунком домика (по количеству учащихся) |