Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||
I. Диктант (упражнение 378) | Диктует текст упражнения | Пишут под диктовку | Осуществляют контроль учебных действий | |||
II. Постановка учебной задачи. Работа с текстом | – Послушайте описание кота (текст на доске) в стихо- творении С. Черного «Чуткая душа». Каким вы его себе представляете? Сизо-дымчатый кот, Равнодушно-ленивый скот, Толстая муфта с глазами русалки, Чинно и валко Обошел всех, знакомых ему до ногтей, Обычных гостей... – Какие средства использовал поэт, чтобы как можно точнее описать кота? – Какие прилагательные описывают внешность кота? – Какие прилагательные описывают его характер? Учитель подчеркивает названные прилагательные. – Скажите, если бы поэт при описании цвета использовал простые прилагательные сизый или дымчатый, как бы это повлияло на ваше восприятие кота? – Для чего поэт соединяет два признака в один? – Проанализируйте по такому же принципу прилагательное равнодушно-ленивый. – Сегодня на уроке мы будем изучать сложные прилагательные, их дефисное и слитное написание | Внимательно слушают. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Выполняют задание. Внимательно слушают | Умеют слушать. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Осуществляют логические операции. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятель- ности | |||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | – Выпишите в столбики из стихотворения прилагательные сизо-дымчатый и равнодушно-ленивый. – По какому критерию характеризует кота прилагательное сизо-дымчатый? (По цвету.) – Если сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного: «оттенок цвета». – Можно ли сказать, что кот был равнодушным и ленивым? – Если прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного: «можно вставить союз и ». – На с. 35 учебника прочитайте об условиях дефисного написания прилагательных. – Когда сложные прилагательные пишутся слитно? – Объясните слитное написание первой части сложного прилагательного равнодушно-ленивый | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Работают с учебником | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют навыками работы с учебной статьей. Владеют способами конструктивного взаимодействия | |||
2. Выполнение упражнения 379 | Предлагает выполнить упражнение | 1-й вариант: выписывают прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчиненных одно другому. 2-й вариант: выписывают прилагательные, которые образованы из двух независимых друг от друга слов | Осуществляют контроль и оценку учебных действий | |||
3. Выполнение упражнения 380 | Предлагает выполнить упражнение | По цепочке выходят к доске, записывают слово, объясняют его правописание. Остальные работают в тетрадях | Осуществляют контроль и оценку | |||
4. Лингвистическая задача | – Рассмотрите слова в рамке:
– Объясните выбор согласных в приставках | Выполняют задание. Объясняют выбор букв | Владеют способами конструктивного взаимодействия | |||
5. Творческая работа | Каждый учащийся получает лист с нераскрашенным рисунком (учитель для этой цели может использовать детские раскраски) | Задача – «придать цвет». Но сделать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные.
Вариант:
![]() | Умеют слушать. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Извлекают необходимую информацию из различных источников | |||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание:упражнение 381; подготовить ответы на контрольные вопросы и задания (с. 39) | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют поиск способов решения учебных задач |
Урок 122. Повторение (с. 39–41)
Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
|
Результаты изучения темы:
Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: рефлексия.
Образовательные ресурсы: тест; задания для практической работы.
Сценарий урока
Вариант I