Десятки, сотни раз наблюдая закат и воевод, слутйая пеЦие птиц и звериный рык, наблюдая грациозность животных, человек, вся психика которого была уже подготовлена к этому, однажды УДИВИЛСЯ и, удивившись, захотел запечатлеть увиденное, «остановить» его в своем восприятии, сознании, чувстве... Искусство начинается с удивления. В удивлении — сплав эмоций, чувств, оценок, потребности пережить снова и снова то, что вызвало удивление и восхищение, заставив остановиться, замереть от восторга...
8В этой связи весьма интересна глава «Танец Атыка» в книге.С. Наровчатова «Необычайное литературоведение», познакомьтесь с ней.
Природа искусства и художественной потребности — В КАТАРСИСЕ, СТРЕМЛЕНИИ К НЕМУ. В катарсисе «собирается» весь человек, все переплавляется в нем, весь духовный мир человека, все его сгрЦностНые силы. Искусство — как специфический вид познания и знания — стало необходимо человеку. Он еще не обладал им — чувственным, духовным познанием, но вот он его «нашел». Особенностью его является эмоциональная первичность, симпатическое понимание, которое вызывается как художественным произведением (и актах восприятия, эмоционального переживания, духовно-художественной рефлексии), так и в художественной деятельности (в актах творчества и сотворчества). Как замечал Г. Шпет, искусство соединяет вещь и суждение о ней. Эмоциональная первичность, переживания, связанного с искусством — это действительно новый вид познания, обогативший человеческую природу, выводя сознание за пределы природного; естественного в область духовного, став предпосылкой гоминизации первобытного человека, а затем и формирования ноосферы. Ведь особенность этого вида Познания — всматривание в суть вещи, понимание ее субъективности, которая предполагает и объективное познание через Творческое сопереживания, сочувствие, опирающееся на внешние экспрессивные формы произведения и их смысл (рефлексируя над формами), и эта внутренняя форма, по мнению F. Шпета, в результате рефлексии становится мировоззрением.
Собственная внутренняя работа чувств, мыслей и образов с противоположным содержанием, — вот что такое искусство, вот что такое художественнее сознание, вот что приобрел человек в своей истории» приобретение, которое можно считать фундаментальным, решающим и переломным во всей истории человека, ибо ЧЕЛОВЕК НАШЕЛ ПУТЬ К СЕБЕ, А ЗАТЕМ И САМОГО СЕБЯ. Стремление к КАТАРСИСУ, как к «умной эмоции» (Л. Выготский) следует с человеком дальше в его истории, изменяя индивидуальную природу человека, становясь достоянием его личного опыта, начиная осознаваться как «свое», внутреннее, субъективное, зарождая в человеке человеческое сознание и самосознание через функции ставшего оформляться искусства. Как пишет СЛ. Рубинштейн, эстетическая потребность, как стремление человека к гармонии, «взращена всей историей человечества и является ее достоянием». Ее зарождение связано не только с развитием и совершенствованием органов чувств человека, воображения, мышления, элементарных эстетических и художественных переживаний, восприятия, всего художественного опыта человека, но и с развитием многих специфических человеческих потребностей — познавательной, игровой, потребности в общении ««самоутверждении... И соответствующих способностей, ибо потребности без способности не существуют, так как потребность «ведет» человека к деятельности, вызывая к жизни задаток, но этого мало для того, чтобы он актуализировался (удовлетворив потребность), необходимо уметь что-то делать для удовлетворения конкретной потребности, т.е. обладать теми или иными способами деятельности, отвечающими данной потребности...
Синкретическая деятельность первобытного человека породила и синкретическое (целостное) мышление, определив зарождение именно такой же целостной эстетической потребности, чем объясняется ее универсальность Гона включает и познавательные, и нравственно-оценочные, и гедонистические, и коммуникативные, и духовные аспекты, что мы находим и в художественной потребности, как особой специфической целостности. Как справедливо замечает И.А. Джидарьян, «эстетическая потребность как бы наследует и сохраняет в себе синкретическую природу своего филогенетического источника»9. Зародившееся художественное видение мира* подтолкнувшее Hajnero предика к художественному творчеству, еще не было, видимо, в строгом смысле слова, искусством, но уже предопределило его возникновение, становление, развитие. При этом искусство стало выполнять двойные функций: с одной стороны, отражая окружающую нас жизнь (в своей второй природе), оно выступает как явление духовной культуры; с другой стороны, без него невозможно развивать такие человеческие способности, как воображение, фанта-, зию, творчество, вкусы, ценности, необходимые человеку и в жизни, ив его материальной деятельности.
Художественная культура — это многоплановое явление: выявлены генетические, функциональные, аксиологические, социологические, гносеологические, гуманитарные, регулятивные аспекты культуры.
Главное— относясь к духовной жизни* культура предопределяет развитие человека и общества.
Культура есть способ бытия человека в мире: вне культуры нет й бытия, а уровень и качество культуры определяет уровень и качество жизни.
9Джидарьян_И.А. Эстетическая потребность. — M., 1976. С. 64
Генезис художественной потребности выявляется в онтологическом аспекте исследования, как ответе на вопрос: на чем основана первоначальная детская художественность? Психология развития, детская: психология, психология творчества единодушно отмечает раннее проявление эстетической восприимчивости детей. Еще П.П, Блонский отмечал, что ребенок тянется к яркой игрушке, блестящему, радуется положительных эмоциях, а двухлетний ребенок уже проявляет определенное отношение к рисунку, картине, воспринимая нарисованное, с удовольствием слушает сказки, читаемые ему родителями. Более того, дети очень рано начинают пробовать себя в собственно художественном творчестве, едва научившись держать карандаш и овладев первыми словами. Л.С. Выготский считает, что начало творческой деятельности может быть отнесено к трехлетнему возрасту, проявляясь ранее других способностей и потребностей (к научному, техническому и др. творчеству). Иначе говоря, именно художественно-эстетическая потребность* творчество (как активная преобразовательная деятельность по изменению прежде всего себя, поиску ответов на вопросы, удовлетворению развитием), дает ребенку возможность выразить себя с помощью того, чем он уже владеет, совершенствуя все свои способности. Раньше всего ребенок проявляет склонность к рисованию, лепке, песенному творчеству, танцам, поэзии. И развиваются эти потребности и способности в естественной для малыша форме — игровой: «уже в самом раннем детстве, — пишет Л.С. Выготский, — мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей»10. Причем заметим, игра ребенка носит синкретический характер, обнаруживая сходство филогенеза и онтогенеза. Через творчество в игре ребенок общается с неизвестным ему миром, усваивая его, изменяя его в своих индивидуальных конструкциях (творя его), тем самым, изменяя (творя) и себя.
шВыготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1991.
В настоящее время можно найти до сотни определений эстетической потребности, й это вполне объяснимо. Отчасти; это объясняется сложностью феноменов эстетической и художественной потребности. С другой стороны, представление о человеке как о биосоциальной системе, как справедливо замечает М.Т. Громкова, разносторонне разработанной в педагогической науке как связь позиций «индивид-личность», сейчас уже не удовлетворяет педагогическое сообщество, так как из этого представления «выпала» духовная составляющая человека, поэтому «биосоциальное» представление о человеке должно быть дополнено духовной компонентой, вне которой невозможно ни объяснить, ни даже приблизительно описать человека. При этом, исходя из русской философии XIX века, философии русского космизма (Н. Бердяев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, Д.А. Андреев, Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьёв, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский) духовность можно определить как «способ творить добро и красоту», и выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь) и духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), основывающиеся на общечеловеческих ценностях и категорическом нравственном императиве (Другой — это Ты, Не делай Другому того, что не пожелал бы самому себе, Совершенствуйся).
Проблема эстетической потребности тесно смыкается с проблемой художественной потребности. Художественное переходит в эстетическое и только через развитую художественную потребность можно решать и другие проблемы — формирование эстетического вкуса, оценок, суждений и т.п.
цСм., напр.: Еремеев А.Ф. Природа общественной художественной потребности / Теоретические, проблемы марксистско-ленинской эстетики, -г М.: 1975; Бремеев А.Ф. Художественная потребность и ее структура // Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ч.. П-Ш. — Свердловск: 1971; Еремеев А.Ф. Утро искусства. — М.: 1970.
Попытка обоснования необходимости выделения наряду с эстетической потребностью художественной потребности, которая «удовлетворяется через функции искусства», была предпринята впервые А.Ф. Еремеевым.11 Выделение обосновывается тем, что только художественная потребность имеет отношение к искусству, также, как только искусство «универсально и полно... в различных ипостасях утверждает человека как живущее, действующее, творящее, духовно богатое, эстетически совершенное существо» и поэтому искусство «не просто один из видов «очеловечивания» природы, а именно провозглашение человека». Подавляющее большинство исследователей сегодня едины в том, что именно художественная, потребность составляет, направленность художественного восприятия, эстетического чувства и переживания, формируя эстетическое отношение к миру, его эстетическую оценку. И только через развитую художественную потребность можно решать проблемы формирования эстетических вкусов, идеалов и т.д. (А.Й. Буров, И.А. Джидарьян, Е.С. Акопджанян, О.И. Органова, А.Н. Семашко и др.). В реальном педагогическом процессе мы не сможем «оторвать», одну потребность от другой. Они формируются вместе, одновременно, да и природа искусства все-таки эстетическая. Поэтому мы будем придерживаться точки зрения, согласно которой художественное и эстетическое — явления однопорядковые, о чем выше уже шел разговор. И в этом смысле художественная потребность как способ саморазвития, вершина, всех мыслимых потребностей, так как самореализация «есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя».
Не случайно, поэтому, С.Л. Рубинштейн называл эстетическую потребность самой человечнейшей потребностью из всех человеческих потребностей.
Итак:
1. Человек в своем развитии обнаруживает внутреннюю необходимость во всей полноте человеческой жизни. В какой же потребности находит свое выражение наиболее полно эта необходимость?
СЛ. Рубинштейн высказал свою точку зрения: это эстетическая потребность, присущая человеку как родовому существу. Й.А, Джидарьян говорит о том, что в эстетической потребности находят свое специфическое преломление многие из тах побуждений, через которые человек проявляет себя и как общающийся, и как творческий, и как чувствующий, и как мыслящий, и как любящий, и как познающий субъект, то есть, как целостная личность Й в этом смысле универсальность, синтетичность выступают качественным образованием художественной и эстетической потребности.
2. Эта универсальная природа эстетической и художественной потребности находит свое объяснение прежде всего в специфике самого объекта эстетических и художественных отношений и предмете эстетического и художественного потребления. Эта специфика состоит в том, что явления и предметы окружающего мира, как имеющие объективную эстетическую значимость, выступают не со стороны каких-то отдельных признаков или качества во всей целостности, индивидуальной неповторимости, во всем богатстве и разнообразии своих общих и частных, внутренних и внешних, формальных и существенных (содержательных) характеристик. Особенно отчетливо эта особенность эстетического Объекта обнаруживает себя в произведениях искусства.
В художественном образе искусства могут находить (и находят) свое выражение все стороны и проявления человеческой жизни, все, что имеет к ней то или иное отношение, или может быть с нею как-то связано. Отсюда искусство — важнейшая форма удовлетворения специфическими средствами художественной образности потребности человеческой личности в общении, потребности переживать эмоционально мир искусства и его художественные образы.
Художественная потребность, как и искусство, включает в себя потенциально ВСЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. И вряд ли мы найдем другую такую потребность с такими свойствами. Поэтому синтетичность, целостность выступают как качественные образования и характеристики художественной потребности, как ее специфические черты.
Другую специфическую черту художественной потребности.мы видим в общении как базе художественной потребности. Ведь именно с необходимостью удовлетворить потребность первобытного человека в общении (передать другим те чувства, которые возникли у него, то, что ОН увидел) связано происхождение искусства. Потребность в общении жизненно необходимая потребность. А искусству подвластен весь огромней мир, окружающий человека и мир самого человека. Этот источник возникновения искусства — ОБЩЕНИЕ, потребность в общении — обнаруживается во всех видах искусства. Любое произведение искусства создавалось и создается, как минимум, для диалога: автор — воспринимающий. И если нет акта восприятия — нет и самого искусства.
6. Почему все-таки личность тянется к искусству (на любом уровне: на уровне потребления или на уровне созидания)? Ответ на этот вопрос мы видим в КАТАРСИСЕ, в основе которого лежат механизмы саморефлексии, идентификации и эмпатии. Ведь именно катарсис, «вовлекая в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важным потрясения личной души» (Л;С, Выготский), воздействует целостно на весь внутренний мир целостной личности. Именно в катарсисе сходятся все функции искусства и весь «внутренний мир целостной личности.
Продолжая попытку феноменологического рассмотрения категории «художественная потребность», необходимо выяснить сущностные характеристики художественной потребности, ее природу, что Поможет объяснить значимость развитая художественных потребностей личности и вскрыть механизмы воздействия искусства на личность, природа которого до конца не выяснена: мы не знаем, как и на основе чего происходит воздействие искусства на личность. Связь художественной потребности и искусства очевидна, следовательно, определив природу художественной потребности, мы подойдем к проблеме определения механизмов воздействия искусства на личность.
Как отмечается в литературе, потребность — это диалектическое единство субъективного и объективного; обнаруживается эта связь в структурных элементах.
Структурные элементы потребности
Субъект в нашем случае —г это воспринимающий художественное произведение (читатель, зритель, слушатель), а объект — это произведение искусства.
12^олее подробно о связи художественной потребности и катарсиса см.: Волынкин В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания. Гл. Ill 2, 4.; Художественная потребность и катарсис. — Астрахань, изд-во АГУ, 2000. С. 70-87.
v Мы уже говорили, что именно художественная потребность порождает и составляет направленность художественного восприятия, эстетического чувства и переживания, потребность формируется через переживание (эмоциональный компонент потребности), преобразуемое действием.
И в этом смысле универсальной формулой любого педагогического процесса является П-П-Д: педагогика всегда и повсеместно предполагает формирование устойчивых потребностей, как единственного и универсального стимула человеческой жизнедеятельности, актуализируемых как переживания индивида, непосредственно влияющих на все действия. Именно акт удовлетворения потребности вовлекает человека в активную деятельность по овладению предметом потребности, задействуя при этом всего целостного человека (его эмоции, интеллект, волю, духовность); удовлетворенная же потребность влечет за собой другое действие, в том числе и действие над собой к изменению внутреннего мира, своих отношений к миру и к Другому.
Художественная потребность — высшая духовная потребность, она проявляется в сознании личности в качестве переживаний, и это существеннейший момент потребности: человек способен чувствовать окружающий мир в, его многообразных переживаниях. Хотя это еще не отвечает на вопрос: почему же человек тянется к искусству, хотя ясно, что специфика искусства и художественной потребности — гармонизация человека, развитие всех его сущностных сил, социализация личности через воспитательный потенциал искусства. Следовательно, надо искать доминанту эмоциональных переживаний человека, которые приводят к обозначенному результату. Мы определяем эту доминанту через категорию катарсис. Суть катарсической реакции человека (вот почему человека так тянет к искусству) не просто в разрядке нервной энергии, не в «погашений» и «уничтожении» аффектов (хотя и это тоже), а — и это главное! — в их преобразовании, гармонизации внутреннего мира, одухотворении, нахождении новых смыслов и ориентиров.
Таким Образом катарсис — это ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА и те силы, которые участвуют в этом преображении, включаются в новую систему ценностей, обеспечивают ее, образуют новое содержание — в этом суть катарсичеекого преображения личности. При этом сущностью преображения является не самобичевание, самоосуждение и т.п., а встреча с идеалом, гармонией. Только тогда, когда человек увидел лицо другого, он начинает пересматривать (переосмысливать) свою эгоцентрическую скорлупу и выходить из нее, приобретая духовного сподвижника. Подлинное восприятие произведения искусства — это опыт познания и сознания, но нее внешних явлений, как таковых, а их смысла, сущности. Это проблема не интеллектуальная, а нравственная, духовная и к ее решению человек приходит не умозрительно, а посредством жизненного действия (содействия герою) и переживания (сопереживания герою). Именно здесь и происходит одухотворение чувств, переход в более высокую систему ценностей — и в этом видится педагогический смысл и суть катарсиса, являющегося природой художественной потребности. В этом смысле реализация художественной потребности, момент катарсиса, это, по существу, высшее духовное состояние гармонизации, возникающей на основе доминирования в душе и сознании личности высших, светлых, человеческих идеалов, это переход от Я к МЫи от Я к ОН. В этом переносе на другого — суть катарсиса: выход за пределы своего «Я*, любовь ко всему сущему как единственный способ преображейия человека, ибо природа Духовного есть Любовь (о чем говорил Гегель в своей «Феноменологии духа»). Когда Сократ утверждал, что человек может действовать, руководствуясь разумением, убеждением, он признавал, что субъект имеет решающее значение, Все — в нем и из него, все объясняется им самим.
Искусство оказывает целостное воздействие на целостный мир личности, результатом чего и является художественное очищение, поэтому личность и испытывает потребность в общении с искусством, стремление заново «пережить» новую ситуацию, сопоставить свой внутренний мир с внутренним миром героев художественного произведения (любого вида).
«Дух только в том и состоит, ЧТОБЫВ ПРОТИВОПОЛОЖНОМ БЕСКОНЕЧНО ПОСТИГАТЬ СЕБЯ, — пишет Гегель. Развитие духовности доказывается самой духовностью - стремлением человека, всего его существа к возвышенному, стремлением к прекрасному, а нам остается только наблюдать этот процесс». Наблюдать и, добавим мы, давать ему пищу... Ведь культура, взгляд на мир это способность предвидения. Но нужно воспринимать не как предсказание, а как сопряжение, сопряжение со всем, в том числе с миром, космосом, самим собой, сопряжение как продолжение экзистенции, но не через революцию (довольно мы их насмотрелись), а через эволюцию. Жизнь может быть осознана только в конкретной ответственности. Философия жизни может быть только нравственной философией. Можно осознать жизнь только как событие, а не как бытие данность.
Отпавшая от ответственности жизнь не может иметь философии: она принципиально случайна и неукоренима. Об этом говорил еще М. Бахтин
В современной литературе индивидуальное сознание определяется тремя основными континуумами:
Структура индивидуального сознания
ценностно-смысловой (субъект - объект)
рационально-познавательный
иррационально-познавательный
Они не рядоположены, это система. Структурирующим всю систему индивидуального сознания является смысловой континуум — личностный. Все — в личности, все находится в ней, все выводится из нее: объяснить человека можно только ни самим».
Итак, мы определяем художественную потребность в ее связи с катарсисом как ее природой, как стремление к нему, так как именно здесь человек проявляет себя в полной мере как существо мыслящее, чувствующее, действующее, познающее, творящее, т.е, КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Действенность всякого эстетического и художественного переживания Соответствует катарсису. Наши исследования восприятия искусства детьми показывают, что художественная потребность как активное отношение к художественным ценностям может быть объяснено именно как катарсис, являющийся сутью и механизмом анализируемой потребности.
Художественно-эстетическая потребность в аспекте нашего рассмотрения (природа) моясет быть описана в категориях «бессознательное —- рациональное». С этой точки зрения можно выделить три уровня художественной потребности:
Уровни художественно-эстетической потребности
пралогический (архетип)
бессознательный
■ I...
рациональный (сознательный, вербализованный)
Существуют осознанные и неосознанные мыслительные процессы. Тотальность бессознательных (сущностных) процессов как основа человеческой родовой сущности. Процессы бессознательного характера играют важную роль в творческой активности, в любых формах мыслительных операций (поведение человека также во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерефлексируемыми процессами (Г.А. Берулава). Термин «бессознательное» фиксирует необходимый способ мышления, способность человека к сотворению — воспри-ятию мысли как таковой. Это сотворение происходит вначале в форме образов, аналогий, символов, (Пиаже). Потом происходит ее. осознание ш вербализация. Интуиция — результат неосознанного мышления* которое опирается на неосознанное отражение действительности на основе громадной неосознанной памяти и позволяет непосредственным образом вникнуть в суть вещей и явлений. Ни органы чувств, ни логическое мышление не могут опосредовать этот путь. При этом Неосознанное мышление знает», видимо, все, что есть в осознанном мышлении. В то же время обратная связь носит фрагментарный характер, неполный. Бессознательное, в литературе, обладает механизмом извлечения любой необходимой информации из области осознанного мышления и, как показал психоанализ, наоборот. Осознанной может быть только вербализованная мысль как только мысль «названа», она перестает быть «чистой» мыслью и становится составным элементом развернутой речи — происходит переход «чистой* мысли в форму слова, а так -же музыки, живописи, скульптуры ж т.д. Воздействие искусства происходит в момент первичного восприятия на бессознательном уровне, — как инсайт, как озарение, как «воспоминание»., как «вспышка», когда подсознание «выдает» запомнившиеся образы, испытанные чувства и интуитивно «ведет» человека к катарсису, как возможности еще и еще раз испытать «отложенное» в памяти и уже «вплетенное» в личностный контекст, ориентированный на определенное мироощущение, мировосприятие, ценности, идеалы, чувства и т.д. Этим, в частности, объясняет-: и различи» воздействия искусства на личность, когда но и то же художественное произведение одного может тронуть, а другого оставить равнодушным. Центр казак.???403 тарсической реакции — идентификация и гармонизация, ведущие личность к более полному осмыслению себя и своей жизни, то есть к самоактуализации. При этом этапы развития художественной потребности, как катарсической реакции на новое, можно схематично обозначить как цепочку: встреча (первичное восприятие) — оценка — ассоциация —осмысление впечатления (вербализация, возникновение «умного чувства», то есть мысли) — (катарсис) — поиск подобного. Схематично это можно выразить следующим образом.
Главный результат катарсиса -г- «умная эмоция» (как эмоция, «превратившаяся» в мысль), ведущая к творческому мышлению и творческой деятельности. Творческое мышление как гармоничное и нелинейное мышление — удивительнейшая способности человека. Это мышление нелинейное, это сложное движение мысли и чувства, которое познать чрезвычайно трудно, так как у конкретного человека при столкновении с конкретным художественным произведением (художественным образом) возникает конкретный индивидуально-личностный поток ассоциаций, непосредственно связанный как с духовным миром человека (идеалы, ценности, моральные установки, направленность), так и с особенностями личности..
Наши наблюдения показывают, что высокие чувства личность в своей обыденной жизни испытывает не всегда. Одна из причин — неразвитость чувств, ибо они на протяжении жизни должны «увеличиваться», расти, совершенствоваться, стремясь при этом к положительному полюсу, то есть, вырабатывать способность:
разбираться в себе самом (оценивать свои чувства);
уметь рефлексировать;
«знать» все чувства (от страдания и страха до вдохновения);
уметь оценивать свои и чужие поступки (моральный аспект);
уметь переживать сложные состояния;
понимать свою дуальность, что окружающий социум может предоставить не всегда, тем более, наш сегодняшний жесткий и репрессивный социум, отсутствие воспитания в современной массовой общеобразовательной школе, недооценка художественно-эстетического воспитания в школе.
... -.'/-"'■
Этапы развития художественной потребности как катарсиса
эмоционально-оценочный
О. О
«взрыв» n | воздействия не произошло |
аналнтнко-рефлекснвный (архетипы) | |
Ассоциативный
типизация
идеализация
символизация
Аксиологический, смыслообразующий
Актуализация впечатлений, их осмысление через типизацию, идеализацию, символизацию и возникновение новых связей, ценностей, отношений, впечатлений
• понимать свою дуальность, что окружающий социум может предоставить не всегда, тем более, наш сегодняшний жесткий и репрессивный социум, отсутствие воспитания в современной массовой общеобразовательной школе, недооценка художественно-эстетического воспитания в школе. Что может дать свободу развитию чувств? Что может быть содержанием воспитания мира эмоций и чувств человека? Ответ здесь может быть только один — искусство:
способно вызвать катарсическое влияние и воздействие (состояние катарсиса), гармонизирующее внутренний мир личности, облагораживающее душу, гармонизируя и отношения человека с внешним миром;
способно «превращать» внутренние состояния души, изменять ее содержание и установки, влияя, тем самым, на все действия человека, ведя ее к Поступку;
может вызывать собственные чувства-Переживания как диалог с героем (героями), автором, а это и есть поиск Собеседника.
Никакое другое жизненное содержание не способно дать подобное. Психологи давно говорят о том, что как вы сориентируете эмоции, таков и будет человек. Но эмоции развиваются только в деятельности, в индивидуальной деятельньсти, наполненной личностным смыслом. И в этом плане восприятие.искусства, рефлексия по поводу художественного образа, внешние взаимоотношения — это все деятельность.
В то же время мы можем отметить, что современная образовательная система тоже Построена на принципе «единства сознания и деятельности», но преимущественно развивается сознание в традиционной образовательной системе в ущерб развитию чувств (еще точнее, — развивается, как утверждается * интеллект, да и то всегда ли эффективно?). А деятельность? Воспитательная (а значит, и деятельностная) проблематика ныне вообще вытеснена из образовательного учреждения. Осталась трлько учеба — загружение памяти ученика. И что же в результате? Об этом говорил еще Л.С. Выготский: происходит «обогащение ума при обнищании души*. Инфантилизм чувств. Кризис поступка. Души не бывает без чувства и без деятельности. Ученик же «накачивается» всевозможными «знаниями, умениями и навыками», учебный материал давит на разум и рассудок, которые у детей и подростков еще не созрели, И они, защищаясь от переутомления, вынуждены идти по единственному пути пользоваться памятью. Играть в учебу. Логика приоритета сознания в обучении стала доминирующей: диалога, диспуты, дискуссии, уроки — хорошо, но это слова... А чувства? Продуктом работы образовательной системы становится рационально мыслящий, бесчувственный человек. А ведь еще Гегель сделал вывод о том, что чувственное и духовное — продукты разума и рассудка — существуют в диалектическом единстве. Но это остается вне осознанной образовательной системы. А ведь целостного человека нельзя рассматривать, только с точки зрения рационального, он еще и чувственный, иррациональный субъект собственной жизнедеятельности, гармонизирующий (или разрушающий) собственное индивидуальное бытие.