Программы дошкольных образовательных учреждений 6 глава




Здесь хочется заметить, что не бывает наивного творчества (если смотреть на работу ребенка с «высоты» взрослости), ибо творчество (как порыв, как вдохновение, как импульс, как инсайт, как путь...) или есть или его нет, ибо творчество – это не столько результат, сколько процесс (как и сам человек), вот это в нем главное…

Центром в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста должно стать усвоение начал искусства, объединяющего различные компоненты эстетического воздействия – яркое звучащее слово, музыка, элементы драматургии, ритмические движения и пластика, изобразительная деятельность, комплексное воздействие которых благотворно скажется на развитии детской души, которая научится понимать и чувствовать прекрасное в жизни и вокруг себя.

Принцип комплексирования искусств в воспитательной работе с детьми – важнейший принцип всей художественно-эстетической деятельности в дошкольном учреждении, ибо каждому виду-искусства подвластно только свое, и только в единстве выстраивается целостная художественно эстетическая картина мира вокруг...

Слово – наиболее доступно (как и музыка) для всех средств выражения идей, неотчужденного отношения к миру. П. Флоренский так определяет значение слова: «...оно мыслится нами как наиболее индивидуальное, наиболее отвечающее личному вопросу каждого... и в то же время пользующееся в каждый данный момент, по каждому особому поводу, при каждом частном намерении», подчеркивая далее, что слово не может надоесть, наскучить, если приходится еще и еще возвращаться к нему. Наоборот, оно дает простор нашему духу и каждый раз находит все новые и новые его оттенки.

Слово несет в себе основной понятийный смысл. Такова общепризнанная точка зрения. И здесь педагогическая задача – научить понимать смысл слова, отражающего реальное и нереальное бытие, рациональное и иррациональное, метафизическое, так как оно идет от смысла, от сущности, от центра. Принципы художественной педагогики основываются не только на понимании смысла слова, но и на обучении интонированию, ритмике, жесту как слагаемых слова, делающих его более глубоким, осмысленным, эмоционально-заряженным, расширяя доле восприятия и понимания окружающей действительности, в том числе и самого себя

Поэтому методы таинственной педагогики выделяются среди других как позволяющие чувствовать и понимать мир и самого себя, оценивать, его и себя. Методы художественной педагогики имеют и другие преимущества перед обычными методами педагогики и педагогики искусства, о которых говорят А. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская:

  • бережное сохранение того, что дает ребенку творчес­кая игра как свободная творческая деятельность самого ребенка;
  • направленность на развитие воображения и детской фантазии;
  • направленность на развитие художественно-эстетического чувства и художественно-эстетического сознания (в его базовых основах).

Предметная деятельность ребенка, основанная на принципах и методах художественной педагогики неминуемо ве­дет к развитию художественно-эстетического сознания как базы для широкого, доброго, Непротиворечивого и гармоничного взгляда на мир и самого себя. При этом предметная деятельность человека реализуется трояким образом:

  • как деятельность преобразовательная;
  • как деятельность познавательная;
  • как деятельность ценностно-ориентированная.

В связи с этим М.С. Коган высказывает интересную и важную для всей художественной педагогики мысль о том, что «...из знания ценностные ориентации не возникают. Для формирования ценностей личности есть только один путь – духовное общение людей Общение — это связь человека с человеком как субъектах; субъектом. Общение – это такое взаимодействие людей, которое по своей структуре симметрично, в нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности». Духовные ценности и не передаются как знания, тем более, как и знания, по частям. Духовность – это целостность и также целостно она «схватывается» или не «схватывается»; для того, чтобы «увидеть» и понять эту целостность необходимо зоркое и чувствительное сердце и душа...

Именно в искусстве (и в плане творчества, и в плане восприятия и чувствования) целое всегда предшествует частям, и, детерминируя их формирование (частей), конституирует себя всегда как конкретная целостность. Поэтому главное в методах художественной педагогики – целостность знания о мире и человеке, что приводит детей к осознанию своего «Я» в этом мире, как понимания себя, своего места и предназначения, как постижения Смысла, а Смысл дается только вдумчивой Душе... Поэтому важнейшим в работе с дошкольниками нам представляется работа по развитию эмпатийной способности детей, как способность к проникновению, вчувствования в переживания другого человека. Чтобы понять, необходимо про­никновение и пребывание внутри чего-то, захваченность его содержанием, вживание и вслушивание, вчувствование и вовлеченность – все это типичные характеристики процесса эмпатии. Т.П. Гаврилова, определяя эмпатию как способность эмоционально отзываться на переживания другого (и человека, и животного, и антропоморфизированного предмета – кукла, дерево и т.д.), выделяет в эмпатии две составляющих: сопереживание (переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, напр., «болеет за друга в процессе игры) и сочувствие (переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств, не являющихся для него близкими – напр., сочувствие пожилому человеку).

Рассмотрим некоторые методы художественной педагогики в их соотношении с обозначенными принципами.

Эмпатия: 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии – необходимое условие для развития такого качества, как проницательность. Художественно-эстетическая эмпатия – вчувствование в художе­ственный и жизненный объект, источник эстетического наслаждения; 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания; сорадования, идентификации). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Сопереживание может возникнуть по отношению как к наблюдаемым (воображаемым) чувствам других, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы, живописи, музыки (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другим. Чём более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает. – Педагогика. Большая современная энциклопедия / Автор-сост. Е.С. Рапацевич. — Мн., 2005. С. 685.

Методы художественной педагогики, между прочим, лежат в основе социоигровой педагогики (Е.Е. Щулешко, В.Н. Протопова, А.П. Ершова, Л.И. Филянина, В. Букатов и др.).

М. Бахтин высказывал мысль, что художник, познав и пережив действительность как находящийся в непосредственном к ней отношении, как соучастник события, в то же время должен выступать как созерцатель, не заинтересованный, но понимающий символ совершающегося, не переживающий, а сопереживающий ему. Иначе говоря, чтобы понять произведение искусства, необходимо проделать тот же путь, что и художник при создании произведения, т.е. стать как бы его соавтором...

 

Таблица

 

Принцип Реализация
Закон уподобления (раскрывается в методах педагогической драма­тургии; создании в совместной игровой деятельности и общении ситуаций уподобления) 1. «Художник и зритель» Постоянная смена ролей детьми - то художник, то зри­тель по отношению к работам мастеров или своим, соб­ственным. Ребенок Может рассматривать «Сказку о зо­лотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отноше­ния героев, отношение автора к героям, отношение чита­теля к авторам и к героям и т.д.19 2. «Три брата мастера» Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер по­стройки. Они способствуют осознанию трех форм худо­жественной деятельности (украшения, изображения, по­стройки). 3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместной деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, во­ображения, мышления, памяти и т.д.)
Принцип освоения -вживанием (то есть целостного и неспешно­го эмоционального освоения) 4. Метод поэтапных открытий Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповто­римость их. Постепенное, неспешное, медленное «втяги­вание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие—новое слово-настроение. 2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии: ребенок Переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу — и все на одну тему. Цель здесь — единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство. 3. Обобщающие занятия: задача их — сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания Обобщенное занятие — вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха — «Я могу!». 4. Метод широких ассоциаций: возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию.. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное — не* реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает)» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фанта- зии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту \ интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явле­ний, совсем, яе похожих на первый взгляд» улавливают художники И дети. Их роднит ассоциативность мышле­ния — способность видеть связи и исходные черты в ве­щах и явлениях, как будто несопоставимых.

Продолжение табл.

 

Принцип постоянной связи с жизнью (без постоянной тренировки в связывании занятий и жизни детей не выраба­тывается самого необходимого для художест­венно-эстетического развития — осознания подлинной жизненности проблем искусства, соотнесенности с личной жизнью и интересами каждого ребенка) 1. Метод привлечения;, в беседах с детьми, во время орга­низации совместной игровой деятельности личного эмо­ционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей — актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности. 2- Метод индивидуальной и коллективной поисковой дея­тельности: этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творче­ским заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру —- это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармониза­цию мира и себя в мире. 3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими: будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что -они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.
Принцип опоры на апогей в искусстве Любое явление необхо­димо осознать в чистоте его проявления, в «пи­ке», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связан­ном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в слож­но связанных, а в очи­щенных от связей про­изведениях - в апогее явления. h Работа с отдельными произведениями искусства: Имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так. мы знакомим с жанрами в литературе — стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке — песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живопи­си — портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая карти­на и т.д.) 2. Работа с языком искусства В искусстве есть закон монокантьности искусства (А. Моль), который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфиче­ском для данного вида искусства «языке», не переводи­мым на язык другого вида искусства (невозможно, напри­мер, краску, звук перевести в слово, также как жест пере­вести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусст­вом должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства — необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-вырази­тельные средства для этого у него имеются (так, у литера­туры — слово, метафора; в музыке — тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи — линия, тон, пятно, компози­ция, светотень и т.д.; в скульптуре — контур, объем, материал* рельеф и т.д.).

 

  3.Сопряжение с личным опытом: работа с искусством должна строиться на постоянном «примериваю»» содер­жания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка, детей. Скажем, показывается пейзаж и идет работа по сравниванию, сопоставлению того, что знает и видит ребенок вокруг себя; знакомимся со сказоч­ными героями, имеющими «говорящие» характеристики (лиса -г- хитрая, плутовка; волк — злой; ворона — глупая, заяц — бедный, трусливый, лев — сильный, смелый, царь зверей и т.д.) и уместно «перенести» эти качества на людей, поговорить о себе, о человеческих качествах детей: А мы какие? А что у нас есть? А что нам не хватает ИТ.Д.
Принцип единства формы и содержания 4. Постановка эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе: это основной метод в дан­ном принципе. Необходимо постоянно обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Описание . характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком *~- все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Это -требует развития особого внимания к единичной неповторимой форме предметов и явлений. Например, предло­жим ребенку понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, звуками, жестами как кошка нежится, как гото­вится к прыжку, как потягивается и т.д. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это? Или предложим ребенку описать яблоко с точки зрения здорового человека, больного, выздоро­вевшего (от внутреннего настроения зависит и воспри­ятие), или посмотрим на горбушку хлеба глазами голодно­го и сытого человека и т.д.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков /: Метод свободы в системе ограничений: каждое заня­тие, беседа, совместная игровая деятельность создают свои довольно четкие ограничения и в содержании, и в техни­ках. Ребенок тренируется, переходя от одних ограничений к другим, приучается четко отвечать на поставленные задачи. 2. Метод диалогичности: воспитатель и ребенок - собе­седники, сотоварищи, соратники, со-деятели, со-творцы. Совместно выясняют и находят. Наивные словесные, изобразительные образы детей — бесценный материал для воспитателя. В группе не может быть бесед-моноло­гов, любая беседа с детьми — это диалог и полилог взрослого и ребенка... Истина не рождается и не находит­ся в голове отдельного человека, она рождается между людьми в процессе ее коллективного поиска "и желания найти, постигая истину в процессе диалогического обще­ния. Гуманитарные науки, как говорил М. Бахтин, - это науки о духе, а значит, они всегда диалогичны.

Окончание табл.

 

3. Метод сравнений как путь активизации мышления метод сравнении с привлечением больших ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит и творческому мышлению. Психологической особенностью сравнения детей является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов. Особую трудность для них представляет Сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно- действовать, а также тех, которые обладают небольшим количеством признаков или признаки скрыты. Нередко дети затрудняются «???нивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную каждодневную работу по развитию у детей приемов сравнивания как основы развития ассоциативного и творческого мышления. Детям предлагаются различные игры, задания но развитию творческого мышления, основанные на приемах сравнения. Анри Валлон

в своей работе «Истоки мышления у детей» пишет о том, Принцип создания что мысль возникает из парных понятий. Понятие «мягкий»

потребности в приобретений» появляется одновременно с понятием «жесткий»???тении знаний и навыков в процессе их столкновения, которое и есть созидание.

«Основа мысли — это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка воз­никла раньше, чем единичный элемент». Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Бином фанта­зии» как прием придумывания рассказов и сказок для де­тей был описан Джанни Родарн в книге «Грамматика фантазии». Необходимо, чтобы одно было достаточно. чуждым другому, чтобы соседство их было сколь-нибудь необычным, — только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между словами родство, создать единое, в котором оба чркегюдных эле­мента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно,

4. Метод коллективных и групповых работ: этот метод —резерв активизации???д*ят«одостаыышле1тя детей в различиях видах художественно-творческой работы. Именно на этом методе основана социоигровая педагогика, поэтому мы вправе назвать ее и художественной. Метод заключается в том, что ребенок из пассивного слушателя, зрителя превращается в активного творца в группе, когда идет бурное обсуждение, ищутся варианты решения задания, когда ключом бьет детская энергия, фантазия, воображение>„

Заметим, что наибольшее количество образных впе­чатлений ребенок получает не во время занятий в системе «воспитатель-ребенок», а в результате воздействия нового информационного поля, окружающего его с первых дней рождения повсеместно и неотступно в процессе активного с ним взаимодействия в попытках творчески-конструк­тивно осмыслить и понять его, т.е. в самостоятельной свободной творческой деятельности. Это — главное. С опо­рой на новые дидактические принципы это и будет давать хороший эффект. Общедидактические принципы художе­ственной педагргдшд^как интегр^^

етемы образовакия^ могут быть охарактеризованы следу­ющим образом (В.А. Разумный: / • Принцип индивидуализированного подхода. (• Принцип монтажной интеграции.

J • Принцип свободы самовыражения. ( / • Принцип развивающих коммуникаций.

\ • Принцип прогрессирующего самоконтроля.

/ • Принцип синтеза в образовательном процессе ин­теллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основет^еятельности предметно-Творческой.

Рассмотрим в общей форме эти принципы, но не как догматические предписании, а как ориентиры творчества воспитателя.

I. Принцип индивидуализированного подхода. Нередко при изложении этого принципа в педагоги­ческой аудитории, приходится слышать, что им и теперь руководствуются все воспитатели, учителя; Действитель­но, они стараются найти особый подхрд к ребенку, но между их намерениями и результатом — огромная дистанция. Прежде всего, сама структура детского сада, школы бази­руется на нивелировке интересов детей, на игнорировании их разных способностей (по уровню) и разной в силу это­го продвинутости. Есть занятие, есть урок по предмету, есть требования к изучению этого предмета всеми детьми в равном объеме, есть единая мерка оценки «успехов» ре­бенка. Между тем занятия должны строится с учетом ин­тереса ребенка, не абстрактного «ребенка ДОУ», «ученика школы», а именно этого конкретного индивида. Говорят, что интерес можно пробудить. Безусловно! Но нельзя сде­лать этот интерес устойчивой характеристикой индивидуальности, и то, что дается всем детям идеальным педаго­гом-новатором в школе, так же исчезает в тумане забве­ния, как и то, что вызубривает ученик в заурядной массо­вой школе. Необходима корректировка содержания как на индивидуальном уровне, так и на уровне межличност­ного общения — и малыш, увлеченный чем-то и постига­ющий тайны неизвестного, вполне сможет заниматься с более взрослыми, продвинутыми в этом плане детьми. Необходимо говорить о дифференцированном развитии де­тей не только в интеллектуальном плане, но и во всех других отношениях, что предполагает наряду с максималь­ным общим развитием динамику выявления будущих про­фессиональных, интересов. Поэтому, получив действительно базовый уровень цивилизованности, ребенок в условиях школы и потом максимально продвинется в том, что соот­ветствует его индивидуальной природе. Индивидуализи­рованный подход в этом аспекте позволит органично со­четать в итоге то, что нужно для выживания в условиях данной цивилизации всем с оптимальным развитием ду­ховных сил и потребностей ребенка (подростка, юноши) в соответствии с его собственными социальными планами. Стремление же всех детей развить в соответствии с еди­ным социальным планом, действующим по традиции, как раз и ведет к снижению педагогических результатов. Вспомним, нужна ли была нам, скажем, математика (хи­мия, физика, литература и т.д.) в том объеме, который мы ее «успешно освоили», сдали и преблагополучно предали забвению? Нужна ли она теперь художнику, фермеру, спорт­смену и т.д.? Нас пугают: без такого объема занятий ма­тематикой, который ныне признается неприкасаемым в шко­ле любого типа, дети не овладеют логикой мышления, и вообще — не будут полноценными гражданами. Сомни­тельно, ибо не будут хорошими гражданами именно пото-му, что в свое время недополучили того, что им хотелось бы и было так необходимо, а получали то, что им было не нужно... Ведь дети сами, без нас, прекрасно ориентируются в мире и своих потребностях и ждут от нас помощи в «рас­смотрении» их потребностей и помощи в их удовлетворе­нии, а не ситуации — «всех под одну гребенку». А может ли вырасти хороший гражданин, если курс литературы в школе сократился за последние 15 лет вдвое! Думается, более прав выдающийся ученый Г. Се лье, разработавший теорию стресса, утверждавший: «Считается, что глубоко изучить логику и математику необходимо каждому независимо от рода его деятельности, ибо это учит человека думать. Я в этом сомневаюсь. На мой взгляд, математика и логика способны даже блокировать свободный поток того полуинтуитивного мышления, который является основой основ научных исследований в области медицины». ■, ■

Индивидуализированный подход, подкрепленный все­ми возможностями для перемены видов деятельности ре­бенка в согласии с его индивидуальным, педологически обоснованным планом развития, открывает: перспективу реальной, корректировки образования каждого отдельно взятого, ребенка в соответствии с его социальными пре­тензиями и реальными способностями.

2. Дринцип монтажной интеграции.

Монтаж, как великое завоевание кинематографа, пред­полагает такое сочетание, двух элементов знакового ряда, которое рождает новое смысловое значение. Очевидно, что и занятия должны основываться на действительно твор­ческой, новой педагогике. Сочетая разные виды деятель­ности, виды искусства в одном зашути, традиционную вер­бальную форму изложения материала с выходами на при­роду или в музей, предметно-творческую деятельность ре­бенка с его запросами и потребностями, осознания смысла производимого в трудовом акте и закономерностей» лежа­щих в основе функционирования создаваемой им конст­рукции либо изделия, педагог получит возможность ося­заемой экономии времени для достижения более значи­тельного и продуктивного результата, адекватного каждо­му конкретному ребенку.

Монтажный принцип — основа создания новой систе­мы образования, которая противопоставит безграничному дроблению предметов, их возрастанию в учебном процессе в ущерб целостному миропониманию и мироосмыслению, освоение принципиально новых дисциплин, не только научающих, но и развивающих культуру индивида во всех се основных аспектах и подготавливающих его к самостоя­тельному творческому самосовершенствавнию в соответствии со своими жизненными целями, планами и реалиями.

Конечно, отказ от предметной системы — не единовре­менный акт, но сложный творческий процесс, который смогут, осуществить только новые поколения педагогов-искате­лей. Но как бы им не было трудно, всегда они должны помнить опыт мировой истории и теории образования, в которой предметная система занимает весьма скромное место. Целые цивилизации не знали ее, формируя новые поколения на основе синтеза знаний, веры и эмоций без иссушающего ум и обедняющего эмоциональную отзыв­чивость человека штудирования частностей, которые и тог­да, конечно, были нужны специалисту и только ему. Но и последний достигал впечатляющих успехов лишь пото­му, что базовое образование он получал как целостный человек с развитым воображением, продуктивным мышле­нием, устойчивой верой и эмоциональной отзывчивостью, с неистребимым стремлением к постоянному самосовер­шенствованию на основе аутотренинга.

Принцип монтажности в дидактике — не только ан­типод устаревшему принципу межпредметных связей, но и творческая альтернатива ему. В самом деле, Почему бы не попытаться преподавать литературу не как унылый, обязательный учебный предмет, но в синтезе с мировой историей — с одной стороны, и с художественно-творчес­кой деятельностью ребенка — с другой. Давайте подума­ем, почему все солидные академические труды по истории литературы, биографии писателя, анализу его творчества всегда предваряют широкий и многоплановый экскурс в истории его времени. Да ведь и писатель, художник, музыкант и т.д., и его творчество — продукт истории и ее существенная составляющая Так почему бы через эту составляющую не подойти и к творческому усвоению ли­тературы как фактора духовной истории. Сейчас же ли­тература вопреки всем возможностям варьирования со­держания преподаваемого курса остается изучением, но не усвоением литературы как творчества, как вида ис­кусства (это литературоведение, теория и немного исто­рия литературы, но никак не вид искусства!). Кроме того, литература преподается с одними и теми же задачами и целевыми установками и в 1 и в 10 классе. Но ведь огромная же разница между первоклассником и десятиклассником, а, значит, и задачи преподавания курса должны быть разные! Но в школе сложилась парадоксальная ситуация — в школе нет концепции преподавания по классам ни одного предмета? Ведь не случайно школьники дб сих пор (как и гимназисты) пишут сочинения, но не уделяют времени самостоятельному литературному творчеству и разных жанрах. А ведь понять, например, что такое ода и в чем ее эстетическая прелесть вне самостоятельного творчества, собственной литературно-творческой деятельности
практически невозможно, даже доверившись учителям, исповедующим идею чтения как творчества. Но где, как не в театральной студии, может оформиться и отточиться подлинная «литературная культура» (скажем так!) на основе монтажной интеграции литературы и драматической деятельности?, Где, как не в этой студий, учащиеся смогут получить глубокие, устойчивые знания и неистребимую потребность к чтению и самостоятельному творчеству? От всеобщего эмоционального обеднения наших детей школьный курс литературы, традиционно преподаваемый, никак и ни в каком плане не предохраняет. Что же касается литературных знаний наших школьников, то данные социологических опросов населения и обыденные личные наблюдения свидетельствуют о фантастическом, прямо-таки вопиющем невежестве подавляющего большинства вчерашних посетителей «средней единой общеобразовательной». А что читает молодежь? Если вообще читает... всебольше компьютер да «видушник»... К сожалению, считается хорошим тоном об этом молчать, не тревожить нашу совесть! А это и есть истоки деградации и массовой культуры, попсы, эрзац-искусства вместо «разумного, доброго, вечного»..,

3. Принцип свободы самовыражения.

Школа как институт эпохи Просвещения была рож­дена во имя свободы, которую миллионам должно было принести знание, устраняющее мрак невежества, Прекрас­нодушные просветители, люди чести и подлинного гума­низма, не могли и предполагать, что это самое знание на исходе провозглашенной ими эпохи станет фактором по­рабощения, несвободы, манипулирования индивидом в уходу тем или иным власть предержащим, их групповым, клано­вым интересам. Не предполагали этого и их страстные последователи-энтузиасты первых лет нашей революции, отработавшие одну из самых перспективных концепций. новой, свободной школы. Еще при их жизни начался про­цесс дегуманизации образования, его подчинения задачам текущей политической конъюнктуры, проводившийся под громогласными призывами к истреблению «свободного вос­питания». Итог — школы, выпускающие в жизнь людей без веры и устойчивых убеждений, без желания сколь - либо активно бороться за те гуманистические ценности, о которых они красиво писали в сочинениях и отвечали для оценки на экзаменах, готовых во имя выгоды слу­жить и Богу, и Дьяволу, школа подготовки осредненного массового человека, человека толпы, с убогим набором пред­почтений и символов успеха, вся услада которых в хоро­шо усвоенной рекламе — «оторвись!»... Вот и отрывают­ся... Кто как может... Сегодня, в условиях нарастания повсеместно олигархически -долларовых интересов, влияния реальную политику немногих супернаборов, организован­ных и беспощадных, единственная надежда на наступле­ние эпохи озарения, на понимание того, что необходимо действительно модернизировать образовательный инсти­тут ставший на сторону несвободы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: