УДК 657 (075)
ББК 65.052я7
З 88
Рецензенты:
В.В. Михайлов, д.э.н., профессор;
В.И. Бувальцева, д.э.н., профессор
Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Рекомендовано Сибирским региональным учебно – методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Зотов, В.П.
З 88 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие (часть 1) / В.П. Зотов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2008. – 540с.
Оглавление
Введение …………………………………………………….5
Раздел I Методы экономического анализа ……………….9
Глава 1. Цели, содержание и методы
экономического анализа ……………………………..……10
1.1.Методы экономического анализа………………….....10
1.2.Организация аналитической работы……………........12
Раздел II Финансовый анализ …………………..…………23
Глава 2. Методы финансового анализа…………..……….24
2.1. Основные источники информации для
финансового анализа ………………………………………24
2.2. Методика финансового анализа …………………...…27
Глава 3. Анализ финансового состояния предприятия......29
3.1. Анализ общего финансового состояния ………..……29
3.1.1. Анализ общего финансового состояния методом
построения уплотненного баланса ……………….………29
3.1.2. Анализ валюты баланса ……..………………….......30
3.1.3. Построение сравнительного аналитического
баланса …………………………………………….……….32
3.2. Анализ финансовой устойчивости ……..…………….35
3.2.1. Модель бухгалтерского баланса ……..…………….35
|
3.2.2. Абсолютные показатели финансовой
устойчивости ……………………………….………………37
3.2.3. Относительные показатели финансовой
устойчивости ……………………………………………….41
3.3. Анализ ликвидности и платежеспособности ……..…41
3.3.1. Анализ ликвидности баланса ……………...…...…..41
3.3.2. Показатели ликвидности и платежеспособности
предприятия ………………………..………………………47
Глава 4. Анализ использования капитала
рентабельности продукции и деловой активности ……...51
4.1. Экономическая характеристика показателей
рентабельности ……..………………………………….......51
4.2. Факторный анализ показателей рентабельности.......54
4.3. Система показателей деловой активности…..……….60
4.4. Анализ использования оборотного капитала ……….62
4.4.1. Определение потребности в оборотном
капитале ……………………………………………………64
4.4.2. Анализ обеспеченности собственными
оборотными средствами ………………………………….70
4.4.3. Анализ ненормируемых оборотных средств..…….70
4.4.4. Анализ движения денежных средств ……..………76
4.4.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств …….80
Глава 5. Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия и оценка эффективности
их использования …………………………………………..87
5.1. Понятие финансовых результатов и
действующий порядок их формирования …..…………....87
5.2. Состав доходов и расходов организации ……..……100
5.3. Анализ структуры и динамики доходов и
расходов ………………………………………………......106
5.4. Факторный анализ формирования прибыли
от продаж и оценка закона финансовой
|
прочности ………………………………………….….....112
Глава 6. Комплексная аналитическая оценка
хозяйственной деятельности предприятия……………..125
6.1. Методика комплексной оценки эффективности
хозяйственной деятельности предприятия ……...……...125
6.2. Методы сравнительной рейтинговой
оценки предприятия ………………………………..…….131
Глава 7. Анализ причин возникновения
банкротства (несостоятельности) предприятия …..……142
7.1. Основные понятия, законодательная база,
процедура несостоятельности (банкротства)
предприятия……………………………………………….142
7.2. Причины возникновения банкротства …………......155
7.3. Методика оценки неудовлетворительной
структуры баланса неплатежных предприятий……….160
7.4. Методика прогнозирования возможного
банкротства предприятии………………….………….....165
Глава 8. Оценка кредитоспособности заемщика..…......173
ВВЕДЕНИЕ
Комплексный экономический анализ состоит из трех тесно связанных разделов:
- управленческий анализ;
- финансовый анализ;
- инвестиционный анализ.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый и управленческий учет.
В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, т.е. имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Особенностями управленческого анализа являются:
|
- ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения
- коммерческой тайны.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита.
Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы финансовых анализов для принятия решения по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации у финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной.
Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредственно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователя относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов руководством предприятия; кредиторами и поставщиками - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов.
Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации и т.д.
Основной целью финансового анализа является получение необходимого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков; изменений в структуре активов и пассивов; в расчетах с дебиторами и кредиторами.
При этом аналитика и управляющего (руководителя) может интересовать как текущее финансовое состояние, так и его перспектива.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей конкретных пользователей финансовой информации.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.
Так разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.
В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информации.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
- множественность субъектов анализа, пользователей информации у деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие плановых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами. Этот анализ содержит весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успехов фирмы.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляет:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заемного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитента.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющие значение для оптимизации управления, например, такими как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов при контроле за их реализацией, в системе маркетинга.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на свое руководство;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Целью инвестиционного анализа является определение объективной оценке потребности, возможности, масштабности целесообразности, доходности осуществления инвестиций.
Раздел I
Методы экономического анализа
Глава 1. Цели, содержание и методы комплексного экономического анализа
Анализ представляет собой разложение, расчленение явлений, предметов, процессов на составляющие их части.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
-с использованием экономических процессов и их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
-с научным обоснованием планов и объективной оценкой их выполнения;
-с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
-с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
-с обобщением передового опыта, принятием оптимальных управленческих решений.
Исследование экономических процессов начинается (с малого, с единичного - метод индукции) с отдельного хозяйственного фактора, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене экономики России. Однако метод индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что, анализируя единичное, нужно в то же время учитывать и общее.
В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимозависимости и взаимообусловленности - наиболее важный момент анализа. Причинная связь опосредствует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы.
Причинный, или, как он чаще называется, факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получает надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. В первую очередь исследуется влияние существенных, основных, определяющих факторов, а затем - несущественных.
Каждая наука имеет свой предмет, например, политэкономия - производственные отношения в связи с производительными силами. Экономический анализ также имеет свой предмет, под которым понимают хозяйственные процессы, экономическую эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Давайте попытаемся проанализировать функционирование предприятия в условиях директивного и рыночного механизмов хозяйствования (табл.1).
Таблица 1
Функционирование предприятия в условиях директивного и рыночного механизмов
Показатели | При директивном механизме | При рыночном механизме |
Производство валовой продукции | Государственный план | Планирование предпри-ятием объема валовой продукции |
Реализация продукции | Государственное распределение | Сбыт в зависимости от прибыльности каналов реализации |
Цены на продукцию | Государственное ценообразование | Рыночные цены |
Источники финнан сирования капита льных вложений | Бюджетное финансирование | Собственные источники |
Приобретение основных фондов | Лимитированное распределение | Свободный выбор на рынке |
Оплаты труда | Государственные нормы, расценки, оклады | В зависимости от конечных результатов труда |
Формирование фондов экономического стимулирования | Государственные нормативы | На усмотрение коллектива предприятия |
1.1. Содержание и методы экономического анализа
Задачами анализа являются:
- повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов (в процессе их разработки);
- объективное и всестороннее исследование выполнения планов по данным учета и отчетности;
- определение экономической эффективности и использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
- выделение и измерение внутренних резервов;
- оценка оптимальности управленческих решений.
Рассмотрим основные приемы и методы анализа.
Под методом анализа понимают способ подхода к изучению хозяйственной деятельности предприятия, сущность которого заключается в комплексном изучении его деятельности на основе взаимообусловленности количественных и качественных показателей работы. Например, среднегодовая стоимость производственных фондов является количественным показателем, а фондоотдача, выражающая эффективность их использования, - качественным.
Исследование факторов формирования показателей работы предприятия основывается на определенных приемах анализа, обеспечивающих выявление и измерение реально сложившихся связей в хозяйственной деятельности предприятия. Приемы анализа универсальны и могут быть применены к изучению различных сторон работы предприятия и итогов его деятельности.
Ведущий прием анализа - сравнение данных отчета с плановыми данными, нормативными, отчетными показателями предшествующего периода. Обязательным правилом для применения приема сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования. Сравнение объемов производства или других показателей в стоимостном выражении должно осуществляться в сопоставимых ценах. Если отчетные или плановые показатели не сопоставимы, следует добиваться сопоставимости при помощи соответствующих расчетов. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения или невыполнения заданий, а также факторы, повлиявшие на результаты. Сравнение отчетных показателей с данными предшествующих периодов позволяет охарактеризовать результаты работы предприятия в динамике, выявить степень напряженности плановых заданий.
При анализе широко используются приемы статистической обработки отчетных данных.
В тех случаях, когда возникает необходимость расшифровать влияние результатов работы на годовые результаты или на итоговый стоимостный показатель выпуска продукции каждого вида, применяется прием расчленения показателя (табл.2).
Таблица 2
Анализ выполнения плана приемом расчленения показателей
Квартал | План, тыс. руб. | Фактически, тыс. руб. | Выполнение плана, % |
98,9 | |||
101,1 | |||
101,9 | |||
1У | 105,8 | ||
Итого: | 101,8 |
Сводкой называют действия по упорядочению и обработке первичного материала в целях выявления факторов изменения показателя или типичных черт изучаемого объекта. Сводки обычно используются для распределения факторов изменения показателя, подсчета групповых и общих итогов. Путем сводки подводится общий итог воздействия различных факторов на такие синтетические показатели, как объем выпуска продукции в стоимостном выражении, себестоимость продукции, рентабельность.
Группировкой называют выделение из состава изучаемых явлений группы, характеризующихся теми или иными признаками, которые помогают систематизации материалов анализа, служат для раскрытия содержания средних результатов или выявления влияния на них отдельных показателей.
Особое значение для правильной группировки показателей имеет выбор признаков для подразделения изучаемых явлений на группы. При группировке показателей важно определить оптимальное число групп. При этом надо стремиться к тому, чтобы выявить особенности изучаемого явления, обеспечить их качественную однородность.
При группировке по количественным признакам следует правильно решить вопрос об интервале. Под интервалом понимается разность между наибольшим или наименьшим значениями признака в группе. Интервал должен быть таким, чтобы группы четко отличались друг от друга. Интервалы могут быть открытыми, без указания верхней или нижней границ, которые обычно применяются для крайних групп, или замкнутыми. Группировки, позволяющие определить взаимосвязи между различными признаками единиц совокупности, называют аналитическими. Так, если группировку рабочих по тарифным разрядам дополнить группировкой по признаку среднемесячной заработной платы, то полученная аналитическая группировка выявит зависимость между квалификацией и оплатой труда. Относительные величины выполняют роль меры соотношения при сопоставлении двух величин. В большинстве случаев они выражаются в процентах или коэффициентах.
При анализе хозяйственной деятельности используют следующие относительные величины:
- выполнение плана - соотношение фактического уровня показателя и запланированного на тот же период для характеристики степени выполнения плана;
- динамики - оценка, получаемая в результате сопоставления уровней одного и того же показателя за два периода, например, фактический или плановый выпуск продукции по сравнению с предшествующим годом;
- интенсивности - величины, получаемые в результате сравнения двух связанных между собой показателей (фондоотдача, рентабельность);
- сравнения - результат сопоставления одних и тех же характеристик двух различных совокупностей, групп, единиц, например, соотношение расхода основного сырья на единицу аналогичного изделия на различных предприятиях;
- структуры, определяющие долю, удельный вес факторов формирования показателя, совокупности.
Разновидностью относительных величин являются индексы. Индекс -это величина, получаемая путем сравнения одноименных показателей во времени. Примером индекса является темп роста инфляции, продукции и т.д. Он может быть определен как индекс динамики - фактический темп роста или индекс плана - плановый темп роста. Путем деления фактического объема производства на плановый находят индекс выполнения плана. Для правильного исчисления индекса необходимым условием является соизмеримость показателей.
Если анализируемый период сравнивается с начальным, то полученный индекс носит название базового. Если же каждый последующий период сравнивается с предыдущим, исчисляемый индекс называется цепным. Для каждого периода можно исчислять как базовый, так и цепной индекс.
Перемножением цепных индексов за ряд лет начиная с периода, принятого за базовый, можно исчислить величину базового индекса. Для характеристики показателей во времени в аналитической работе широко используются ряды динамики, которые представляют собой ряд числовых значений определенного показателя в последовательные периоды времени (табл.3).
Таблица 3
Динамический ряд товарной продукции
Показатели | Базисный год | Отчетные годы | Итого | ||
1-й | 2-й | 3-й | |||
Товарная продукция в ры-ночных ценах, тыс. руб. | - | ||||
Абсолютный прирост, тыс. руб. | - | ||||
Темп роста, % | - | 102,0 | 101,8 | 103,8 | 107,9 |
Каждое значение показателя ряда динамики называют уровнем. На основании динамического ряда исчисляют абсолютный прирост за год или приведенные годы по отношению к базисному. При помощи динамического ряда можно исчислить темп роста показателя (отношение уровня последующего периода к предшествующему). Отношение абсолютного прироста к уровню соответствующего периода - темп прироста. За три года, по данным таблицы 3, он составил 7,9%:
(1299/6453)*100
В экономических расчетах часто применяют метод цепных подстановок. Цепная подстановка заключается в том, что для сравнения показателей, на которые повлиял ряд факторов, элиминируется (исключается) влияние одного из них, чтобы выявить влияние другого. При этом базовая (плановая) величина показателей, входящих в расчетную формулу, последовательно заменяется фактической величиной этих показателей и определяется влияние замены на результат. Из полученного результата вычитают предшествующий. Разность показывает искомую величину влияния изменения данного показателя на обобщающий. Рассмотрим на конкретном примере (табл.4).
Таблица 4
Исходные данные необходимые для определения влияния трудовых факторов на выполненный объем
Показатели | План | Факт |
Объем валовой продукции, тыс. руб. | 2803,8 | 3155,2 |
Среднесписочное число рабочих | ||
Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год | ||
Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день | 6,9 | 6,8 |
Средняя выработка продукции на один отработанный чел/час., руб. | 1,5 | 1,6 |
Валовая продукция равна произведению четырех перечисленных выше показателей (ВП = РхДхЧхВ). Для измерения каждого из них необходимо сделать следующие расчеты.
Первый расчет
Все показатели плановые: 900 х 301 х 6,9 х 1,5 - 2803,8 тыс. руб.
Второй расчет
Среднесписочное число рабочих фактическое, остальные показатели плановые: 1000x301 х 6,9 х 1,5 = 3115,4 тыс. руб.
Третий расчет
Число рабочих и отработанных ими дней - фактическое, остальные показатели - плановые: 1000 х 290 х 6,9 х 1,5 = 3001,5 тыс. руб.
Четвертый расчет
Все фактическое, а выработка - плановая: 1000 х 290 х 6,8 х 1,5 = 2968,0 тыс. руб.
Пятый расчет
Все показатели фактические: 1000 х 290 х 6,8 х 1,6 = 3155,2 тыс. руб.
Отклонение фактического объема продукции от планового объема произошло за счет влияния следующих факторов:
1.увеличения количества рабочих - 3115,4 - 2803,8 = +311,6;
2уменьшение числа отработанных дней-3001,5-3115,4=-113,9тыс. руб.;
3.уменьшения продолжительности рабочего дня-2958 - 3001,5 = - 43,5;
4.повышения средней часовой выработки-3155,2-2958=+197,2 тыс. руб.
Общее отклонение 3155,2 - 2803,8 = +351,4 тыс. руб.
Следовательно, два фактора действовали на выпуск продукции положительно и два фактора - отрицательно.
Расчет баллов по строго ограниченной совокупности объектов применяется для сравнительной оценки сложных экономических явлений по комплексу признаков.
Балансовая увязка показателей производится при планировании, в бухгалтерском учете. Используется для контроля равенства общих сумм, характеризующих источники поступления или наличия отдельных видов средств и использование тех же средств (баланс кормов, баланс трудовых ресурсов, бухгалтерский баланс).
Корреляция (измерение связи) применяется в случаях, когда между изучаемыми явлениями наблюдается неполная, не строго функциональная связь.
Средние величины (средняя арифметическая простая и взвешенная). Простая средняя арифметическая исчисляется путем деления суммы значений варьируемого показателя на число значений. Средневзвешенная арифметическая исчисляется в том случае, если усредняемые показатели повторяются различное число раз, т.е. имеют различный удельный вес.
В зависимости от строения подлежащего различают три основных вида статистических таблиц: простые, групповые и комбинационные. Горизонтальные строки таблицы - это и есть подлежащее, а вертикальные колонки - сказуемое.
В подлежащем простой таблицы дается только перечень показателей без расчленения на группы.
Групповыми называются таблицы, подлежащие которых содержат группировку единиц изучаемого объекта, из которых каждая характеризуется рядом показателей.
Комбинационными называются таблицы, в подлежащих которых группы единиц, образованные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по одному или нескольким другим признакам. В свою очередь, показатели сказуемого таблицы могут быть также распределены на группы и подгруппы.
Аналитические таблицы конструируются в соответствии с тем или иным способом анализа, рассмотренным выше (группировки, индексы, цепные подстановки).
Самостоятельное значение в анализе имеют комбинационные таблицы, где через сочетание (комбинацию) существенных признаков выражается взаимосвязь основных факторов, влияющих на экономические процессы и явления. Эти таблицы строятся на основе массовых данных, поэтому применение их в анализе хозяйственной деятельности предприятий ограничено.
Графические методы анализа представляют собой изображение соотношения чисел, содержащихся в аналитических таблицах, в виде геометрических фигур. Художественно оформленные графики дают наглядное, доступное и впечатляющее изображение данных, полученных в результате аналитических расчетов. По способу построения графики делятся на линейные, столбиковые и круговые.
Линейный график изображают при помощи прямоугольных координат. Наглядным способом сравнения абсолютных величин одного и того же наименования является столбиковая диаграмма, на которой сравниваются отдельные показатели при помощи соотношения столбиков разной величины или уровней на отдельном столбике.
Структуру показателей обычно выражают при помощи удельного веса или процентов. Для ее графического изображения целесообразно использовать круговые диаграммы, на которых круг делится на сектора соответствующей величины. В качестве вспомогательного материала для анализа используются данные сплошных или выборочных наблюдений. Примером сплошного наблюдения является систематически проводимая инвентаризация ТМЦ. Выборочные наблюдения использования рабочего времени проводятся для выявления скрытых резервов производства.
1.2. Организация аналитической работы
Важной основой анализа является система информации. Связи анализа и информации двояки. С одной стороны, анализ выступает как потребитель информации, а с другой - он выполняет контрольные функции по отношению к самой информации, вызывая изменения ее объема, содержания, адреса.
Источниками данных для анализа служат, прежде всего, различные плановые документы. Можно выделить научно-техническую, административно-правовую и экономическую информацию.
Экономическую информацию подразделяют на плановую, нормативную учетную и прочую.
Источниками данных для анализа служат: перспективные планы экономического и социального развития предприятия, планы организационно-хозяйственного устройства, годовые производственно-финансовые планы предприятия, бизнес-планы, и т.д.
Нормативная информация - это нормы и расценки. Анализ и контроль за соответствием отдельных технологических процессов и полученных результатов установленным нормам, требованиям, стандартам становятся необходимыми. Информационное обеспечение анализа качества работ и полученной продукции в современных условиях будет способствовать укреплению технологической дисциплины, повышению эффективности производства.
Учетная информация - это данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета.
Оперативный учет служит средством получения информации и наблюдения за производственными процессами и операциями во время их осуществления.
Статистический учет представляет информацию, отражающую количественную сторону массовых однородных общественных и экономических явлений.
Наиболее полные сведения концентрируются в годовых отчетах предприятий. Определенная информация содержится также в материалах финансового контроля, актов ревизий, аудиторских заключениях и т.д.
Данные первичных документов бухгалтерского учета используются в тех случаях, когда необходимые для анализа сведения, которые отсутствуют в отчетности. Например, данные для учета позволяют углубить анализ дебиторской и кредиторской задолженностей по составу и сроку возникновения. В процессе выполнения работы можно выделить три этапа.
Сначала составляют программу аналитической работы, определяют информационное обеспечение, проверяют качество информации.
Первый этап - необходимо определить степень выполнения плана, динамику показателей; выяснить, как выполнены рекомендации и распоряжения, принятые по результатам предшествующего анализа, т.е. дать оценку исполнительной дисциплины.
Второй этап — изучают конкретные факторы, обусловившие отклонение, выявленные на первом этапе; устанавливают причинные связи анализируемых показателей с общими условиями труда, с влиянием объективных и субъективных факторов (различные приемы). По данным анализа влияния факторов проводят оценку результатов хозяйственной деятельности предприятия или отдельных коллективов. От полноты выявления влияния анализируемых факторов и правильности измерения степени их влияния на определенный показатель зависит качество выводов и обосновать выявленных резервов повышения эффективности производства.
Третий этап - обобщают результаты анализа, выполненного на предыдущем анализе, разрабатывают конкретные предложения и мероприятия, обеспечивающие ликвидацию вскрытых недостатков и допущенных потерь, наиболее полное вовлечение в производство имеющихся резервов.
Такое поэтапное проведение аналитической работы соблюдается при итоговом анализе результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы анализа достоверны только при сопоставимости сравниваемых величин, для этого следует:
1. Сравнивать предприятия или коллективы примерно равные по природным и экономическим условиям, выделяя факторы, зависящие от трудового коллектива.
2.Обобщающие синтетические показатели (объем продукции в денежном измерении на одного работника; общий уровень рентабельности производства и т.д.) сравнивать только в предприятиях, имеющих примерно одинаковую специализацию. Детальные показатели в пределах отраслей, себестоимость и рентабельность производства отдельных видов продукции - использовать в сравнении предприятий любой специализации.
3. Показатели предприятий различных размеров приводит в одному количественному базису (рассчитать на одного работника и т.д.).
В зависимости от изучаемого периода экономический анализ подразделяют на виды:
1) итоговый; 2) текущий; 3) оперативный; 4) превентивный (предварительный).
Итоговый анализ выполняется после завершения всех работ на основании годового отчета. Он оценивает результаты совершившихся экономических процессов, выявляет причины отклонений показателей отчета от плана или нормативов. Выводы и предложения используются в оценке деятельности предприятия.
Текущий анализ - по данным за истекший период, месяц, квартал или цикл работ и дает возможность в течение того же года исправлять ошибки, использовать выявленные резервы.
Оперативный анализ проводится непрерывно. Руководители и специалисты анализируют состояние дел непосредственном наблюдении за работами и во время просмотра и подписания первичных документов.
С помощью превентивного анализа оценивается намечаемые хозяйственные мероприятия, заранее определяется экономическая эффективность различных вариантов, выбираются решения, наиболее выгодные хозяйству. Превентивный анализ опирается на материалы и выводы итогового анализа и осуществляется при помощи свойственных ему методических приемов. При этом используется способ экстраполяции, когда распространяются выводы, полученные при наблюдении одной части явления, на другую его часть; распространеннее закономерностей, действующих в минувшем периоде за его пределы; перенесение выявленных тенденций развития в будущее. Целесообразно экстраполировать устойчивые закономерности, благоприятные тенденции экономического и социального развития производства, учитывать и возможности отдельных отрицательных явлений.
Другая форма превентивного анализа связана с разработкой и обоснованием решений по дальнейшему развитию экономики предприятия расчетно-конструктивным методом.
Эта форма завершает стадию анализа, когда на основе изучения и оценки показателей переходит к разработке мероприятий и проектов, рекомендаций на перспективу.