Методы исследования цвета в психологии. Работы Клара.




Цветовые методы психодиагностики

Статьи / Психологическое просвещение

Одним из направлений работы психолога является психодиагностическая работа. Она предусматривает обследование индивидуально-психологических особенностей личности с помощью специальных психодиагностических методов. В клинической психологии используются разнообразные методы. Выбор конкретного из них зависит от задачи, стоящей перед психологом, состояния обследуемого.

 

Среди диагностических методов, используемых в клинической психологии, можно выделить экспериментально-психологические, среди которых выделяют тесты. «Психологические тесты – это инструменты или, употребляя более широкий термин, орудия. Чтобы получить положительные результаты от применения тестов, мы должны учитывать этот важный факт. Любой инструмент может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред, – в зависимости от того, как его используют. Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении всё более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни». [1, с. 17]

 

В особую группу объединяют цветовые методы психодиагностики. Среди них следует отметить Цветовой тест Люшера, модификацию теста Люшера – метод цветовых выборов (МЦВ), Тест цветных пирамид, Цветовой тест отношений (ЦТО). В основе цветовых методик лежат законы колористики Гёте, который ещё в 1810 году в своей работе «Учение о цвете» написал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Суть этих законов заключается в том, что люди по-разному реагируют на цвет. При этом раскрываются их индивидуальные особенности.

 

Считается, что к пяти годам у ребёнка заканчивается формирование нормального цветовосприятия. Таким образом, применять цветовые методики психодиагностики можно и у детей, начиная с пяти лет.

 

Применяя любые психодиагностические методики, «пользователям нужно знать, как оценить тот или иной тест. Насколько подходит этот тест для той конкретной цели, ради достижения которой он используется? Какую информацию он может дать о человеке, который его выполняет?» [1, с. 17]

 

Цветовой символизм в истории и культуре

 

Цветовая символика зародилась в те давние времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски. Цветовой символизм с тех пор прошёл довольно большой путь. Следует отметить, что количество цветовых символов достаточно ограничено. В цветовой символике можно выделить три основных типа: цвет сам по себе, цветовое сочетание, соединение цвета и формы. В настоящее время традиции цветовой символики во многом утеряны, но, несмотря на это, цветовые методы психодиагностики пользуются популярностью. Поэтому данной проблемой занимаются многие специалисты. Более подробно о цвете, цветовой символике, влиянии цвета на человека можно познакомиться, например, в работах Б. А. Базыма «Психология цвета: Теория и практика», Р. М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство».

 

С момента зарождения цветовой символизм был тесно связан с магией, религией. Эту мысль подтверждает и деление магии на «белую» и «чёрную». То есть в религиозном сознании людей роль цвета велика. Связь мистических представлений и цветовой символики подтверждают исследования археологов, историков, этнографов.

 

Первобытные люди особое предпочтение отдавали трём цветам – белому, чёрному и красному. Об этом свидетельствуют рисунки наскальной живописи, мистические обряды первобытных народов современности, живущих в Южной Америке, Африке. Белый цвет – символ бытия, мира, жизни. Чёрный – его антипод. Он означал мрак, смерть, грязь и хаос. Красный цвет связан с кровью. Без крови человек умирает. Поэтому главное

 

значение красного цвета – сила. Это и объясняет роль этого цвета в качестве магического цвета.

 

Подобная цветовая триада встречается в учениях Древней Индии, Китая, у народов Ближнего Востока, Центральной Азии, Египта. Отмечается и схожесть символических значений этих цветов. Однако в Древнем Китае к белому, чёрному и красному цветам добавляются синий (зелёный) и жёлтый. Следует отметить, что чёткого различия между синим и зелёным цветами не было, они были взаимозаменяемыми. Причём зелёный цвет рассматривался как порождение синего.

 

В эпоху Античности отношение к цвету изменяется. Параллельно с существующим восприятием цвета как магического, религиозно-мистического символа возникает и естественнонаучное отношение. Создаётся цветовая систематика природных стихий. Цветовая символика, соответственно, расширяется за счёт увеличения количества «цветов-символов».

 

Во времена Средневековья цвет возвращает себе позиции символа мистических сил и явлений. Особенно это характерно для христианства. Но существенным отличием в данном случае является то, что цвет и свет перестают отождествляться с Богом, мистическим силами. Цвет и свет становятся атрибутами, знаками мистических сил. Ислам запрещает изображать людей, животных. Представления мусульман о земной и небесной жизни отражаются через систему цветовых символов цветовых орнаментов, украшающих архитектурные постройки, ковры, одежду. Таким образом, цвет становится одним из главных выразительных средств.

 

С началом эпохи Возрождения цвет постепенно теряет свои мистические ассоциации. «Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету – практическим». [2, с. 20] Начинается постижение физической природы света и цвета. Художники и учёные пытаются связать цвет с физическими свойствами материи. В это же время возникают первые цветовые системы психологических свойств человека.

 

Таким образом, начинается новый этап в развитии цветовой символики. Цвет начинает всё больше становиться символом человека, его чувств, отношений. В будущем это приведёт к началу исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

 

В эпоху Просвещения цветовой символ лишается своего теологического содержания. Для цветового символизма теперь характерна эклектичность. Традиционное содержание цветовых символов замещается новыми ассоциациями и связями. Цветовая символика становится более индивидуализированной. Она испытывает на себе влияние различных культурных традиций. Происходит формирование новых вариантов цветового символизма. Создаётся множество абстрактных цветовых систем, например, «цветовые круги», «цветовые треугольники». Таким образом, данный период можно считать временем рождения психологии цвета. Это учение о цвете связано с именем великого поэта Германии Й. В. Гёте, автором «Учения о цвете».

 

В XX веке принципиально новых смыслов цветовой символики не наблюдается, одна существенно изменяется «звучание» ряда цветов. Цветовые символы активно используют в общественно-политических движениях и явлениях.

 

Таким образом, в развитии цветового символизма можно выделить следующие этапы [2, с. 33]:

 

«космологический» (мифологический) – цвет как символ мировых сил, стихий и начал;

«религиозный» (богословский) – свет и цвет как атрибуты божественного;

«социально-психологический» - цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений.

Воздействие цвета на человека

 

Цвета, окружающие человека с самого рождения, оказывают влияние на его организм, нервную систему, психику. Не стоит забывать, что отношение к цвету определяется и культурно-историческими традициями и обычаями. Результаты психофизиологических и психологических исследований подтверждают объективный характер цветового воздействия на человека.

 

Доказано, что свет и цвет влияют на психофизиологический статус организма.

 

При освещении обостряется осязательная, обонятельная, слуховая, вкусовая чувствительность. При переходе от темноты к свету уменьшается частота пульса, повышается кровяное давление.

 

Не секрет, что в пасмурную погоду (при преобладании в природе свинцово-синих тонов) человек впадает в пассивное, дремотное состояние, не может настроиться на активную работу. А ярким, солнечным утром человек быстро переходит ото сна к бодрствованию, быстро достигает необходимого уровня активности.

 

Цветовое воздействие вызывает определённые изменения тонуса вегетативной нервной системы. Красно-жёлтая часть спектра вызывает активацию симпатической нервной системы и торможение парасимпатической нервной системы. Синий и зелёный цвета оказывают депрессирующее действие на симпатическую нервную систему и активизирующее на парасимпатическую нервную систему.

 

Синий и зелёный цвета отличаются своим релаксирующим, успокаивающим воздействием на человека. Поэтому их предпочитают люди, нуждающиеся в расслаблении и отдыхе. Но длительное воздействие этих цветов вызывает торможение, может привести к депрессии. Красный и жёлтый цвета считаются стимулирующими. В них «заинтересована» нервная система хорошо отдохнувшего, восстановившего силы человека, который испытывает потребность в интенсивной деятельности. Проявлении своей энергии. Длительное же воздействие этих цветов способно привести к перевозбуждению, а потом и к защитному торможению нервной системы.

 

Для поддержания тонуса центральной нервной системы цвет необходим как энергия. Известно, что сенсорная депривация детей, в том числе и «цветовое голодание», приводит к задержке психического развития. Несмотря на недостаточность изученности энергетической стороны цветового воздействия на центральную нервную систему, можно утверждать, что цветовые предпочтения человека имеют отношение к данному вопросу. Существенное влияние на них оказывают энергетические свойства цвета. Результаты экспериментальных работ Ч. Осгуда (1957), Б. А. Базыма (1991) «дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых предпочтений.» [2, с. 43] Это подтверждается и данными изучения корреляции между показателями ЭЭГ-исследования и цветовыми симпатиями человека. При повышении активации нервной системы отмечается предпочтение цветов красно-жёлтой части спектра. Следует отметить, что цветовые предпочтения во многом зависят и от возраста и образовательного уровня человека.

 

Цвет и заболевания человека

 

Интерес к изучению восприятия цвета и отношения к нему при различных заболеваниях объясняется тем, что это имеет большое практическое значение. Часто именно цвет является единственным психодиагностическим средством. Цвет может помочь проанализировать характер и содержание психосоматики. Опытные психиатры успешно используют в своей практике наблюдения за цветовой гаммой одежды больных, их художественной продукцией.

 

Цвета одежды больных шизофренией отличаются либо своей нелепостью, неадекватностью, вычурностью, либо чрезмерной монотонностью, маловыразительностью. Аналогичные особенности цветовой гаммы наблюдаются и в их рисунках. Данное явление можно объяснить изменением цветовой чувствительности. Многие из больных шизофренией жалуются на те или иные нарушения цветового восприятия. У одних из них отмечается ослабление реакций на цветовые стимулы (они не различают цвета, все цвета для них одинаковы), у других – усиление реакций на цветовые стимулы (цвета раздражают их). Встречаются и смешанные варианты нарушения цветового восприятия. Эмоциональная неадекватность больных шизофренией объясняет цветовые предпочтения этих людей, которые любят яркие, светлые, средней насыщенности цвета.

 

Цветовые выборы больных маниакально-депрессивным психозом зависят от состояния, в котором находится человек в данный момент. В состоянии депрессии больные отдают предпочтение жёлтому цвету, тогда как в маниакальном состоянии они выбирают тёмные и тусклые тона, а яркие и светлые отвергают.

 

Больных эпилепсией отличают свои цветовые выборы. В их живописной продукции обычно преобладает красный цвет. Замечено, что за 2 – 3 дня до эпилептического приступа красный и особенно зелёный цвета они оценивают как «очень неприятные».

 

При невротических расстройствах отмечены свои цветовые предпочтения. На стадии обострения больные выбирают тёмные тона. При истерическом неврозе наблюдается отвержение красного и фиолетового цветов. Отвержение красного и жёлтого цветов у больных психастенией свидетельствует о наличии у них суицидальных тенденций. [2, с. 109]

 

Лица, злоупотребляющие алкоголем, обычно отвергают синий цвет, предпочитают фиолетовый и красные цвета, к зелёному цвету часто относятся равнодушно или негативно.

 

Больные с последствиями черепно-мозговой травмы при цветовых выборах часто отказываются от красного и жёлтого цветов.

 

Люди с сосудистыми заболеваниями головного мозга часто выбирают красный и жёлтый цвета.

 

Больные сердечно-сосудистыми заболеваниями предпочтение отдают синему цвету, а красный и жёлтый отвергают.

 

Таким образом, изучение отношения человека к цвету при различных формах патологии представляет большой интерес, так как может быть использовано в качестве одного из средств ранней и дифференциальной диагностики.

 

Цветовая психодиагностика

 

С учётом имеющихся данных о взаимосвязи цвета и психики были разработаны цветовые методы психодиагностики. Цветовая диагностика доказала свою эффективность и получила признание во всём мире. Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс-методам. Среди достоинств данного вида диагностики – её игровой характер. Это немаловажно при негативном настрое человека на процедуру тестирования, боязни провокационных вопросов, так как чаще такие люди не воспринимают всерьёз данный вид диагностики и соглашаются на тестирование «этой игрушкой». Отличает цветовые тесты и невыраженность эффекта привыкания. Таким образом, цветовая психодиагностика – эффективное, информативное средство в диагностическом арсенале психолога. Среди цветовых методов психодиагностики наиболее популярны Цветовой тест Люшера, модификация теста Люшера – метод цветовых выборов (МЦВ), Тест цветных пирамид, Цветовой тест отношений (ЦТО).

 

Цветовой тест Люшера

 

Цветовой тест Макса Люшера принёс своему автору, швейцарскому психологу, мировую известность. Первая редакция теста вышла в свет в 1948 году. В 1970 году Макс Люшер выпустил объёмное руководство к этому тесту. Теория и практика данного метода изложены и в работах Макса Люшера «Сигналы личности», «Четырёхцветный человек». Автор считает, что восприятие человеком цвета объективно и универсально. Однако цветовые предпочтения субъективны. Данное различие позволяет с помощью данной методики объективно измерить субъективные состояния. Таким образом, данный тест основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. [8, с. 3] Следует отметить, что адекватная диагностика возможна лишь при использовании стандартного набора цветовых стимулов. Тестовые цвета были подобраны Максом Люшером экспериментальным путём из 4500 цветовых тонов.

 

В настоящее время существует два варианта теста: краткий и полный.

 

Краткий вариант Цветового теста Люшера («Восьмицветовой тест Люшера») представляет из себя стандартный набор карточек восьми цветов: серого, тёмно-синего, сине-зелёного, красно-жёлтого, жёлто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и чёрного.

 

Полный вариант Цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из семи цветовых таблиц: серого цвета, восьми цветов, четырёх основных цветов, синего цвета, зелёного цвета, красного цвета, жёлтого цвета.

 

Цветовой тест Люшера используют для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов её актуального состояния. Его применяют при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях.

 

Основные преимущества данной методики:

 

быстрота тестирования;

простота поставленной перед тестируемым задачи;

полная закрытость от тестируемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

возможность многократного повторения тестирования того же испытуемого;

результат теста не зависит от точности самооценки тестируемого и его способности к вербализации своих состояний. [8, с. 3]

Процедура проведения данной методики заключается в ранжировании испытуемым цветов по степени их субъективной приятности (симпатичности). То есть испытуемого просят выбрать из предложенных цвет, который ему больше всего нравится.

 

Однако следует отметить, что процедуры валидизации и проверки надёжности работы цветового теста никем проведены не были. Следовательно, основываться в своём суждении об испытуемом только на интерпретации проведённого цветового теста нельзя. Надёжность полученных результатов тестирования повышает использование теста в батарее методик.

 

Тест цветных пирамид

 

Тест цветных пирамид был разработан Максом Пфистером и его коллегами в 1951 году. Поэтому данный тест также называют и Тестом цветных пирамидок Пфистера-Хейса.

 

Данная методика направлена на исследование личности.

 

В качестве стимульного материала используют нарисованные на листе бумаги пирамиды из 15 пустых квадратиков и наборы из 24 бумажных квадратиков соответствующего размера различных цветов и оттенков. Обследуемый должен сложить, накладывая на схему цветные квадратики, сначала «красивую» (наиболее приятную), а затем – «уродливую» (неприятную) пирамиды.

 

При оценке результатов подсчитывается частота выборов основных тонов, без учёта оттенков, обращается внимание на выбор различных цветов, их взаимоположение, положение в структуре пирамиды, симметричность. По количеству использованных и не задействованных в пирамидах цветов определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого. По форме пирамиды (характеру оклеивания её цветами) судят об интеллектуальных особенностях личности.

 

Вопрос о валидности и надёжности Теста цветных пирамид также остаётся открытым.

 

Цветовой тест отношений (ЦТО)

 

Цветовой тест отношений был разработан Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом. Он предназначен для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе.

 

В качестве стимульного материала ЦТО используют набор цветовых стимулов восьмицветового теста М. Люшера.

 

На первом этапе процедуры поведения тестирования определяется круг лиц, играющих в жизни испытуемого существенное значение. Далее идёт цветовое ассоциирование: испытуемый выбирает к каждому лицу наиболее подходящие цвета. Затем переходят к ранжированию цветовых стимулов согласно стандартной инструкции восьмицветового теста Люшера.

 

Данная методика пригодна и для исследования аффективно-эмоциональной сферы детей.

Ниже приведем краткий конспект той части обзорной работы Г. Клара (1975, с. 5—30), где автор в опоре на образные высказывания выдающихся мыслителей и художников, а также на разнообразный опыт применения методики Люшера характеризует символические нагрузки (коннотативные значения) восьми основных используемых в ней цветов

 

Синий (№ 1). Цвет покоя, расслабления, погружения в медитацию. Вспомним известные стихи Н. Бараташвили (перевод Б. Пастернака): «Цвет небесный, синий цвет полюбил я с малых лет, в детстве он мне означал синеву иных начал … Это легкий переход в неизвестность от забот…» Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое. Чтобы повысить основное значение синего цвета, в тесте Люшера используют темно-синий. Отрицание темно-синего означает, что человек избегает расслабляющего покоя. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

 

Зеленый (№ 2). Содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения. Люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди экстравагантные и эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а неожиданными эмоциональными «выбросами», отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани физического или психического истощения.

 

Красный (№ 3). Цвет крови, символизирует возбуждение, энергетизм. Кандинский описывает красный цвет как очень живой, полный воодушевления, беспокойный. Этот цвет также является символом эротизма. В африканских любовных посланиях, представляющих собой широкие цепочки цветных жемчужин, красные шарики означают: «Я страстно люблю тебя. Я очень тоскую по тебе». Красным, как правило, бывает и интимный свет ночного кафе. Рембо полагает, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить.Отвращение, игнорирование красного цвета отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Наиболее предпочитаем красный цвет подростками. Связь энергетичности с молодостью (ее красотой и здоровьем) отражена в русских словосочетаниях «красный молодец», «красна девица» («В красной рубашоночке хорошенький такой»). Вспомним также «Купание красного коня» Петрова-Водкина.

 

Желтый (№ 4). Получается от смешения зеленого и красного. Это оптическое объединение соответствует и психологическому началу желтого цвета. Красный как возбуждение и зеленый как напряжение создают в результате возбужденное напряжение, требующее разрядки, результат которой может быть как благополучным, так и трагическим. Возможность разрешения напряжения в сторону небытия символизирует сочетание желтого с черным. Выбор этого сочетания характерен для человека, который «зачастую так же, как и Ван Гог, в последней картине которого черные вороны кружат над черно-синими грозовыми тучами, над волнующимся желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения» (с. 23). Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест, «гонимые ветром странствий».Желтый так же, как и красный, цвет энергетизма. «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей высшей чистоте он всегда несет с собой природу светлого, радость, бодрость, нежное возбуждение» (Гете). «Желтый цвет беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая становится дерзкой и навязчивой. В этом случае он звучит как все более громко и резко поющая труба или высокий звук фанфар» (Кандинский). Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа и Будды).

 

Фиолетовый (№ 5). Образован слиянием активного красного и успокаивающего синего. Н. Кузанский называл его «гармонией противоречий». В Америке и Европе фиолетовый цвет отвергается как неприятный особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Этнологи, проводившие исследования нетронутых культурным влиянием жителей Центральной Бразилии и Африки, установили, что фиолетовый цвет является у них самым любимым. Он же предпочитаем детьми до наступления половой зрелости. По-видимому, фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

 

Коричневый (№ 6). Получается из оранжевого, к которому примешивается черный. «Импульсивная жизненная сила красного благодаря затемнению тускнеет, сдерживается, или, как говорят художники, «замирает». Коричневый теряет экспансивный активный импульс и жизненную ударную силу красного. У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность в коричневом, теряя активность, становится пассивной» (с. 25). Предпочтение коричневого отражает стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Имеются данные о предпочтении коричневого цвета курильщиками опиума. Выбор его в качестве наиболее предпочитаемого говорит также о физическом истощении. В норме наряду с черным коричневый цвет отвергается наиболее часто.

 

Черный (№ 7). Если выбор хроматических цветов отражает отношение субъекта к различным эмоциональным сферам, то предпочтение ахроматических (белого, серого, черного) показывает скорее вегетативный тонус и общий психоэнергетический уровень, на котором находится человек. Выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов или черные паруса пиратских кораблей). «Черный цвет выражает идею «ничто»; «ничто» как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте» (с. 29). В европейской культуре это цвет траура. В «Слове о полку Игореве» затмение солнца приобретает образ трагической метафоры. В народных сказках и мифах тьма — прибежище злых сил. Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.В норме черный цвет, как правило, отвергается.

 

Серый (№ 8). Свободен от каких-либо психологических тенденций — это нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний. Часто серый цвет оказывается предпочитаемым при сильных переутомлениях как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира, или в ситуациях тестирования как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое места 27% испытуемых вместо обычных 5% в нейтральной ситуации.Традиция упорядочивания объектов и событий окружающего мира по их символической окраске восходит к глубоко архаическому мышлению (Тернер, 1972). Как в физической действительности наряду с электромагнитными и гравитационными существуют так называемые слабые взаимодействия, в десятки тысяч раз более слабые, чем гравитационные, но тем не менее обеспечивающие единство атомного ядра, так и в человеческом сознании наряду с мощными понятийными основаниями классификации и категоризации имеют место и слабые взаимодействия плана выражения и плана содержания. Остро нуждающееся в упорядочивании и осмыслении мира, но еще не вооруженное понятийными формами мышление архаического человека улавливало и закрепляло эти слабые взаимодействия в цвето-символических классификациях. Как для маленького ребенка звуковой символизм, опирающийся на соответствие эмоционального тона звукового образа слова и эмоционального тона собственно содержания слова дает дополнительное подспорье в овладении последним (Журавлев, 1981; Шахнарович, 1978), так и цветовой символизм, объединяя объекты, имеющие для субъекта сходный эмоциональный тон, помогает упорядочить их, построить простые обобщения и выделить некие закономерности, позволяющие ориентироваться в этом мире.

 

Механизмами, реализующими соответствие цвета и эмоционального состояния, являются, по всей видимости, механизмы синестезии. Феномен синестезии заключается в том, что ощущение одной модальности оценивается и описывается в категориях другой сенсорной системы («бархатный голос», «кислая физиономия», «скука зеленая» и т. п.). Физиологическими механизмами синестезии являются кроссмодальные переходы, когда возбуждение, вызванное в одной сенсорной системе, транслируется не только в собственные проекционные зоны мозга, но по колатералям аксонов попадает в проекционные зоны других сенсорных систем и вызывает сопутствующее первому ощущение. Очевидно, имеются определенные взаимосвязи физиологических систем, ответственных за цветовое зрение (Соколов, Вучетич, Измайлов, 1984; Николаенко, 1985), и «эмоционального мозга», включающего зоны гиппокампа, лимбической системы, областей гипоталамуса, образующих круг Папеца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: