Историко-культурный контекст храма
Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном (см.: 1~Цар~5, 6 и 2~Пар 2, 3 и 4). Его восстановление началось за несколько лет до Рождества Христова по приказу Ирода Великого. И хотя эта реконструкция фактически так и не была завершена, при жизни Христа Второй Храм представлял собой величественное каменное сооружение, отделанное золотом и серебром (Лк~21:5) и декорированное дорогими занавесями.
В Храме было четыре двора, включенных один в другой. Самый большой из них назывался Двором язычников. Это была единственная часть Храма, куда допускались язычники (не иудеи). Второй двор - Двор жен. Сюда могли входить все иудеи, мужчины и женщины, совершившие обряд очищения. В этой части Храма располагалась сокровищница и ящики для сбора пожертвований, чтобы каждый входящий мог опустить в них деньги (Мк~12:41; Ин~8:20). Женщины не имели права входить в ворота, ведущие в третий двор, ближайший к Храму, который назывался Двором священников. Обычно люди могли входить сюда только для того, чтобы принести свою личную жертву.
В центре Двора священников располагалась самая важная часть Храма, которую иногда называли «святилище». Оно представляло собой крытое сооружение, состоящее внутри из двух помещений. Ближнее ко входу называлось собственно Святилищем. Здесь священники всегда поддерживали горящий огонь, дважды в день воскуряли фимиам и каждую неделю вносили сюда двенадцать хлебов, называвшихся «хлебами предложения». Внутреннее помещение называлось Святое Святых. Входить в него имел право только первосвященник, да и то только один раз в году, в День Очищения, чтобы окропить Святое Святых кровью животных, принесенных в жертву за него самого и за весь народ.
|
Три раза в году стекался народ иудейский в Иерусалим на большие религиозные праздники: Праздник опресноков (Пейсах), Пятидесятницу и Праздник Кущей. Все эти праздники торжественно отмечались в Иерусалимском Храме.
Обычно словом «храм» в значении Иерусалимский Храм переводятся два слова, используемых в греческом оригинале: иерон и наос. Как правило, слово иерон означает весь комплекс сооружений Иерусалимского Храма, включая все дворы и Святилище. Слово наос относится к Святилищу (2), хотя иногда употребляется и по отношению ко всему Храму в целом. В этом последнем случае оно является, практически, абсолютным эквивалентом слова иерон. Выбирая тот или иной вариант перевода слова «Храм» в значении 1, нужно не выпускать из вида и значение – «святилище», чтобы не возникло терминологической путаницы. Кроме того, нужно соотносить перевод этого слова с переводом слов «синагога», «кущи» и «небо».
Поскольку слово «Храм» может означать как весь комплекс Храма, так и какую-нибудь отдельную его часть, в некоторых случаях при переводе, возможно, стоит уточнить, что именно имеется в виду. Например, в Ин~2:14 речь идет о продаже жертвенных животных во внешнем дворе Храма. Здесь можно при переводе ввести уточнение – «во дворе храма», чтобы не возникало ошибочного впечатления, что все это происходило в Святилище.
Архитектурное описание храма
Первый Иерусалимский храм - знаменитейший из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. Центр духовной жизни всего еврейского народа был построен на горе Марьи, где по преданию находились ворота в эдемский сад. Это было каменное сооружение, построенное для присутствия духа Бога.
|
Фундамент был заложен из огромных блоков обтесанного камня. Все подданные Соломона должны были отработать на этом строительстве. Для внутренней обшивки храма были использованы такие породы деревьев, как кедр и кипарис. Оливковое масло и пшеница были выменяны Соломоном на лес для строительства храма у тирского царя Хирама I.
Благодаря Библии нам известны его размеры: «Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною двадцать и вышиной в тридцать локтей». Согласно третей книге Царств строительство храма было начато в 480 г. после исхода из Египта, а закончено по прошествии 7 лет, после чего было совершено торжественное его освящение. Храм состоял из входных помещений, жертвенника, давира и внутреннего двора.
Внутри храма находился давир для ковчега завета Господня. Его длина, ширина и высота были одинаковыми - двадцать локтей. Для входа в давир были сделаны двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. Створки дверей были богато декорированы изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов, покрытых золотом. Специально для давира были сделаны два херувима с распростертыми крыльями из масличного дерева высотой в десять локтей и золотые цепи, протянутые перед ним.
Вокруг стен храма и давира была построена трехъярусная пристройка. Ее стены не соприкасались со стенами храма, для этого вокруг храма извне сделаны были уступы. Вход в средний ярус был с правой стороны храма, а на третий ярус можно было подняться по круглым лестницам со среднего яруса.
|
Перед давиром в храме находился кедровый жертвенник, покрытый золотом. На всех стенах и дверях храма резные изображения херувимов, пальмовых деревьев и распускающихся цветов. Пол в храме полностью покрыт золотом.
Перед храмом были поставлены два столба сделанные мастером Хирамом из Тира. Каждый из них имел имя: правый – Махин, левый – Воаз. Вся Храмовая утварь: светильники, лопатки, чаши, ножи, блюда были сделаны так же Хирамом из золота или полированной меди.
После окончания строительства Храма Соломоном были созваны все старейшины Израилевы для переноса ковчега завета из города Сиона в Иерусалим. Согласно 8 главе Третей книге Царств, для освящения храма собрался весь израильский народ во главе с Соломоном, ими были принесены молитвы и мирные жертвы. Всеобщее празднество продолжалось восемь дней. Три раза в год - в праздники Песах, Суккот и Шавуот – каждый еврей должен был посетить Храм для принесения жертвы и произнесения молитвы.
Храм просуществовал менее четырех веков и был разрушен в 586 году до.н.э. вавилонянами.
Функции и ритуал
Во внешнем дворе (Дворе язычников) тем, кто пришел принести жертву, продавали жертвенных животных. Здесь же располагались столы менял, у которых можно было обменять деньги на валюту, официально принятую для пожертвований в Храме.
Во внутренних дворах книжники (учителя Закона) наставляли пришедших. Здесь же совершались молитвы и богослужения.
Во Дворе священников на огромном жертвеннике приносились в жертву животные и птицы. Здесь приносились ежедневные жертвы за весь народ Израилев, а также личные жертвы за конкретных людей. В последнем случае человек, желающий принести жертву, сам убивал жертвенное животное, а священник кропил его кровью жертвенника, и затем сжигал на нем жирные части жертвы, отделенные от мяса. В жертву Богу приносились только самые лучшие, «не имеющие порока» животные.
Выводы
Первый Храм был построен царем Соломоном около 960~г. до н. э. Он был разрушен в 587~г. до н. э., а потом восстановлен. И повторно в 70~г. н. э. был разрушен и более не восстанавливался.
В Храме совершалось ежедневное богослужение. Во дворах книжники наставляли верующих. Во внутреннем дворе священники от лица верующих приносили жертвы. Внутри Скинии ежедневно совершалось богослужение, а в ее дворе приносились жертвы.
Бог символически присутствовал в Храме, особенно в самом сокровенном из его помещений, носившем название Святое Святых. До исчезновения в 587~г. до н. э. там хранился Ковчег завета. Скиния также, как потом и Храм, символизировала постоянное присутствие со Своим народом. В ней хранился Ковчег завета с заключенной в нем святыней (Евр~9:1--5). Синагога не является особым символом Божия присутствия.
Святилище Храма представляло собой массивное сооружение, окруженное четырьмя дворами, самый большой из которых достигал 750 футов в длину. Святилище Скинии было гораздо меньше, чем Святилище Храма. Его окружал только один двор размером 150 на 75 футов.
Поскольку прямых источников с подробным описанием храма не осталось, на его реконструкцию очень сильно повлияла египетская архитектура, связано это с непосредственной близостью Израиля и Египта.
Образ храма довольно сильно повлиял на архитектуру не только иудейской синагоги, но и на христианские церкви. Но все же в иудаизме эта модель получила особое развитие и широкое распространение.
Список литературы
1. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры.- М.: Центрполиграф, 2003
2. Всеобщая история архитектуры. Том 8/ Под. Ред. Халпачьяна.- М., 1970.
3. Станьякова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.- М.: Стройиздат, 1984.
4. Тора. Исход. Шмот. 25 трума.