максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных» духовных» познавательных);
минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.,
Для воспитателя, педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества.
Психолого-педагогическими доминантами развития дошкольника являются:
развитие речи и мышления. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления и психики в целом. Обычно принято считать развитее речи основой мышления. Однако следует учитывать и взаимообусловленность этих процессов. Распространенная ошибка воспитателей сострит в том, что они считают слабость речи некоторых детей недостатком мышления. Однако, интеллектуальное развитие может идти по-разному. Так, ребенок может внезапно (Для окружающих) заговорить, или, наоборот, удивлять ограниченностью словарного запаса, хотя, процесс интеллектуальной деятельности у него идет достаточно активно. Только в тех случаях, когда и речь и мышление явно страдают, допускается возможность задержки в психическом развитии ребенка или умственная отсталость. Следует разделять эти понятия. Умственная отсталость всегда сопряжена со стойким нарушением познавательной деятельности на основе органического поражения головного мозга. Степень поражения может быть разной: от легкой дебильности до глубокой олигофрении.
развитие внимания и памяти. В дошкольный период идет процесс развития от непроизвольного внимания к произвольному; от непроизвольного запоминания к произвольному; от образной памяти к словесной смысловой. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметов, символов, обозначений).
Особую роль здесь играет речь. Наиболее распространенная педагогическая ошибка воспитателей, педагогов, родителей состоит в том, что они не рассматривают развитие внимания и памяти как педагогически самостоятельные процессы, не выделяют роль образной речи, мнемоники. Особенно болезненно сказывается бедность речи взрослых или их стремление подделываться под язык детей. Не понимая всей глубины детской речи, взрослые воспринимают ее как примитивную. Они дают ребенку готовые примитивные модели речи, которые он невольно запоминает, при этом отсутствует работа над осмысленным, произвольным запоминанием сложных, правильных речевых моделей. С ребенком необходимо говорить как со взрослым, но оперируя тем запасом слов и мыслей, которые доступны ему, и самое главное — побуждают идти за взрослым, запомнить речевые модели как нечто важное, жизненно необходимое.
• развитие эмоционально-волевой сферы. Она имеет несколько этапов: выполнение требований взрослых; отделение собственной деятельности от деятельности взрослых; восприятие деятельности взрослых как образца для подражания; появление мотивов действий по образцу; появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, приобретение тем самым личностного доведения; ориентировка на собственные поступки, их оценку; возникновение сложной иерархии мотивов, сложной системы взаимоотношений с окружающими. У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями. Недооценка всей сложности этих процессов приводит к двум крайностям. Первая — ребенок вообще не ставится в ситуацию преодоления. Воспитание типа «инфант» формирует эгоцентризм, слабоволие и одно из типичных проявлений слабоволия — упрямство. Вторая — в воспитании типа «золушка» — ситуация преодоления создается постоянно, делается привычной. Отсутствие надежды на успех также тормозит развитие волевых усилий» угнетает волевые процессы. Если в воспитании доминируют негативные или положительные эмоции, формируются типы личности с явными перекосами, уклонениями — от угрюмого, озлобленного, подавленного, скованного до легкомысленного, несостоятельного, безответственного. В дальнейшем этих детей может объединить эгоцентризм, т, е. стремление достигать цели, не считаясь со средствами. Воспитателю, педагогу важно обеспечить разумное сочетание отрицательных и положительных эмоций, учить ребенка психологическим механизмам управления своими настроениями. Эмоциональная неустойчивость ребенка мешает его общению, формированию нормальных отношений в детском сообществе, отношению со взрослыми.
* формирование и развитие самооценки. Самооценка в своем развитии проходит несколько этапов. А.С. Белкин выделяет следующие:
недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых;
появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;
появление способности самостоятельно оценивать свои поступки (по полярному принципу: хорошо-плохо);
появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;
появление способности к самосознанию, т.е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.
Неадекватность самооценки — один из самых неблагоприятных факторов развития личности, порождающих в дальнейшем реформацию нравственного сознания и общественного поведения. Дети с заниженной самооценкой не уверены в себе, занимают неблагоприятное положение в системе групповых отношений, повышенно конформны. Им свойственна парадоксальность поведения: скованность и излишняя раскованность, застенчивость й агрессивность, боязнь быть на виду и боязнь быть незамеченными; сильное стремление «казаться» и слабая потребность «быть».
Заниженная самооценка — предтеча слабого характера. Но есть еще один парадокс. Дошкольникам с заниженной самооценкой свойственно ускорение процесса самосознания. Неблагополучные отношения с окружающими, упреки, неудачи создают эмоциональный дискомфорт, а потом и толкают к вопросу «Почему?», на который ребенок пытается ответить по мере сил и возможностей. Чаще всего ответа не находит и еще острее переживает состояние неудовлетворенности. Отсюда возможны невро^ зы, депрессии, мании и патологические влечения. По мнению некоторых детских психоневрологов и социальных психологов (Боулсби, Личко, Т. Шибутани) заниженная самооценка при повышенной работе самосознания создает предпосылки для подростковых акцентуаций и психических аномалий.
Завышенная самооценка формирует (при определенных условиях) эгоцентризм, высокомерное отношений к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, не соответствующий иногда реальным возможностям. Завышенная самооценка, в отличие от заниженной, может тормозить процесс самосознания. Сближает их вероятность конфликтных отношений в детском коллективе, с педагогами, со взрослыми. Неадекватная самооценка дошкольников — опасная предпосылка социально-педагогической запущенности школьника.
Как избежать этого неблагополучия? Условий много, но наиболее важные из них — отказ взрослых от широко распространенных попыток делать обобщающие заключениям личности ребенка по его отдельным поступкам (типа шалун, драчун, обманщик, скупой), от невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми; создание ситуации успеха в наиболее важных сторонах жизни и деятельности ребенка. Нельзя забывать важное педагогическое правило: «Скажи ребенку, что он поступил плохо, но не говори, что он плохой».
• формирование первоначальных нравственных представлений. Формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, хорошем, плохом. Особенности этих представлений отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников. Они связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер. При этом они проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка. Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить (» пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», «послушать» и т.п.). Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, — они окажутся бесполезными. Нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Бесконечные наставления, назидания успеха здесь, кроме вреда, не принесут.
Ведущая педагогическая идея в работе с дошкольниками — физически, психологически, педагогически подготовить к школьному обучению. При этом основные направления педагогической деятельности при организации работы с дошкольниками могут быть обозначены следующим образом (А.С. Белкин):
• Организация игровой деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В свободной творческой игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями. Велика диагностическая роль игры. Наблюдение за ребенком
в процессе игры (индивидуальной или коллективной, групповой) позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, а самое главное — определить; его статус в детском коллективе. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь он получает представления о правах и обязанностях* учится согласовывать свои интересы, сдерживать желания.
• Помощь семьи в организации полноценного общения. Общение — феномен не только социально-психологический, но и в значительной мере нравственный. По утверждению ряда зарубежных психофизиологов (например, Боулди), отлучение ребенка от матери возрасте до одного года на срок больше месяца вызывает определенные изменения в его психике. Разлука ребенка в возрасте до трех лет с родителями (матерью) более чем на три месяца формирует черты потенциального нарушителя. Отечественные исследования (А.С. Белкин) показывают, что почти 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье. Разлука ребенка с родителями вызывает состояние депривации (изоляции), окрашивающее психические процессы его развития, и может отрицательно сказаться на нравственном становлении. Однако совместное пребывание родителей с детьми не всегда означает общение. «Оно может ограничиваться простыми контактами. Далеко не всякое общение с родителями Педагогически желаемое. Речь идет о родителях, ведущих аморальный образ жизни, находящихся Друг с другом в постоянной конфронтации. В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Родитель — Родитель, но и типа Родители —^ Дети, и особенно отношения Дети — Дети (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют)^ Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е.
к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость по своей сути, так как способствует передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.
• Формирование разумных материальных потребностей. Современная педагогика это направление специально не рассматривает, ограничиваясь осуждением голого прагматизма, потребительства молодежи, погони за тряпками, различными материальными благами. Проблему, однако, не решить одними призывами или созданием необходимой материальной базы. Разумные материальные потребности формируются на самых ранних стадиях развития личности, и роль педагогического влияния в этом деле трудно переоценить. Можно ли оторвать материальные потребности от духовных? Нет, они неразрывны. Но духовные потребности намного шире, глубже материальных, процесс их возникновения и формирования! намного сложнее и поэтому гораздо труднее поддается педагогическому управлению. Самое главное: духовные потребности у дошкольников вторичны по отношению к материальным, хотя в дальнейшем начинают доминировать над ними. Таким образом, формирование разумных материальных потребностей — фундамент духовной структуры личности. В свою очередь, чем выше духовные потребности, тем более разумны и благородны материальных. Что означает понятие «разумные потребности»? В самом общем виде можно сказать, что разумно то, что действительно необходимо, целесообразно, уместно здесь и сейчас. Что же можно считать необходимым? Научного определения этой категорий нет. На уровне житейской логики, в рамках обыденного сознания необходимое можно определить тремя признаками: а) то, что имеет подавляющее большинство сверстников; б) то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага»; в) порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет.
f Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. Группа детского сада развивается по тем же закономерностям и социально-психологическим, нравственным нормам, что и коллективы школьников, взрослых. Это не исключает, однако, специфики дошкольных сообществ и механизмов взаимодействия с личностью. В дошкольном коллективе существует единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые». К сожалению, имеются и дети, занимающие не очень благоприятное положение, своего рода «отверженные». Здесь нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий. Специфика этого коллектива в том, что выразителем, носителем руководящих функций актива выступают старшие: воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал. Огромную роль в формировании и регулирований детских взаимоотношений играют родители. Главная функция коллектива дошкольников заключена в том, чтобы сформировать ту модель отношений, с которой дети войдут в жизнь и которая позволит им как можно скорее, с наименьшими потерями включиться в дальнейший процесс социального созревания, раскрыть свой интеллектуальный и нравственный потенциал. Главный стержень этого — формирование гуманных взаимоотношений, т. е. отношений дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умения жертвовать своим для других» Для решения этой задачи необходимо, чтобы ребенку в групповом общении была создана атмосфера эмоционального комфорта. Она выражается в том, что ребенку хочется идти к сверстникам* он приходит с хорошим настроение, неохотно покидает их. Важно, подчеркнуть, что речь идет здесь не столько о настроении, сколько о состоянии. Первое изменчиво, зависит от многих случайных причин и поводов. Второе более устойчиво, определяет доминирующую цепь настроений. Настроение — форма проявления и существования состояния. Настроение может меняться спонтанно, состояние подлежит педагогическому регулированию. «Не хочу идти в садик...», — фраза нередка. Но она не подлежит однозначной трактовке. В одних случаях за ней стоит нежелание рано вставать, идти в холодную погоду, плохое самочувствие и т.д. В других — боязнь расстаться с привычной домашней обстановкой, эмоциональный дискомфорт в группе, недоброжелательное отношение сверстников, старших, активное неприятие режима дошкольного учреждения и т.н. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не допустить превращения нежелательных настроений в отрицательные состояния.
• Художественно-эстетическое развитие детей. Все обозначенные педагогические направления работы с деть-. ми в детском саду решаются с помощью этого, пожалуй, самого важного смыслового и сущностного направления через содержание всей художественно-эстетической работы и формы и методы художественной педагогики. Общаясь с миром вокруг себя, с миром людей, с миром искусства, ребенок ВСЕ может найти там, ибо там все есть. Видеть красивое — это и быть одухотворенным, понимать и чувствовать красивое — это значит строить себя и. жизнь свою в Красивом, Добром, Прекрасном.
При этом заметим, что маленький человек познает мир несколькими способами, как и все мы. На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию — глазами, ушами или посредством осязания. Проще употреблять для описания способов познания свойственных детям, такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Речь не идет о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный, а о том, что у ребенка (как и у взрослого) доминирует какой-то один канал приема информации. Хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. Д значит, эта проблема требует серьезного
внимания со стороны родителей! Этой проблемой серьезно занимались Л. Брэдвей, Б. Альберс Хил.4
Посмотрим на характеристики «детей-слушателей», «детей-зрителей» и «детей деятелей».
Основные особенности-зрителя. «Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Большинство зрителей выделяются значительной моторикой» то есть движениями, которые задействуют одновременно мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, необходимо особое внимание уделять развитию их языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
4Причитайте их книгу: Брэдвей Л., Альберс Хил Б. Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности. — М., 1977.
Основные особенности «слушателя». «Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным н осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие Дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные записи и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Так как основное внимание слушателей приковано к* языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием, что должно стать заботой воспитателей.
Основные особенности «деятеля». «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем Непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плеч, рук, ног, стопы и т.д. Большинство детей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики, движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети. Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью На протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль — активные игры на открытом пространстве, много движений. В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников, В то же время неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. «Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе. На это необходимо обращать внимание воспитателям и педагогам.
Как узнать, что из себя представляет ребенок в аспекте сказанного? Авторы предлагают несложный тест, который воспитатели, педагоги, психологи детского сада могут проверти с детьми и определить доминирующий канал восприятия информации ребенком, чтобы* на основе этих знаний, строить адекватную работу с каждым ребенком, развивая у него другие каналы получения информации.
БЛИЦ-ТЕСТ Для детей от 1 года до 3 лет.
■ - ■. v......,;... \
Инструкции. Отметьте те характеристики, которые соответствуют поведению вашего ребенка. Подведите итог. Скорее всего, ваши ответы будут соответствовать одному или двум способам познания. Больший результат покажет вам способ познания, характерный для вашего ребенка.
1. Общение. Когда ребенок хочет сказать...
ЗРИТЕЛЬ
У ребенка маленький словарный запас. ^
Использует в речи короткие предложения,
Путает порядок слов в предложении.
СЛУШАТЕЛЬ
— Ребенок обладает большим словарным запасом.
— Ребенок составляет слова в предложения, которые легко понять.
—• Ребенок любит поговорить.
ДЕЯТЕЛЬ
— Ребенок больше полагается на неречевые способы общения.
Ребенок мало говорит.
Ребенок говорит непонятно.
2. Любимые игры и развлечения. Когда ребенок играет... ■
ЗРИТЕЛЬ
— Ребенок охотно собирает пирамидки и играет в конструктор.
— Ребенок любит играть в кубики.
—- Ребенок с удовольствием рисует восковыми карандашами и красками. Мастерит из бумаги.
СЛУШАТЕЛЬ
— Ребёнку нравится, когда ему читают-
— Он знает наизусть простейшие стихи и отрывки из песен.
—- Любит слушать кассеты и пластинки. ДЕЯТЕЛЬ
-г- Ребенок любит играть в песочнице и предпочитает игры на открытом воздухе.
— Ребенку нравится вынимать вещи из шкафов и скидывать их с полок.
—• Ребенок редко играет в игрушки.
3. Моторные навыки. Когда ребенок движется...
ЗРИТЕЛЬ
—■ В играх ребенок предпочитает задействовать руки и пальцы.
— Ему нравится смотреть по сторонам, когда оЩ качается на качелях.
СЛУШАТЕЛЬ —- Во время игры ребенок явно предпочитает движе4 нию разговоры.
— Ребенок недостаточно координирован.
ДЕЯТЕЛЬ
Ребенку особенно нравиться лазать, двигаться.
Он хорошо координирован.
4. Коммуникабельность. Когда ребенок в коллективе...
ЗРИТЕЛЬ
— Он часто отходит в сторону, чтобы его не трогали. Свои эмоции он выражает при помощи мимики.
СЛУШАТЕЛЬ
Ребенок любит тесный контакт, но ему не нравится, когда до него дотрагиваются.
Свои эмоции он выражает при помощи интонации.
ДЕЯТЕЛЬ
Ему нравится, когда его теребят, поднимают, дотрагиваются до него, ему хочется еще и еще.
Эмоции выражает жестами.
5. Эмоции. Что касается эмоциональной стороны...
ЗРИТЕЛЬ
Ребенок не очень эмоционален.
Его, кажется, удивляют вспышки эмоций у других детей.
СЛУШАТЕЛЬ
— Свои чувства выражает театрально.
— Умеет описать свои ощущения. Например, словами весело и грустно.
ДЕЯТЕЛЬ •
Ребенок обидчив. ^
Ребенок подвержен частым сменам настроения.
6. Память. Когда ребенок запоминает.,.
ЗРИТЕЛЬ
— Ребенок помнит лица.
+- Он запоминает правила игры лучше после демонстрации.
СЛУШАТЕЛЬ
— Быстро пополняет словарный зйпас.
— Ребенку достаточно Один раз услышать слово или имя, чтобы его запомнить.
ДЕЯТЕЛЬ
—- Легко запоминает и повторяет увиденные действия. Например, мойку машины.
— Правила игры запоминает, только поиграв в игру.
Речь не идет о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный, Однако, существует определенная связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками, теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Хорошее развитие обозначенных навыков делает ребенка более счастливой й цельной натурой.
А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей и воспитателей.
Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно Щире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков.
С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая Координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем
у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающим определенными навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться столь легко.
Естественно, существует множество исключений из этого правила. Важно напомнить, что способы познания навсегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель.
Что же касается предмета нашего разговора — художественно-эстетического воспитания детей, то здесь необходимо воспитание в комплексе всех каналов информации, иначе говоря, задача художественно-эстетического воспитания — воспитать целостное восприятие в единстве, т.е. воспитать внимательного зрителя, умеющего смотреть и ВИДЕТЬ, внимательного слушателя, умеющего слушать я СЛЫШАТЬ, творческую личность, умеющую и желающую делать себя и мир вокруг себя красивым, т.е. ДЕЯТЕЛЯ...
Способность видеть, чувствовать понимать Прекрасное и Доброе является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, человека, его Духовного начала, но и выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяя тот или иной уровень духовного развития и общения с другими людьми, сверстниками, миром, самим собой.
Задача ДОУ в плане воспитания и развития ребенка — гармоничное воспитание и развитие всех его сторон, всех сущностных сил ребенка, всех его способностей, возможностей, граней. Гармоничное развитие—это развитие всех структур человека в соотнесенности одного с другим, в связи и взаимосвязи всего со всем.