3.2.1. Педагогический потенциал взаимодействия личности и искусства
Искусство — изначальный источник познания мира и человека. S детском саду наиболее употребительные виды искусства, применяемые в воспитательной работе, — изобразительное искусство (и изобразительная деятельность ребенка), музыкальное искусство (и музыкальная деятельность) театрализованная деятельность, литература (как звучащее слово). Взаимодействие (общение) с искусством, как выражение активности личности, способ обогащения себя, причем важнейший способ (обозначенный ниже потенциал искусства осмысливался на основе анкет, бесед, наблюдений, о которых говорилось выше, а также на основе анализа имеющейся философской, философско-эстетической литературы так как это взаимодействие обладает большим потенциалом.
1. Психофизиологический потенциал: взаимодействие с искусством может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом (сейчас появились даже целые направления, основанные на этом: музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия и пр.).
2. Психотерапевтический потенциал: взаимодействие с искусством, собственное творчество способствует гармонизации человека, его внутреннего мира и. отношений с внешним миром и другими людьми, позволяет увидеть себя «по-другому», сеять напряженность и конфликтность, снизить или нейтрализовать чувство тревожности и Дисгармонии.
3. Эстетический потенциал, как развитие способности видеть красоту в себе и вокруг и стремиться к ее созданию и внесению в собственную жизнь, способствуя, тем самым, удовлетворению эстетических и художественны* потребностей человека. Именно поэтому личность тянется к красивому (с самого раннего детства): почти в каждом доме есть книги, картины, репродукции, фонотеки, фильмотеки хороших образцов искусства.
|
4. Познавательный потенциал: взаимодействие с миром искусства доставляет не только чувство наслаждения, радости и т.д., но может удовлетворять и познавательные потребности личности, способствуя ее интеллектуальному развитию, расширению сведений о мире, ведь искусство обращается и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, неся в себе огромный объем информации в различных областях человеческой жизни и деятельности: только бери...
5. Удовлетворение потребности в компетенции: она выражается формулой «Я МОГУ»; это одна из важнейших потребностей человека, так как он очень комфортно чувствует себя в ситуациях, в которых он компетентен, и дискомфортно в тех ситуациях, в которых сталкивается с трудностями (например, на основе элементарного незнания) и старается их избежать, даже вопреки нужности, полезности и т.д. Чем больше сфер деятельности человека отмечено его компетентностью, тем богаче его «Я», выше самооценка, гармоничнее весь человек, его внутренний мир. Поэтому, в частности, не случайна для подростков частая смена увлечений. Искусство и дает возможность расширить мир компетентности, способствуя, тем самым, социальной адаптации человека, гоминизации человека, нахождению смысла в себе самом.
6. Потенциал самореализации и самоактуализации. Как показывают исследования А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, А.Б. Петровского и др., центральная потребность человека — потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть личностью, актуализировать себя, самоосуществиться. Невозможность самореализации ведет к глубочайшим потерям в психике личности. Когда человек общается с искусством, художественным образом, он «творит» и собственный мир, выступает в роли творца собственной жизни, мира вокруг себя, он — его создатель, создающий его таким, каким он хотел бы видеть его и себя в этом мире, он —-' вершитель судеб... Или когда человек творит — в творчестве он реализует себя как личность, создавая собственный мир, представляя его таким, каким он должен быть с его точки зрения и если эти видения соотнесены с высшими духовными ценностями, этот мир гармоничен, совершенен, радостен, он таким же образом воздействует на весь внутренний мир личности. Кроме того, творя, человек реально может остаться в памяти людей, продолжая себя в других людях...
|
7. Потенциал общения. В этом плане искусство может выступать как партнер по общению (оно и возникло как желание первого творца передать другим то, что увидел сам, то, что его удивило, восхитило, доставило наслаждение). Очень часто, как признаются и школьники, и взрослые в своих ответах, в тяжелые, сложные или, наоборот, в светлые минуты («пиковые состояния*) они обращаются к искусству, стремясь найти в любимом герое, произведении ответ на вопрос, снять напряжение, подтвердить свою точку зрения и т.д. Большинство опрошенных говорят о довольно частом обращении к книге, музыке, картине, или вспоминая киногероя, кинофильм... G другой стороны, в силу того, что искусство безгранично и- оно, как говорили древние, «и юноше, и мужу, и старцу столько дает, кто сколько взять может», обращение к искусству характерно и в плане пересмотра каких-то жизненных позиций, критериев, установок. Например одна учительница словесности пишет, что она совершенно по-другому «увидела» свою любимую книгу — «Тихий Дон», его систему образов, вопреки сложившимся идеологическим клише, по-другому «увидела» и самого М. Шолохова, который ей и «помог» прочитать заново свое творчество и осмыслить его несколько иначе... Привлекательность искусства как партнера по общение — в его умном кричащем молчании. Оно не учит, не наставляет, не менторствует, не поучает, не требует, не доказывает, не направляет, не докучает, — оно просто мудро беседует с нами, £ если: что-то не нравится, выбор всегда за тобой — закрой книгу, отведи взор... Мне приходилось видеть, как в Эрмитаже люди не могут отойти от двух маленьких полотен Леонардо да Винчи — «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа», и сам, завороженный, стоял, не в силах оторваться от них, — ЦОЧЕМУ? А что было в Москве, когда в музее им. А.С. Пушкина демонстрировалась «Мона Лиза»: огромные очереди, чтобы лишь несколько секунд побывать в зале, не останавливаясь, где она выставлялась, — ПОЧЕМУ? Интересно и примечательно, что школьники, отвечая на вопросы, кто, тебе нравится в жизни, на кого бы ты хотел походить, равняться, кто твой герой, кумир и т.д., очень часто называют литературных героев, киногероев... Искусство, может быть, именно потому, что оно молчит, воспитывая нас, по степени психологической близости к человеку стоит очень высоко.
|
8. Потенциал заразительности и катарсиса: кто из нас яе рисовал, не тянулся к гитаре, не писал стихи, рассказы и т.д.? И в этом еще одна удивительная особенность взаимодействия человека и искусства — стремление сделать что-то подобное. Паганини в детстве услышал скрипку, перевернувшую весь его внутренний мир, — и стал Паганини! Пушкин., впитавший в.себя народный дух сказок, речей, образа мыслей Арины Родионовны, стал Пушкиным... Действительно, искусство «заражает», это проявляется в потребности сделать так же, похоже, потребность попробовать себя в чем-либо, одним словом, искусство «ведет» человека к какому-то действию. С другой стороны, сливаясь с действующими лицами художественных,, музыкальных, литературных, драматических произведений,, человек переживает борьбу противоположных мыслей, чувств, оценок, жизненных событий, моделируя их в себе, создавая интегральный образ, и человек, становясь соучастником событий, вместе с героями в своем воображении действует, предвидит ход их мыслей и последствия их поступков, забывает себя и живет другой жизнью, испытывая при этом удовольствие: переживая чужие мысли, поступки он вместе с героями попадает в плен отрицательных эмоций, страдая от жалости, несправедливости, горя и т.д., но вместе с тем зритель, слушатель, читатель и сам создает мысли, чувства, ситуации и образы с противоположным содержанием (как бы «корректирует» их по своему усмотрению), самостоятельно и неосознанно меняя вместе с ними и знак чувств — на место разлада, отрицательного приходит положительная эмоция, гармонизируя мир личности. Радость, состояние катарсиса приносит собственная работа чувств, мыслей, воображения...
3.2.2. Слагаемые педагогической работы с искусством (методологический аспект)
1. Искусство как художественный образ
Действительно, взаимодействие с искусством имеет большой психолого-педагогический потенциал и здесь возникает проблема: научить «видеть» и «слышать» искусство, «разбудить» творческий потенциал личности, то есть развить художественную потребность, как способность «видеть» и «слышать», которая н «откроет» человеку окно в мир человека и человечности... Ведь, если я не «слышу» и не «вижу»., этого для меня и не существует. И искусстве обнаруживает свою природу, свои свойства, свои функций только в момент общения с ним, актуализируясь для воспринимающего. В этом смысле художественно-эстетическое воспитание направлено на то, чтобы открыть личности мир искусства во всей его целостности и во всем богатстве и тогда оно становится мощным фактором общего развития личности.
При организации педагогической работы с искусством необходимо помнить, что это требует нескольких условий:
освоение теоретических знаний о структуре искусства: художественном образе и языке искусства;
воспитание в единстве видения, понимания и деятельности.
Искусство как отражение действительности изображает ее в художественном образе, который и является для искусства формой и методом отображения этой действительности. Гносеологически искусство может существовать только как образ. Но уже отсюда можно сделать вывод: для восприятия художественного образа надо и мыслить образами, уметь воспринимать их то есть это деятельность воображения, деятельность образного мышления. Образность мысли представляем собой диалектическое единство формы, содержания, субъективной значимости знания. Современная наука рассматривает образность как необходимый компонент высших форм познания. Диалектика образности мысли познающего заключается в противоречивом единстве объективного й субъективного, абстрактного и образного, чувственного и понятийного, эмоционального и рационального, реального и ирреального. А значит, возможный уровень образности мысли будет зависеть не только от степени адекватности, объективности отражения реального мира в сознании человека, но и от субъективной значимости получаемого знания, от эмоционально-оценочного отношения ученика к процессу и результатам своей познавательной деятельности. Современная философия утверждает, что образы психики являются не чем иным, как Продуктом материальной деятельности человека: «мыслительная деятельность есть результат перенесения материальной действительности в план отражения, а поскольку последнее соответствует предмету, то оно выступает в сознании в форме мыслительного образа. При этом заметим, что наши осознаваемые впечатления, что отмечается в психологической и философской литературе, часто весьма фрагментарны и даже ошибочны, какая-то часть информации полностью отфильтровывается когнитивной системой и вообще не доходит до сознания, а другая ее часть может блокироваться, если речь идет об информации, которая по разным причинам вызывает у субъекта отрицательные эмоции, неприятные ассоциации и т.д. Присущая образному мышлению аффективная избирательность выступает необходимой предпосылкой интериоризации культуры, приобретения новой информации и индивидуального творчества, так как только эмоционально значимые для отдельного индивида компоненты коллективных представлений могут непосредственно трансформироваться в его личностные мотивы, в линию поведения через акты самоотдачи, акты отождествления с одним из его «Я-образов». Это означает, что предлагаемый художественный образ должен «вписаться» во внутренний мир личности (ее ценности, устремления, направленность, идеалы и проч.), чтобы оказать на личность какое-либо воздействие.
Начатки теоретического осмысления художественного образа мы находим у Аристотеля в учении о «мимесисе» — о свободном подражании художника жизни. Художественный образ (и создаваемый, и воспринимаемый) рождает новое знание о мире, о человеке и о самом себе через сопоставление, уподобление, диалог. Собственно, в этом и состоит суть художественной мысли: она не навязывается, а органически вытекает из сопоставления, взаимодействия разных предметов, установок, воззрений, ориентации через художественную рефлексию (потребность в субъективации) и художественное творчество (потребность в объективации).
Деятельность мышления протекает в операциях с материалами мышления — образами, которые представляют собой отражение, отображение объектов — художественных произведений ц вычленяемых в них художественных образов.
Все многообразие мыслительных действий с образами можно свести к трем основным видам:
- типизация (как процесса обобщения реальных черт воспринимаемых образов, результатом чего является тип, который может выступать как модель реально существующего);
- идеализация (как обобщение реальных черт реальных объектов в образе — идеале, в образе, не реальном в настоящем, но возможном в будущем — как стремление к гармонии);
- символизация (как обобщение реальных объектов в идеальных образах, наделение образов идеальными для них значениями. Символ замещает другие объекты, он не имеет значения в самом себе, в своей форме, он дает представление о чем-то. Символический образ — продукт воображения, мышления, он не имеет подобия, поэтому создание символа предполагает особо интенсивную деятельность и художника, и воспринимающего образ.
В онтологическом аспекте художественный образует факт идеального бытия, он есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизированное) эстетически совершенное отражение предмета искусства. Его сущностная функция —, раскрывать предмет искусства. Принимая во внимание условность искусства, художественный образ как бы «надстраивается» над своим материальным субстратом (мрамор т- не плоть, которую он выражает, рассказ о событии —- не само событие, слово о чувстве, его описание — не есть само чувство и т.п.). При этом отмечают такие черты художественного образа, как:
символизм (предельная обобщенность);
экспрессия (предельная выразительность);
условность;
преувеличение;
выделение отдельной детали;
создание типического.
Феноменологическая сторона художественного образа отражает его сущность через типическое и главное в этой типизации жизненного многообразия то. что художественное произведение (как система образов) должно волновать, вызывать восхищение или потрясение. В семиотическом плане художественный образ есть не что иное, как знак, то есть средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры, с помощью которого художник разговаривает с воспринимающим. Воспринимать художественный образ — это уметь «читать» знаки {язык искусства, как знак и есть стоящие за ним смыслы, видеть форму, которая «говорит» что-то вдумчивому зрителю, читателю, слушателю и в которую облечено то или иное содержание и т.п.).
Гносеологическая природа художественного образа в том, что он — вымысел, это субъективный образ (отражение, восприятие, осмысление) объективного мира. Этот факт заметил еще Аристотель. Художественный образ относится к области вероятного, о бытие которого нельзя сказать ни «да», ни «нет» (вспомним Л. Толстого и его высказывание о Наташе Ростовой: «...я взял Соню, перетолкал ее с Машей...»). Вместе с тем в художественном образе, художественно-образном познании специфически выражен общий процесс отражения и освоения мира на основе единства конкретно-чувственного и обобщенного, абстрактного. Это, кстати, делает художественный образ неисчерпаемым (каждый трактует его по-своему, как и каждый возраст).
В эстетическом аспекте художественный образ представляет собой жизнеподобный организм, в котором нет лишнего, случайного (вспомним толстовское «чуть-чуть»), механистически служебного и которое производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства, конечной осмысленности своих частей и гармонизации жизни. Именно этим специфичен художественный образ, именно это делает его привлекательным, воздействующим» зовущим, то есть со стороны художественности художественный образ представляет собой арену предельного действия эстетически гармонизирующих законов бытия, «где нет дурной бесконечности и неоправданного конца, где пространство обозримо, а время обратимо, где случайность не нелепа, а необходимость не тягостна, где проясненность торжествует над косностью».3
Социальное значение художественного образа заключается в раскрытии перед человеком диалектики единичного и всеобщего (Я-КОСМОС) и через это раскрытие всего богатства и полноты человеческой жизни способствует формированию диалектического богатства духовной жизни конкретной личности.
Художественный образ — это мир человека, многообразный, неповторимый, совершенный духовно, под воздействием которого человек формирует и реализует себя как человек гармонический. Иначе говоря, в художественном образе отражены субъективные, личностные, индивидуальные формы жизни, поэтому он не может так или иначе не воздействовать на человека.
В художественном сознании можно выделить две сферы в соотношений и связи с двумя формами существования продуктов художественной субъективации:
- чувственную;
- рациональную.
Но если рациональное немыслимо без чувственного, ибо на базе чувства, эмоции оно и складывается, то чувственное всегда интеллектуально насыщено. В образе соединяются субъективное и объективное, сущностное и желаемое, реальное и ирреальное, сущное и идеальное, и в этом смысле образ не то, что есть, а больше, ~ то, что я увидел, к чему стремлюсь, что хочу увидеть, о чем мечтаю, за что и против чего выступаю "и т.д. В этом — самодвижение, образа, его многозначность и неисчерпаемость, его недосказанность и его тайна... Художественный образ безграничен, весь мир может заключаться в нем и подвластен ему. Это форма мышления в искусстве, включающая в себя отражение объективной действительности и мир художника — его отношение к изображаемому, так им понятое и принятое.,. Художественный образ «способен вызвать сопереживание, помочь осознанию великой правды не только разумом, но и сердцем. В нем по-особому оживают не только люди, предметы, сама жизнь, но и мысль о жизни». (Маймин Е.А.). Это делает художественный образ явлением уникальным и неповторимым.
Основные черты художественного образа:
- отражение общего через индивидуальное;
- единство рационального и чувственного, объективного и субъективного;
- многозначность;
- неповторимость своеобразие;
- жизненная убедительность (через художественную деталь, психологическую подробность и т.п.).
Чертами мышления художника при создании художественного образа являются:
метафоричность, с помощью которой художник вникает в суть явления, в метафоре есть и образ и понятие содержания;
ассоциативность, когда один образ вызывает какой-то другой образ или целую цепь образов;
воображение, без которого не создать яркого и убедительного художественного образа.
Художественный образ имеет в своей структуре содержание (сюжет, фабула и т.д.), форму (язык) и мировоззренческое содержание {пафос, внутренний Человеческий мир художника-создателя).
Формируется художественный образ с помощью изобразительно — выразительных средства того или иного вида искусства — его языка. У каждого вида свой особый, специфический язык, непереводимый адекватно на язык другого вида (закон моноканальности искусства, А. Моль), знание которого приближает к воспринимающему художественный образ конкретного вида искусства.
Только зная все это -—средства создания художественного образа, способы, инструмент (язык), материал, технологию мышление художника), видя пафос художественного произведения любого вида искусства* можно более полно, адекватно воспринимать, а значит, и осмысливать художественные образы.
Ведь художественное переживание приходит через понятие увиденного, услышанного, то есть, опосредовано интеллектуальной деятельностью, сознанием, воображением. Поэтому для того, чтобы воспринимать искусство во всем его богатстве и наслаждаться им, надо уметь это делать, то есть быть художественно образованным человеком. Искусство усложняется, сложнее становится сама жизнь, а значит, для понимания искусства нужна все время усложняющаяся интеллектуальная способность личности.
И если Язык произведения искусства, а через него и художественный образ (образы) недоступен, непознан — недоступно, не познано будет и произведение искусства, его пафос, идея, мысль.
«Кто хочет понять поэта, —- говорил Гете, — должен идти в страну поэта».
Помочь детям & понимании «поэта» должно изучение структуры искусства, его языка, художественных образов. Именно знание структуры искусства опосредует глубокое восприятие его художественных образов, делает восприятие более осмысленным, позволяющим «видеть» и «слышать» «внутренний», «спрятанный» план, ассоциацию, символ... Знание языка искусства —* один из элементов готовности человека к художественному восприятию. В этом нас убедила многолетняя работа с детьми, школьниками в области искусства. Что же необходимо знать о художественном образе? Попробуем свести сказанное в простые схемы. Владея этими знаниями, воспитатель, педагог будет сам адекватнее, полнее воспринимать художественные образы искусства и учить этому своих воспитанников. Это то, о чем говорил Гете.
Специфика художественного образа
Язык искусства — совокупность художественных материалов и приемов их использования для воплощения художественного замысла — художественного образа. Он — исходный «строительный материал» для искусства. Язык искусства — это его изобразительно-выразительные средства, с помощью которых оно «разговаривает» с нами. Причем* как тонко замечает Л.А. Зеленов, не звук — материал музыки, а его свойства — лад, метроритм, темп, мелодия и т.п.; не краска — материал живописи, а цвет, светопись, линия, колорит; не движение тела — материал хореографии, а ритм и пластичность движений тела. Не актер — материал театра, а его мысль, его интуиция, его чувство. Об этом очень хорошо говорил Д. Дидро: «Великий актер — это не фортепиано, не арфа, не клавесин, не скрипка, не виолончель; у него нет непременно ему: присущего аккорда, но он набирает тот аккорд и тот тон, который подходит для передаваемой им партии, и он может исполнить всякую партию». Язык искусства — архетип и начало искусства. Философия языка есть в этом смысле принципиальная основа философий культуры. При этом язык искусства может рассматриваться в двух формах: внешней (описание, форма) и внутренней (смысл, символ). Внутренняя форма языка искусства имеет динамический характер, является той энергией, которая помогает раскрытию смысла, определяя движение к пределу полноты смысла, тому, что t4. Шпет называет «диалектикой реализуемого культурного смысла».
Язык искусства, как элемент структуры искусства помогает понять окружающий мир полнее и адекватнее, свое бытие и себя через открытие смысла, через внутреннюю природу языка искусства (и в этом смысле она может быть названа герменевтической). Внутренний смысл (мировоззренческое содержание художественного образа) — это проблема проникновения в сферу духовного, как художника, так и воспринимающего, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. И именно здесь — центр рассмотрения искусства в свете его культурного значения, роли его в формировании внутреннего (духовного) мира личности, реализации всех функций искусства. В то же время необходимо заметить, что внешняя форма не исчерпывается ей самой. *Без смысла, символа, без отношения она мертва. Но и один символ не может передать see содержание образа... Без духа, эмоции, чувства, энергии создателя и воспринимающего ни внешняя, ни внутренняя форма не исчерпывают себя... Эмоция — вот, важнейший инструмент в процессе присвоения культуры, художественных образов искусства.
Язык одного вида искусства, о чем уже говорилось выше, непереводим на язык другого вида искусства, и чтобы адекватно воспринимать его (а значит, прежде всего, очень точно «видеть» эмоционально), необходимо знать язык искусства.
![]() |
Дадим схематично набор необходимых сведений о языке различных видов' искусства (выделив в нем наиболее характерное и типичное для конкретного вида искусства):
(архитектура
геометрический объем материал планировка соотношение частей
цвет
колорит
композиция
перспектива
светотень
материал цвет
условность и т.д.
пятно
Таким образом, одним из условий повышения эффективности формирования художественных потребностей детей должна стать теоретическая база — знание того, как создается художественный образ, что выражает цвет в живописи, звук в музыке, план и монтаж в кино и т.д., то есть, как формируется художественный образ средстваг ми языка искусства.
2. Восприятие художественного образа
«Смотрят все, а видят немногие», — говорил К. Чапек. Поэтому следующим элементом нашей модели мы называем развитие способности адекватного восприятия художественного образа. Он непосредственно связан с первым элементом модели. Художественная потребность развивается на основе встречи с искусством. Точка зрения, связывающая воспитательный эффект встречи детей с искусством и формированием и развитием направленности личности, была высказана А.И. Буровым. Эта точка зрения прочно связана с психологической концепцией определяющей роли направленности личности в общей структуре духовного мира человека и поставила восприятие искусства в ряд других факторов, влияющих на развитие мировоззрения, интересов, потребностей. Проблема восприятия имеет важное педагогическое звучание. Ведь для того, чтобы общаться с искусством, надо «уметь» это делать. Кроме того, это умение, знание закономерностей художественного творчества позволяет личности распространять навыки собственного эстетического восприятия на все отношения, в которые он включается, как справедливо пишет об этом В.Н. Самохин. Возможность педагогического «руководства» восприятием показана в исследованиях в области высшей психической деятельности (Б.Т. Ананьев, СЛ. Рубинштейн, Ю,А. Самарин, Б.М. Теплов и др.). Поэтому1 способность к адекватному художественному восприятию может быть сформирована. Как замечает Б.М. Теплов, воспитывая умение «видеть» и «слышать» искусство, мы создаем предпосылки для расширенного и углубленного познания мира.
Несмотря на имеющуюся литературу по проблеме восприятия, на сегодняшний день еще нет устойчивого определения понятия «художественное восприятие», да и сама проблема восприятия еще исследована недостаточно: первые публикации появились только в начале 70-х годов. Чаще всего говорят о восприятии эстетическом, но и в этом случае под этим термином понимают и первую ступень познания эстетического предмета и «полное и содержательное его освоение» (А.И. Буров). Говоря о художественном восприятий, мы пользуемся вторым смыслом, понимая под художественным восприятием способность освоения всего формосодержательного богатства, всего идейно-эстетического и эмоционального сплава художественного образа того или иного произведения искусства прежде всего как субъективно-объективного отношения, т.е. чувственное восприятии.
Художественный образ может «распредмечиваться» в его одномерно-утилитарной функции, без освоения всего богатства значений, не адекватно ему, то есть не целостно. Это означает, что обедненный художественный образ не сможет вызвать эмоционально-ценностной реакции, направленности на его интеллектуальное постижение (как поиски смысла), а эстетические функции, искусства останутся лишь потенциальными. Вопросы анализа психологического механизма восприятия поднимались в работах представителей психологической эстетики, в экспериментальных и теоретических исследованиях (Г. Фехнер, Л.С. Выготский, П. Якобсон, И. Рок, Г.Э. Руубер и др.).
Наша задача — педагогический аспект проблемы: что и как должно восприниматься ребенком, каковы условия, позволяющие сделать восприятие наиболее ^адекватным, помогающим полнее увидеть со всех сторон художественный образ и получить художественно-эстетическое наслаждение и духовную пищу. Однако заметим, что мы, конечно, опирались на психологию восприятия (механизмы действия) и учитывали ее данные в педагогической работе. «Активное, целостное, системное восприятие на высшей ступени — это восприятие произведения в богатстве содержания и формы». Иначе говоря, художественное восприятие — это способность личности чувствовать и выявлять красоту художественных произведений (форма, цвет, звук, гармония и т.д.), различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и т.д., видеть все идейно-эмоциональное богатство художественного образа, воспринимать его, отзываться эмоционально на него. Кроме того, и личность творца должна быть «увидена», «услышана» и, главное, понята: все то, о чем он хотел сказать, поделиться с читателем, зрителем, слушателем,..* Такое полноценное восприятие приведет личность к испытанию чувства наслаждения, удовлетворения, радости, восхищения, гармоничности и т.д., то есть т- к катарсису.
В основе полноценного художественного восприятия — развитый эмоциональный мир личности (как отзывчивость на новое) и знание структуры (языка) искусства.
Именно развитие эмоционального мира и составляет педагогическую задачу формирования способности адекватного видения и восприятия художественного образа, как необходимое для этого условие.
Своеобразие художественного восприятия, как пишет Ю.С. Шапошников, сострит в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значении эмоций. Искусство, его художественные образы как раз и являются тем объективным раздражителем, при помощи которого мы сознательно можем вызвать сложную эмоциональную реакцию — художественное переживание,. превращенное в «умную эмоцию», — катарсис.
В современной науке сложилась теория эмоций, согласно которой последние «в форме субъективного переживания выражают отношения человека к природе, к общественным явлениям, другим людям, самому себе» к искусству и его художественным образам. В этом — педагогическое значение формирования мира эмоций личности и основное направление здесь для работы педагога — формирование отношения к искусству как к духовной ценности.
Только на этой основе возможно развитие эмоционального мира личности и эмоционального (заинтересованного) отношения к искусству; именно развитый эмоциональный мир поможет личности видеть художественный образ в единстве его формы и содержания, то есть целостный образ, подключая к его восприятию деятельность сознания на основе знания о структуре искусства.
Иначе говоря, художественное восприятие — это единство восприятия «чувствующего» и затем, как следствие, «думающего» (глубоко и проникновенно думающего, как замечал Б.М. Теп лов). Ибо мысль рождается из материала чувств...
Образность рассматривается как необходимый компонент высших форм познания. Образность мысли ребенка представляет собой диалектическое единство формы, содержания, субъективной значимости, то есть процесс отражения художественного объекта есть отражение не только его объективного состояния (констатация),, но и его значение для субъекта (оценивание) и это происходит прежде всего в чувственной форме. Оценка значений объекта затрагивает эмоционально — волевую сферу. Художественное восприятие, как осмысленное восприятие» представляется как цепочка:
Воспринять художественное произведение — значит самому обнаружить в себе способности художника. Опыт эстетического переживания помнится долго. Воспринять художественное произведение — это прежде всего прочувствовать его. Между прочим, сам родоначальник эстетики А. Баумгартен, давая название этому разделу науки, понимал его как субъективно-объективное отношение, то есть чувственное (само понятие «эстетическое» в переводе со старогреческого означает «чувство», «чувственное»). В свое время и4Сант сделал попытку уточнить предмет эстетики — чувственное восприятие, а не наука о прекрасном. Но победила традиция.
Художественно-эстетическое восприятие — основное в художественно-эстетической деятельности, центральное звено художественно-эстетического развития: с восприятия начинается художественно эстетическое познание действительности как способности ребенка К вычленению в явлениям действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих художественно -эстетическое переживание.
;П.М. Якобсон говорит о двух, значениях художественного восприятия: в узком (собственно акт восприятия объектов, которые даны нам органами чувств); в широком (в ходе относительно длительного восприятия предмета имеют место различные акты мышления, истолкования свойств предмета, нахождение различных связей и состояний в воспринимаемом объекте). Восприятие художественного произведения означает раскрытие его значения, что предполагает обязательную подготовку воспринимающего. Практически произведение искусства почти всегда воспринимается:
как информация о реальности, мире, отраженном в нем; -
как информация о собственно произведении, о его формальных качествах;
• как информация о создавшем его художнике;
как эмоционально-чувственная информация об объекте восприятия;
как информация о собственном субъективном состоянии (как ощущение своих эмоциональных, волевых, духовных восприятий «здесь-и-сейчас», самоощущение, самочувствование, как художественного образа и собственного осмысления себя в другом (художественном образе, герое).
О художественном восприятии можно говорить только во втором, четвертом и пятом случаях, как о формально-содержательно-чувственно-духовном отражении произведения как вещи, созданной творчеством и духом художника. Отметим при этом, что:
искусство отражает не действительность, а отношение художника к ней;
искусство существует в единстве и соотношении творчества (исполнительства) и его восприятия; предмет искусства — не действительность, а наше отношение к ней.
В основе художественного восприятия лежит художественный образ. Он безграничен. Однако богатство художественного образа требует и богатства воспринимающего, И, прежде всего, отметим образность восприятия/ Искусство мыслит образами, следовательно и воспринимающий должен обладать развитым образным мышлением. В нашей же традиционной школе, вопреки здравому смыслу, упор делается на формально-логическое мышление, на котором выстроен весь учебный процесс, но при этом забывается, что: