РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Ритмика и танец»
Направление «Художественно-эстетическое»
Класс
На 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Иванова В.Ю.
педагог дополнительного образования
Новоалтайск, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика и танец» представляет образовательный курс художественно – эстетической направленности.
Программа курса соответствует ФГОС ООО и составлена на основе программ:
1. «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г.
2. «Ритмика и танец», для 1-8 классов, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.
3. «Элементы хореографии», для 1-8классов, Пантелеева Т. СОШ № 66 г. Тюмень,- 2005г.
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления.
Рабочая программа «Ритмика и танец» разработана на основе следующих документов:
- Конвенция о правах ребенка.
· ФГОС второго поколения.
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
· Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
· Закон РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».
· Концепция духовно- нравственного воспитания.
· Устав школы.
· Социальным заказом родителей.
· Желанием самих детей.
Актуальность, педагогическая целесообразность
|
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей в художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирована к условиям общеобразовательной школы. Заниматься по данной программе может любой ребенок, проявляющий живой интерес к искусству танца, подходящей по возрасту.
Исходя из этого, была составлена модифицированная программа для учащихся 1 классов. Срок реализации программы 1 год и предусматривает работу с детьми в объеме 33 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Цель:
Создание условий для формирования эстетического воспитания детей, способствующие раскрытию и развитию природных задатков (чувство ритма, пластика, ловкости, быстроты).
|
Задачи:
1. Дать знания о роли хореографии и ритмических движений в развитии творческой и гармонично успешной личности ребёнка.
- Формировать у учащихся эстетическое отношение к искусству через развитие творческого потенциала ребенка и способности фантазировать и импровизировать.
- Развивать социальную активность и самостоятельность, умение объективно оценивать личные результаты.
Принципы обучения
1. Принципы сознательности и активности.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип систематичности.
5. Принцип гуманности.
6. Принцип демократизма.
Технологии
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Игровая технология.
3. Интерактивная методика.
4. Научно-исследовательская деятельность.
Методы и методические приемы обучения
1. Словесный (объяснение, замечание, рассказ, беседа).
2. Наглядность (показ упражнений, демонстрация фотографий, рисунков,
видеозаписей, прослушивание ритма и темпа музыки).
3. Практический (выполнение движений).
Основные виды работы
1. Групповая.
2. Индивидуальная.
3. Обучение в сотрудничестве (командная, парная).
Формы занятий
1. Обучающее занятие.
2. Тренировочное занятие.
3. Коллективно – творческое занятие (просмотр и обсуждение фильмов,
игра-путешествие, интеллектуально-познавательная игра, ролевая игра).
4. Беседы по истории танца и истории балета.
5. Музыкальное занятие.
Организация учебного процесса
|
1. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятия составляет 40 минут.
2. Занятия носят интегрированный характер.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности (ФГОС)
Базовый уровней результатов внеурочной образовательной деятельности:
· исполнять щаги (бытовой, лёгкий шаг с носка, шаг на полупальцах, лёгкий бег, шаг с подскоком);
· исполнять реверанс;
· различать музыку различных танцев;
· выполнять упражнения на ориентировку в пространстве (различение правой и левой ноги, руки, плеча, повороты вправо и влево);
· выполнять построения и перестроения (в колонну по одному, в пары и обратно, из колонны по два в колонны по четыре и обратно, из колонны в шеренгу).
Повышенный уровней результатов внеурочной образовательной деятельности:
· составлять простые композиции танца;
· анализировать своё выступление и поиск решения предложенных проблемных ситуаций.
К числу планируемых результатов освоения курса программы отнесены:
личностные результаты:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
· навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
· способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
· проявление социально ценных личностных и нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, культурному наследию;
· возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
метапредметные результаты:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
· выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ;
· осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
· организовывать свою деятельность под руководством учителя;
· уметь координировать свои движения с движениями других детей;
· уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· видеть свою ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
· различать изученные танцевальные направления;
· осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе;
· развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память, критическое мышление;
- строить рассуждения об истории возникновения и распространения танцевального искусства;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- обогащать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
· первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
· сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
· формировать собственное мнение и позицию;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- владеть начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали);
- быстро и точно исполнять словесную инструкцию.
предметные результаты:
Система предметных знаний:
· иметь представление о значении хореографии для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);
- согласовывать музыку и движение;
- выполнять ритмические комбинации, оздоровительные упражнения на высоком уровне.
Предметные действия:
- самоорганизация здорового образа жизни;
- использовать своей уровень физической подготовленности в хореографической деятельности;
- использовать хореографическую лексику при создании танцевальных композиций в импровизации;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов:
- занятие-зачет,
- конкурсы,
- концерты.
Формы представления результатов
- концерты,
- конкурсы,
- конференции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит следующие разделы:
№ | Раздела программы | Общее количество часов | Аудиторных часов | Неаудиторных часов |
Основы знаний о хореографической деятельности | ||||
Методика преподавания детского танца | ||||
Итого |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема занятий | Виды и формы учебной деятельности | Кол-во часов | Примечание |
Инструктаж по Т.Б. Партерная гимнастика. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Понятие «танец», «Новый год». | Индивидуальная, обучающее занятие. | ||||
Развитие ритмического восприятия. | Индивидуальная, тренировочное занятие. | ||||
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Развитие ритмического восприятия. | Индивидуальная, обучающее занятие. | ||||
Развитие музыкальности. | Обучение в сотрудничестве, тренировочное занятие. | ||||
Развитие музыкальности. | Обучение в сотрудничестве, тренировочное з. | ||||
Упражнения на пластику. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Паузы в движении и их использование. | Обучение в сотрудничестве, тренировочное занятие. | ||||
Упражнения на растяжку. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Диагональ, середина. Понятие о рабочей и опорной ноге. | Обучение в сотрудничестве, тренировочное занятие. | ||||
Упражнения на растяжку. | Индивидуальная, коллективно – творческое занятие. | ||||
Прыжки, подскоки, хлопки. Отработка танца. | Индивидуальная коллективно – творческое занятие. | ||||
Упражнения на пластику. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Рисунок в танце. | Групповая, музыкальное занятие. | ||||
Движение по линии танца и против линии танца. Постановка танца. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Упражнения на осанку. | Групповая, беседы по истории танца и спорта. | ||||
Знакомство с танцем «Барбарики». | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Временам года. (имитация под музыку). | Групповая коллективно – творческое занятие. | ||||
Партерная гимнастика. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Упражнения на пластику. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Просмотр видео. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Виды шага, бега, прыжков. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Изучение позиций. | Групповая, музыкальное занятие. | ||||
Упражнения на растяжку. | Групповая, обучающее занятие. | ||||
Упражнения на осанку. | Обучение в сотрудничестве, обучающее занятие. | ||||
Упражнения на пластику. | Обучение в сотрудничестве, обучающее занятие. | ||||
Я –герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). | Обучение в сотрудничестве, обучающее занятие. | ||||
Упражнения на растяжку. | Групповая, коллективно – творческое занятие. | ||||
Этюдная работа. Понятие пантомима. | Групповая, коллективно – творческое занятие. | ||||
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. | Групповая, тренировочное занятие. | ||||
Танцевальный бег. | Групповая, музыкальное занятие. | ||||
Итоговое занятие. | Индивидуальная, музыкальное занятие. |
Описание материально-технического