Тема занятия: «Ошибки в употреблении глагольных форм в устной и письменной речи»
Запомните правила употребления глагольных форм:
Личные формы глаголов
1. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Значение 1-го лица выражается описательно: могу очутиться, сумею победить.
2. Глагол хотеть, как известно, имеет в русском литературном языке такие формы настоящего времени:
- я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.
В речи попадаются такие нелепые выражения:
- “мы хочем”, “вы хочете ”, “они хочут”, “я хотю”, “он хотит”.
3. Обратимся к глаголу бежать - его правильное настоящее время может быть только таким:
- бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут и бегают.
Вот каким искажениям подвергаются эти формы:
- ты бегешь, он бегет, убег, сбег, выбег, бежи, бежите”.
Глагол ехать, ездить
Я еду. Я езжу
Что только не делают с этой несчастной формой:
- “ездию, ездишь, ездиет, ехает” - вместо ехать, еду, ездить, езжу.
5. У глагола класть есть двойник, глагол положить, у них разные корни, но одно значение. Многие забывают, что у глагола класть нет приставки, а у глагола положить она имеется. Отсюда большое количество ошибок:
- “склал”, “поклал”, “складено, покладено” /вместо сложим, положил, сложено, положено/ и “ложил”, “ложили”, “ложим”, /вместо клал, клади, кладем/.
Итак, ответ на вопрос, как правильно говорить: «класть» или «ложить», — не так прост, как может показаться, но главное – запомнить две вещи:
- . Глагола «ложить» в русском языке нет, он употребляется только с приставками и отражает действие, которое уже совершено в прошлом или будет совершено в будущем.
- Глагол «класть» употребляется без приставок (как мне подсказывают в комментариях, употребляется и с приставками, но при определенном контексте) во всех временах и отражает продолжительное действие, которое совершается сейчас, имело место быть в прошлом или произойдет в будущем времени.
|
Нормативное употребление глаголов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ
Глагол «надеть » сочетается с неодушевленными существительными. От него зададим падежный вопрос к существительному:
- надеть что? шапку, варежки, сапоги, плащ, пальто, куртку, шубу, валенки. Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/leksika/nadet-odet.html
Глагол ОДЕТЬ управляет одушевленными существительными в форме винительного падежа. От него к зависимому слову зададим вопрос:
- одеть кого? малыша, ребенка, мальчика, девочку, куколку, игрушечного мишку, бабушку. Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/leksika/nadet-odet.html
Возвратные глаголы на -ся
Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:
1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например:
· играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),
· тлеть, стареть, убирать (комнату) и др.
Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка:
· Мы игралися на улице;
· егодня я быстро прибралась в квартире;
· Дрова в камине еще тлеются;
2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования:
|
· учащие вместо у чащиеся,
· питающие вместо питающиеся.
· Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а не питаться;
3) неуместное употребление постфиксов – ся вместо – сь:
· я соби-ралася на работу, утром умывалася.
Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думае т ся, договори л ся), а – сь - после гласных (додумал а сь, договорил и сь).
4) Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что может создавать двусмысленность:
· Выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или кем-то?).
3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, закупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
4. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать первые глаголы книжные, вторые – разговорные.
5. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мяукает, сыплет, щиплет (а не полоскает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мяучит, сыпет, щипет).
6. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Неверно: отредактированная рукопись редактором. Верно: отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
7. Причастный оборот обычно должен примыкать к определяемому существительному. Неверно: горная цепь тянется на запад, состоящая из множества хребтов. Верно: горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на запад или состоящая из множества хребтов горная цепь тянется на запад.
|
8. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Неверно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. Верно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки или Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.
9. Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), должно относиться к подлежащему данного предложения. Неверно: Подведя итоги прений, собрание было завершено. Верно: Подведя итоги прений, председатель завершил собрание.