Возвратные глаголы на -ся




Тема занятия: «Ошибки в употреблении глагольных форм в устной и письменной речи»

Запомните правила употребления глагольных форм:

Личные формы глаголов

1. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Значение 1-го лица выражается описательно: могу очутиться, сумею победить.

2. Глагол хотеть, как известно, имеет в русском литературном языке такие формы настоящего времени:

  • я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.

В речи попадаются такие нелепые выражения:

  • “мы хочем”, “вы хочете ”, “они хочут”, “я хотю”, “он хотит”.

 

3. Обратимся к глаголу бежать - его правильное настоящее время может быть только таким:

  • бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут и бегают.

Вот каким искажениям подвергаются эти формы:

  • ты бегешь, он бегет, убег, сбег, выбег, бежи, бежите”.

 

Глагол ехать, ездить

Я еду. Я езжу

Что только не делают с этой несчастной формой:

  • “ездию, ездишь, ездиет, ехает” - вместо ехать, еду, ездить, езжу.

5. У глагола класть есть двойник, глагол положить, у них разные корни, но одно значение. Многие забывают, что у глагола класть нет приставки, а у глагола положить она имеется. Отсюда большое количество ошибок:

  • “склал”, “поклал”, “складено, покладено” /вместо сложим, положил, сложено, положено/ и “ложил”, “ложили”, “ложим”, /вместо клал, клади, кладем/.

Итак, ответ на вопрос, как правильно говорить: «класть» или «ложить», — не так прост, как может показаться, но главное – запомнить две вещи:

  • . Глагола «ложить» в русском языке нет, он употребляется только с приставками и отражает действие, которое уже совершено в прошлом или будет совершено в будущем.
  • Глагол «класть» употребляется без приставок (как мне подсказывают в комментариях, употребляется и с приставками, но при определенном контексте) во всех временах и отражает продолжительное действие, которое совершается сейчас, имело место быть в прошлом или произойдет в будущем времени.

 

Нормативное употребление глаголов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ

Глагол «надеть » сочетается с неодушевленными существительными. От него зададим падежный вопрос к существительному:

  • надеть что? шапку, варежки, сапоги, плащ, пальто, куртку, шубу, валенки. Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/leksika/nadet-odet.html

Глагол ОДЕТЬ управляет одушевленными существительными в форме винительного падежа. От него к зависимому слову зададим вопрос:

  • одеть кого? малыша, ребенка, мальчика, девочку, куколку, игрушечного мишку, бабушку. Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/leksika/nadet-odet.html

 

Возвратные глаголы на -ся

 

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например:

· играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),

· тлеть, стареть, убирать (комнату) и др.

Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка:

· Мы игралися на улице;

· егодня я быстро прибралась в квартире;

· Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса ся в процессе глагольного формообразования и словообразования:

· учащие вместо у чащиеся,

· питающие вместо питающиеся.

· Слово млекопитающие необходимо употреблять без ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а не питаться;

3) неуместное употребление постфиксов ся вместо – сь:

· я соби-ралася на работу, утром умывалася.

Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, ся употребляется после согласных (думае т ся, договори л ся), а сь - после гласных (додумал а сь, договорил и сь).

4) Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что может создавать двусмысленность:

· Выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или кем-то?).

3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, закупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.

 

4. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать первые глаголы книжные, вторые – разговорные.

 

5. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мяукает, сыплет, щиплет (а не полоскает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мяучит, сыпет, щипет).

 

6. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Неверно: отредактированная рукопись редактором. Верно: отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.

 

7. Причастный оборот обычно должен примыкать к определяемому существительному. Неверно: горная цепь тянется на запад, состоящая из множества хребтов. Верно: горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на запад или состоящая из множества хребтов горная цепь тянется на запад.

 

8. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Неверно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. Верно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки или Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.

 

9. Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), должно относиться к подлежащему данного предложения. Неверно: Подведя итоги прений, собрание было завершено. Верно: Подведя итоги прений, председатель завершил собрание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: